Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Аркадий Любарев

Россия – Украина:
Неспортивное соревнование по избирательному законодательству

Часть 8. Подсчет голосов

Главное достоинство российского закона по сравнению с украинским в части правил подсчета голосов – наличие увеличенной формы протокола, которая существенно помогает членам комиссии и наблюдателям контролировать процесс подсчета. Отсутствие на украинских выборах увеличенной формы протокола отметили как недостаток многие члены нашей миссии.

Еще одно важное положение, присутствующее в российском законе, но отсутствующее в украинском, – требование подсчитывать бюллетени путем перекладывания и запрет одновременно считать бюллетени в разных пачках. Это, конечно, увеличивает время подсчета, однако только при такой процедуре члены комиссии и наблюдатели могут быть уверены и в том, что в каждой пачке находятся бюллетени только за соответствующего кандидата, и в правильности подсчета. Да и вероятность ошибок при подсчете снижается в разы. Кстати, на том избирательном участке, где я присутствовал при подсчете, считали именно так: члены комиссии безо всякого закона понимали, что такой порядок более правильный.

Стоит еще отметить немного различающийся порядок действий при подсчете голосов. В России сначала гасят неиспользованные бюллетени, а затем приступают к подсчету отметок в списке избирателей. По украинскому закону сначала по спискам определяется число избирателей, затем гасят неиспользованные бюллетени, после чего опять возвращаются к списку избирателей, чтобы определить число избирателей, получивших бюллетени. Полагаю, что российский вариант правильнее: он позволяет сразу избавиться от лишних бюллетеней, чтобы их нельзя было использовать для манипуляций. Да и все подсчеты по списку избирателей целесообразно делать сразу.

Теперь о достоинствах украинского закона. По этому закону действия комиссии по подсчету голосов имеют статус заседания комиссии. Оно начинается сразу после окончания голосования, проводится без перерыва и заканчивается после составления и подписания протокола о подсчете голосов избирателей. Это означает, в частности, что ведется протокол заседания, то есть все действия комиссии фиксируются (протокол заседания и протокол о подсчете голосов – это разные документы).

Закон также предусматривает, что жалобы и обращения, поданные к моменту начала заседания, рассматриваются до начала подсчета голосов. И это тоже правильно.

По украинскому закону последовательность строк протокола о подсчете голосов более удобная, чем по российскому – строки расположены в том порядке, в каком они должны заполняться.

Есть в украинском законе ряд важных норм, которые касаются процедур передачи избирательной документации участковой комиссии в вышестоящую. Секретарь УИК, другие члены комиссии, которые не сопровождают транспортировку избирательных документов в окружную избирательную комиссию (ОИК), остаются в помещении УИК до получения сообщения о принятии ОИК протоколов о подсчете голосов. В это время печать УИК и бланки протоколов о подсчете голосов хранятся в сейфе в помещении УИК. После принятия ОИК протокола УИК о подсчете голосов бланки соответствующего протокола погашаются.

Передача протокола УИК происходит на заседании ОИК (которое начинается с момента окончания голосования). В это время члены ОИК не могут привлекаться к выполнению других функций, кроме участия в заседании комиссии.

В заключение еще несколько спорных моментов.

Украинский закон не предусматривает пересчета в случае, если не сходятся контрольные соотношения. Закон просто требует составить акт, в котором должна быть указана причина расхождений. В реальности случаи пересчета встречаются, об этом отмечено в отчете миссии ОБСЕ/БДИПЧ. В принципе, комиссия в зависимости от ситуации должна сама решать, нужно ли делать пересчет.

Отметим также, что расхождения в контрольных соотношения по украинскому закону не фиксируются в протоколе. И в целом закон не предусматривает суммирование и публикацию данных о количестве чрезвычайных происшествий, в случае которых законом предусмотрено составление акта: в бюллетени внесены изменения без решения ЦИК; несоответствие числа бюллетеней, полученных УИК, выписке из протокола ОИК; повреждение ленты, которой опечатан сейф; повреждение пломб на избирательном ящике; число контрольных талонов оказалось не равно числу отметок в списке избирателей о выдаче бюллетеней.

По данным наблюдателей нашей миссии, случаи, когда число контрольных талонов оказалось не равно числу отметок в списке избирателей о выдаче бюллетеней, наблюдались на 10% участков, где они присутствовали при подсчете голосов.

По нашим расчетам, на президентских выборах 25 мая в протоколах 76 УИК (из более чем 30 тыс.) не сходится баланс бюллетеней: число бюллетеней, полученных УИК, не равно сумме числа бюллетеней, выданных избирателям, и числа неиспользованных бюллетеней. Это может быть связано с ошибками не только при подведении итогов голосования, но и при более раннем подсчете числа полученных бюллетеней, а также с утерей бюллетеней. В протоколах 67 УИК не сходится баланс голосов: число избирателей, принявших участие в голосовании, не равно сумме голосов за кандидатов и недействительных бюллетеней. Это может быть связано только с ошибками при подсчете.

И в российском, и в украинском законе есть весьма спорная и нечеткая норма, касающаяся подсчета голосов при совмещении выборов. В российском она звучит так: «В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем – в органы местного самоуправления». В украинском законе написано примерно то же самое: «Если одновременно с выборами Президента Украины проводятся выборы народных депутатов Украины, местные выборы, подсчет голосов на этих выборах проводится по окончании составления протоколов о подсчете голосов избирателей по выборам Президента Украины и их подписания в установленном порядке на этом же заседании участковой избирательной комиссии».

Эти нормы не учитывают, что подсчет голосов включает много этапов, и каждый из этих этапов целесообразно завершать одновременно по всем видам выборов. Так, важно как можно быстрее погасить неиспользованные бюллетени – а если буквально понимать цитированные нормы, то неиспользованные бюллетени по местным выборам должны лежать непогашенными, пока не завершатся все процедуры по общенациональным выборам. Также целесообразно сразу завершить все подсчеты по спискам избирателей (хотя в Украине, в отличие от России, на президентских и местных выборах раздельные списки) и больше эти списки не трогать.

На избирательном участке, где я присутствовал при подсчете голосов, все делалось сумбурно. Сначала сделали подсчеты по спискам и погасили бюллетени по всем выборам (напомню, что на городских выборах было 3 бюллетеня – по выборам мэра, по партийным спискам и по одномандатному округу). Затем высыпали бюллетени из малых урн и первой большой. Их рассортировали по видам (по цвету), затем сортировали по кандидатам (партиям) и считали голоса сначала по президентским выборам, потом по мэрским, затем по депутатским. Далее вскрыли еще две большие урны, рассортировали бюллетени по цвету. А потом решили вскрыть две оставшиеся большие урны, рассортировали бюллетени по цвету. И уже после этого стали сортировать по кандидатам и считать голоса на президентских выборах сразу из четырех урн, затем – по мэрским и депутатским.

Полагаю, что наиболее разумный порядок подсчета – тот, к которому комиссия пришла в конце (с некоторыми уточнениями). Удобнее (да и безопаснее) всего сначала вскрыть урну и рассортировать ее бюллетени по цвету – в сложенном виде бюллетени занимают меньше места, и их легче контролировать. Затем вскрыть следующую урну и так далее (если с урной что-то не в порядке, ее бюллетени можно не смешивать с другими). И только после того, как вскрыты все урны и все бюллетени рассортированы по цвету, целесообразно начинать непосредственный подсчет голосов, то есть сортировку бюллетеней по кандидатам и подсчет рассортированных бюллетеней.

В украинском законе записано: «После выхода из помещения для голосования последнего избирателя помещение закрывается и в нем остаются только члены избирательной комиссии и лица, которые согласно этому Закону имеют право присутствовать на заседании избирательной комиссии». Фактически это означает (хотя прямо не сказано), что лицо, имеющее право присутствовать при подсчете, но пришедшее на участок после окончания голосования, в помещение не пустят.

Но есть проблема и с покиданием избирательного участка. Некоторые сотрудники правоохранительных органов трактуют данную норму так, что помещение должно быть заперто до окончания подсчета, и никто его не должен покидать. Мне самому с трудом удалось убедить охранявшего участок полицейского выпустить меня в 4 часа утра, когда был закончен подсчет голосов на президентских выборах и я решил, что моя миссия завершена.

Часть 7. Голосование

Оглавление

Часть 9. Определение результатов выборов

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев