|
|
|
Пародия на законотворческий процесс Часть 2. Федеральные законодатели оставили москвичам и хрен, и редьку Как отмечалось в предыдущей заметке (см. “Часть 1. Федеральный уровень”), проект изменений федерального избирательного законодательства был подготовлен еще осенью прошлого года, и его основные положения были известны. С точки зрения московской городской политики в преддверии выборов в Мосгордуму наиболее важными были три положения этого законопроекта:
Таким образом, для московских политиков главная интрига заключалась в том, успеет ли Государственная Дума принять этот федеральный закон до летних каникул. В случае принятия закона до каникул (как это и произошло) выборы в Мосгордуму должны проходить уже на основании обновленного федерального законодательства. Если бы закон принять не успели, на московских выборах действовал бы закон в старой редакции, поскольку выборы должны были быть назначены не позднее первых чисел сентября, т.е. до начала новой сессии Государственной Думы. В соответствии с тем текстом законопроекта, который был внесен Президентом в Государственную Думу, намечалась такая альтернатива:
В общем, выбор был между хреном и редькой. Но оказалось, что все не так плохо, а … гораздо хуже. Федеральные законодатели, сговорившись с московскими властями, сумели оставить москвичам и хрен, и редьку. В результате выборы пройдут в декабре с 10%-ным барьером и без избирательных блоков. Московские законодатели тоже проявили свою прыть. Они сумели принять новый Избирательный кодекс одновременно с принятием федерального закона (об этом см. следующую заметку “Часть 3. Московский городской уровень”), параллельно внося все необходимые, а также не необходимые поправки (например, об исключении строки “против всех”). Спешка с принятием нового московского закона была не напрасной. Теперь уже ясно, что еще весной была достигнута договоренность о том, что в законопроект будет внесена поправка, разрешающая не переносить на март 2006 г. выборы, которые должны пройти в конце 2005 г. И эта поправка, затрагивающая не только Москву, но и многие другие регионы, действительно была принята. Поправка, следует сказать, в принципе, разумная. Но главный успех московских властей – поправка, которая касается только Москвы и которая откладывает до начала 2006 г. вступление в силу ограничения заградительного барьера в 7%. Две поправки почти одинакового содержания были поданы двумя группами депутатов-единороссов: первая группа - Г.В.Боос, В.Ал.Васильев, И.Н.Габдрахманов, В.В.Гребенников, П.А.Медведев, С.В.Широков (6 депутатов, из которых 5 избраны по одномандатным округам Москвы), вторая группа - О.В.Морозов, В.С.Груздев, С.Ю.Осадчий (3 депутата, из которых 2 избраны по одномандатным округам Москвы). Но в конечном счете была принята аналогичная по смыслу, но более юридически корректная поправка А.П.Москальца (т.е. поправка, написанная сотрудниками ЦИК РФ). Подчеркиваю: это сделано специально для Москвы. Больше 7% барьер установлен был только в 4 регионах, из них в двух (Калмыкии и Вологодской области) выборы уже прошли и следующие не скоро. Также не скоро выборы и в Дагестане. Единственный регион, ради которого нужно было спешно устанавливать федеральную планку в 7% – это Москва, которая отличилась и подняла свой барьер на небывалую высоту (см. “Сага о 10-процентном барьере”). Поразителен сам факт отсрочки введения в действие этой нормы. Понятно, когда отсрочка обусловлена тем, что нужно время для изменения законодательства или для того, чтобы участники выборов успели адаптироваться. С этой точки зрения вполне логично было бы отсрочить введение в действие запрета на избирательные блоки. Но нет – все делается наоборот: запрет на блоки вводится немедленно – а это требует внесения больших изменений в региональные законы, не говоря уже о том, что грубо ломает планы тех, кто готовится к выборам; зато требование, которое можно выполнить внесением одной маленькой поправочки (в такой-то статье число “10” заменить числом “7”), вступает в силу попозже – тогда, когда в нем и необходимости-то уже не будет. А.Е. Любарев
|
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |