Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Аркадий Любарев

Россия – Украина:
Неспортивное соревнование по избирательному законодательству

Часть 4. Выдвижение и регистрация кандидатов и партсписков

Как в России, так и в Украине кандидаты могут выдвигаться партиями, а также путем самовыдвижения. Правда, в России нет самовыдвижения на выборах глав регионов (кроме Москвы и Кировской области), но в Украине вообще нет выборов глав регионов. Списки кандидатов в обеих странах выдвигаются только партиями.

Условия регистрации кандидатов и партсписков в России последнее время часто меняются. До 2012 года в заявительном порядке регистрировались только кандидаты и списки парламентских партий (заявительный порядок может также устанавливаться региональным законодателем для выборов муниципальных депутатов при средней норме представительства не более 10 тыс. избирателей). В 2012–2013 году заявительный порядок был распространен на все партии. Сейчас на выборах депутатов вновь в заявительном порядке регистрируются кандидаты и списки небольшого числа партий – перечень таких льготников для каждых выборов свой, но пока реально в нем от 5 до 8 партий. На президентских выборах по-прежнему льготу имеют только парламентские партии, на губернаторских выборах льготу не имеет никто, на выборах мэров пока льгота у всех партий.

Самовыдвиженцы и кандидаты от партий, не имеющих льготу, должны собирать подписи избирателей (на губернаторских выборах выдвиженцы от партий – подписи муниципальных депутатов, а самовыдвиженцы – подписи и депутатов, и избирателей). Венецианская комиссия рекомендует не требовать подписи более 1% избирателей, но в России эту рекомендацию игнорируют.

Так, на президентских выборах в 2000, 2004, 2008 и 2012 годах требовалось собрать 2 миллиона подписей, что составляло примерно 1,8% от числа российских избирателей. После выборов 2012 года это требование было уменьшено: до 300 тыс. для самовыдвиженцев и 100 тыс. для выдвиженцев непарламентских партий. Но будут ли эти нормы действовать на ближайших президентских выборах, предсказать невозможно.

На региональных и муниципальных выборах рамочный федеральный закон до 2012 года разрешал региональному законодателю требовать до 2% подписей, и во многих регионах требовали именно 2% (в остальных чаще всего 1%). В 2012 году было установлено единое требование: 0,5%. Но в 2014 году 0,5% было оставлено для муниципальных выборов и партсписков на региональных выборах, а для одномандатников на выборах в Госдуму и региональные парламенты число подписей поднято до 3%. И только для партсписков на выборах в Госдуму требования более мягкие – 200 тыс. (0,2% от числа избирателей), а в 2011 году было даже 150 тыс.

Но дело не только в количестве подписей, но и в правилах их проверки и выбраковки. Они столь жесткие и несправедливые, что зачастую через этот фильтр проходит менее половины кандидатов, представивших подписи, а иногда «заворачиваются» вообще все кандидаты.

В Украине в настоящее время все кандидаты и списки регистрируются на равных основаниях – через избирательный залог.

На президентских выборах залог составляет 2,5 млн. гривен (такой же залог был и в 2010 году). Курс гривны в последние два месяца – примерно 2,9 руб., то есть в пересчете на рубли залог составляет 7,25 млн.

На выборах в Верховную Раду залог для партсписков составлял 2 000 минимальных размеров заработной платы, а для одномандатников – 12 минимальных размеров заработной платы.

На местных выборах размер залога определен как удвоенный размер минимальной месячной заработной платы на каждые 100 тыс. избирателей. В 2014 году минимальная месячная заработная плата установлена в 1218 гривен. Так, для Киева, где 2 138 тыс. избирателей, получается примерно 26 тыс. гривен (в пересчете на рубли – примерно 75 тыс.).

В России залог был отменен в 2009 году, а на президентских выборах его никогда не было. Размер залога устанавливался достаточно произвольно (формально он был привязан к «потолку» избирательного фонда, но реально в этой связке определяющим был именно размер залога), но обычно он был существенно выше украинского. Так, на выборах в Госдуму в 2007 году залог составлял 60 млн. руб., на выборах мэра Москвы в 2003 году – 4,5 млн. руб., а на выборах региональных парламентов в некоторых регионах залоги для партий в общерегиональном округе были такие: в Томской области в 2007 году – 9 млн. руб., во Владимирской области в 2009 году – 12,3 млн. руб., в Краснодарском крае в 2007 году – 30 тыс. руб., в Санкт-Петербурге в 2007 году – 90 тыс. руб.

Украинские эксперты, с которыми я разговаривал, высказывали мнение, что залог на президентских выборах слишком большой – по сравнению с другими европейскими странами. Но я здесь с ними не могу согласиться. Нужно оценивать результат: сколько кандидатов регистрируется.

В Украине в президентских выборах участвует большое число кандидатов: в 2004 году – 24, в 2010 году – 18, в 2014 году – 21. При этом на последних выборах 11 кандидатов получили менее 1%, из них 5 – менее 0,1%. В Киеве 25 мая на выборах мэра было 19 кандидатов; на выборах городской рады – 35 списков.

Это, безусловно, лучше, чем в России на президентских выборах 2008 и 2012 годов, в которых участвовало соответственно всего четыре и пять кандидатов; при этом в 2008 году было отказано бывшему главе правительства, а в 2012 году – ветерану президентских кампаний, лидеру партии, получившей на выборах более 2 млн. голосов.

 Но все же такое большое число кандидатов, с моей точки зрения, не оптимально. Большое число кандидатов запутывает избирателя, затрудняет проведение полноценных теледебатов, мешает основным кандидатам доносить свои программы до избирателей. О проблемах, которые создаются при этом с составами избирательных комиссий, я писал в предыдущей статье.

Оптимальным я бы считал 7–9 кандидатов, поскольку психологи давно отметили, что человек способен одновременно держать в памяти 7–9 объектов. При этом отклонение в большую сторону лучше, чем в меньшую, так что 9–12 кандидатов – это нормально. Больше – уже избыток (еще раз обращаю внимание, что на президентских выборах 25 мая более 1% получили как раз 10 кандидатов).

Так что я бы рекомендовал украинцам размер залога увеличить. Но с одной важной поправкой. Дело не только в размере залога. Украинский закон предусматривает, что залог возвращается только победителю (если выборы прошли в один тур), либо обоим кандидатам, вышедшим во второй тур. То есть демонстрируется одинаковое отношение к Юлии Тимошенко, получившей 12,8%, и Зоряну Шкиряку, за которого голосовало 0,02% избирателей. На выборах по спискам залог возвращается только партиям, получившим мандаты.

В России, когда применялся залог, было не так. Залог возвращался кандидатам, получившим более 5%, и партиям, за списки которых голосовало более 3% (когда на выборах в Госдуму барьер подняли до 7%, порог возврата залога был увеличен до 4%).

Полагаю, что российский вариант правильнее. Он стимулирует к участию в выборах серьезных кандидатов, которые имеют хорошие шансы вернуть залог. Именно с учетом такой поправки можно рекомендовать увеличить размер залога, чтобы затруднить участие в выборах несерьезных кандидатов.

Часть 3. Избирательные комиссии

Оглавление

Часть 5. Предвыборная агитация 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев