Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

О проекте Федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»»

Андрей Бузин

2. О принципах проведения выборов в РФ

Помимо принципов, перечисленных в Законе о гарантиях и сохраненных в Проекте, существует ряд принципов, декларируемых в международных юридических документах подписанных представителями Российской Федерации. Так, во Всеобщей декларации прав человека утверждается принцип «нефальсифицированности» выборов. Чаще в качестве принципа употребляется более широкий термин «справедливые выборы», а также термин «подлинные выборы». Расшифровка этих принципов содержится, например, в Декларации Совета Межпарламентского Союза о критериях свободных и справедливых выборов (Париж, 1994).

В Законе о гарантиях содержатся правовые нормы, обеспечивающие справедливость и подлинность выборов. Естественно было бы упомянуть эти общепринятые в мире термины в разделе, посвященном принципам проведения выборов.

Ст. 3 Проекта, которая называется «Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума» содержит восемь пунктов. Было бы естественным каждый пункт посвятить отдельному принципиальному положению о выборах. Между тем первый же пункт говорит не о выборах, а о гражданах Российской Федерации и содержит утверждение, дополняемое в некотором смысле пунктом 8 этой же статьи (иностранные граждане участвуют в некоторых видах выборов на территории РФ тоже на основании равного, прямого избирательного права при тайном голосовании). Таким образом, мы имеем опосредованное, а не прямое утверждение о выборах, что, несомненно, усложняет использование Закона.

С другой стороны, основополагающим принципом проведения выборов в России является то, что все они организуются и проводятся специальными органами - избирательными комиссиями. Этот факт действительно принципиален для российских выборов и имеет далеко идущие последствия. Не во всех странах организаторами выборов являются специально создаваемые для этого органы, и это положение следовало бы зафиксировать именно в статье о принципах проведения выборов. Утверждение, что избирательные комиссии работают открыто и гласно (п.7) можно было бы отнести к порядку работы избирательных комиссий. Отсутствие в Законе прямой нормы, что именно избирательные комиссии организуют и проводят выборы, является одной из причин того, что органы исполнительной власти часто присваиваивают себе полномочия по организации выборов.


Оглавление:

0. Введение
1. О названии Закона
2. О принципах проведения выборов в РФ
3. О терминологии
4. Избирательные комиссии
5. Ответственность за нарушение избирательного законодательства и за нарушение избирательных прав граждан
6. Избирательные документы и общественный контроль
7. Информирование избирателей и агитация
8. Избирательные штабы кандидатов
9. Заключение

14.09.2001

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 2001 Лахта-М