Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

О проекте Федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»»

Андрей Бузин

1. О названии Закона

Один из основных авторов Закона о гарантиях - бывший депутат ГосДумы В.Л.Шейнис - любит называть Закон о гарантиях «рамочным». Имеется в виду, что этот закон устанавливает лишь общие принципы и основные положения о выборах и референдумах в Российской Федерации. Проведение выборов и референдумов более детально регламентируются Федеральными законами (в случае с референдумом РФ - Федеральным конституционным законом) и законами субъектов Федерации, а также другими нормативными актами. Для подобного рода законов существует общепринятый в российском законотворчестве шаблон заголовка «Основы законодательства РФ…» или «Об основах …» или «Об общих принципах…».

Подобные шаблоны в заголовке закона означают, что закон имеет прямое действие лишь в том случае, если не существует более конкретного закона в данной области, а также, что данный вопрос относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (например, Федеральные законы «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и т.д.). Для единообразия и с целью указания на тот факт, что рассматриваемый закон устанавливает общие положения, действующие на всех выборах в РФ, естественно было бы началом заголовка положить слова «Основы законодательства о ….».

Нетрадиционное название закона понудило разработчиков Проекта поменять названия разделов Закона: в них было внесено слово «гарантии» и его вариации. Между тем, обычно под «гарантиями» понимают в первую очередь дозволительные правовые нормы, а закон изобилует нормами обязывающими и запрещающими.

Второе, что уже пора делать с Законом о гарантиях, - отделить выборы от референдумов. Я не собираюсь оспаривать утверждение о том, что законодательство о референдуме входит в избирательное законодательство, как не собираюсь оспаривать любую непротиворечивую систему терминов. Несомненно, многие процедуры выборов и референдума совпадают. В 1997 году разработчики закона получили задание написать закон об общих принципах реализации институтов прямой (непосредственной) демократии, и успешно справились с заданием в условиях цейтнота. Однако закон от этого существенно проиграл, поскольку многие формулировки стали длинными, изобилующими знаками препинания, а в некоторых случаях, - и неоднозначно трактуемыми (Пример из п.18 ст.17 Проекта: «Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может быть установлен особый порядок включения избирателей, участников референдума, находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, а также военнослужащих, находящихся вне места дислокации воинской части, в список избирателей, участников референдума избирательного участка, участка референдума по месту их временного проживания. При этом должен быть определен порядок исключения указанных избирателей, участников референдума из списка избирателей, участников референдума избирательного участка, участка референдума по месту их постоянного или преимущественного проживания, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы.»). Кроме того, в некоторых местах Закона и Проекта референдум просто забыт (например, в процитированном пункте Проекта вслед за словами «избирательного участка» упоминается «участок референдума», в других же аналогичных случаях «участок референдума» забыт - см., например, предыдущий пункт).

С другой стороны, в Законе о гарантиях довольно много положений специфичных именно для референдума, и это тоже не облегчает использование Закона.

Еще одним аргументом в пользу разделения Закона о гарантиях является тот странный факт, что Федеральный Закон о гарантиях устанавливает общие принципы, которые должны быть реализованы в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации».

Таким образом, с целью совершенствования российского избирательного законодательства в настоящее время было бы резонно вместо Закона о гарантиях (но на его основе) принять два Федеральных закона «Основы законодательства о выборах в органы власти и местного самоуправления в Российской Федерации» и «Основы законодательства о региональных и местных референдумах в Российской Федерации». Это существенно упростило бы тексты избирательных законов и их использование.

Заметим, что с целью упрощения текста Закона можно было бы пойти и другим путем: переопределить термины «избиратель», «избирательные права», «избирательный участок», «избирательные комиссии» и другие, распространив их значение и на референдумы. Этот путь не является традиционным для отечественной юриспруденции и представляется менее реальным.

В связи с вышесказанным, в этой работе мы будем говорить исключительно о выборах.


Оглавление:

0. Введение
1. О названии Закона
2. О принципах проведения выборов в РФ
3. О терминологии
4. Избирательные комиссии
5. Ответственность за нарушение избирательного законодательства и за нарушение избирательных прав граждан
6. Избирательные документы и общественный контроль
7. Информирование избирателей и агитация
8. Избирательные штабы кандидатов
9. Заключение

14.09.2001

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 2001 Лахта-М