Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

О проекте Федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»»

Андрей Бузин

5. Ответственность за нарушение избирательного законодательства и за нарушение избирательных прав граждан

Проект предлагает некоторые дополнения в главу X Закона, которая называется «Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме и ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Дополнения в первую очередь касаются сроков обжалования, а также некоторых составов нарушений избирательного законодательства.

В этом разделе мы сформулируем вопросы, которые неоднократно возникали в практике обжалования нарушений избирательного законодательства, и, с нашей точки зрения, не нашли отражения в Проекте. Возможно, некоторым читателям какие-то вопросы покажутся надуманными, но огромное количество избирательных споров отражает тот факт, что для широкого круга лиц, участвующих в избирательном процессе, процедура обжалования остается неясной. Список нарушений, которые могут быть обжалованы, не исчерпывается 71-й статьей Проекта, производство по избирательным спорам в избирательном законе не определено, виды ответственности сформулированы туманно. Несмотря на лавинообразное увеличение жалоб на нарушение избирательного законодательства, складывающаяся практика их пресечения остается неудовлетворительной.

Для начала обратим внимание на то, что Проект оставил без изменения понятие «избирательные права граждан» (п.21 ст.2 Проекта). По определению Закона «избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации».

Однако, ст.71 Проекта, которая называется «Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме» предусматривает, например, ответственность за «осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Из этой нормы выясняется, что, авторы Проекта (да и авторы Закона) трактуют нарушение избирательных прав достаточно широко - как нарушение избирательного законодательства (что, впрочем, совершенно естественно). Поэтому либо следует изменить определение избирательных прав, либо - название статьи.

С нашей точки зрения, правильным был бы именно первый путь - расширить определение понятия «избирательные права граждан». Во-первых, это позволило бы без натяжек (как это происходит сейчас) рассматривать споры о нарушениях избирательного законодательства в порядке судопроизводства, определенного главой 23 ГПК РСФСР. Во-вторых, список правонарушений, перечисленных в 71-й статье Проекта все равно не покрывает всех возможных нарушений избирательного законодательства.

Ст.71 Проекта указывает виды правонарушений, за которые предусмотрена ответственность, но не определяет процедуры привлечения к этой ответственности. Поскольку в этой статье речь идет об административной и уголовной ответственности, следовало здесь же указать обязанности избирательных комиссий по инициированию возбуждения административного или уголовного дела. Эти дела не возбуждаются сами по себе; возникает вопрос о том, обязана ли избирательная комиссия составлять в случае обнаружения нарушения (преступления) протокол об административном правонарушении (или заявление об уголовном преступлении). Если да, то в каком порядке (должна ли она принимать коллегиальное решение или это может сделать член комиссии и т.д.).

Другим проявлением недоработанности ст.71 являются слова «либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами». Эти слова совершенно справедливы, но требуют расшифровки. Дело в том, что многие правонарушения из списка 71-й статьи могут повлечь за собой ответственность «по избирательному праву», к которой привлекают избирательные комиссии (отказ в регистрации, отмена регистрации, предупреждение) или по гражданскому праву (например, восстановление нарушенных прав члена комиссии с правом совещательного голоса) в порядке гражданского судопроизводства. Поэтому следовало бы явно прописать, что «Другие нарушения избирательного законодательства обжалуются в соответствующие избирательную комиссию или суд. Судебное восстановление нарушенных избирательных прав осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.»

При расширенном толковании понятия «избирательные права граждан» одним из видов восстановления нарушенных избирательных прав является отмена регистрации кандидата- нарушителя. Этому виду ответственности посвящена отдельная статья Проекта и Закона.

Рассмотрим сначала те дополнения, которые предлагаются Проектом. Важным является дополнение о трехдневном сроке, позже которого суд не может принять решение об отмене регистрации. С нашей точки зрения, это дополнение следует поддержать, оговорив при этом дополнительно порядок исчисления сроков (опыт показывает, что разные судьи по-разному трактуют исчисление сроков, а гражданское законодательство вообще не содержит трактовки исчисления срока, установленного в днях (см. ст. 192 ГК РФ)).

Более спорным является дополнение, которое устанавливает, что регистрация кандидата может быть отменена не позднее чем за 3 дня до дня голосования «по представлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата». Эта норма фактически означает, что никто иной, кроме избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, не вправе подать в суд заявление с требованием отменить регистрацию кандидата.

Принципиально остается возможность требовать не отмены регистрации кандидата, а отмены решения избирательной комиссии о регистрации. Но крайний срок подачи заявления об отмене регистрации со стороны любых субъектов избирательного процесса получается отделенным от дня голосования на несколько десятков дней. Таким образом, если кандидат грубо нарушает законодательство по прошествии 10 дней после регистрации, инициировать его снятие может только избирательная комиссия. Занятно, что подобная ситуация в принципе порождается не Проектом, а десятидневным сроком обжалования решения о регистрации, установленным 234-й статьей ГПК. Однако, суды принимали к рассмотрению заявления об отмене регистрации за несколько дней до голосования и даже удовлетворяли их! Это, впрочем, можно объяснить казуистическим утверждением, что отмена регистрации не есть отмена решения избирательной комиссии о регистрации.

Если предложение Проекта будет принято, то фактически только избирательные комиссии смогут отменять регистрацию. Не противоречит ли это п.1 ст.68 Проекта и не открываем ли мы таким нововведением дополнительные возможности для безнаказанных нарушений закона?

Следует также заметить, что норма Проекта о возможности отмены судом регистрации кандидата порождает вопрос, в порядке какого производства будет проводиться это судебное дело? Ближе всего, конечно, «производство по делам о защите избирательных прав» - глава 23 ГПК РСФСР. Однако, ст.233 не предусматривает в качестве ответчика кандидата! Заявление в суд от избирательной комиссии должно иметь очень экзотическую форму, в которой заявитель и ответчик совпадают, причем заявитель просит отменить его же решение.

Вопросы обжалования нарушений избирательного законодательства и избирательных прав граждан заслуживают более тщательной регламентации в Законе. С другой стороны, эти вопросы тесно связаны с изменением процессуальных кодексов, а в общем смысле, - и с реформой судебной системы.


Оглавление:

0. Введение
1. О названии Закона
2. О принципах проведения выборов в РФ
3. О терминологии
4. Избирательные комиссии
5. Ответственность за нарушение избирательного законодательства и за нарушение избирательных прав граждан
6. Избирательные документы и общественный контроль
7. Информирование избирателей и агитация
8. Избирательные штабы кандидатов
9. Заключение

14.09.2001

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 2001 Лахта-М