|
|
|
О сводном плакатеСводный плакат, содержащий информацию о кандидатах, является очень важным элементом избирательной кампании. Особенно он важен на выборах депутатов по одномандатным или многомандатным округам, поскольку на таких выборах избиратели обычно плохо знают своих кандидатов (основные кандидаты на должности Президента или Мэра известны гораздо больше). Поэтому для значительного числа избирателей сводный плакат становится главным источником объективной информации о кандидатах, на основе которой они делают свой выбор. Многие избиратели приходят на избирательный участок, еще не решив, за кого голосовать. И свой окончательный выбор они делают у сводного плаката. Несмотря на такое важное значение плаката, законодатели практически не уделяют ему внимания. В федеральных законах о выборах до сих пор о нем есть лишь упоминание в статье "Помещение для голосования"; при этом не указано, кто готовит такой плакат и несет за него ответственность. Получается, что федеральные законы предусматривают размещение сводного плаката только в местах для голосования и не гарантируют получение избирателями информации о кандидатах до дня голосования. Этот же недостаток сохранился и в проекте новой редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятом в первом чтении. Правда, по инициативе автора этих строк ко второму чтению в проект внесена соответствующая поправка. В московский закон о выборах стараниями депутата МГД Д.И. Катаева, председателя МОИ А.Ю. Бузина и автора этих строк удалось в 1999 г. внести новеллу, регулирующую подготовку и размещение сводного плаката. Вокруг этой новеллы споры велись до самого последнего дня работы над законом. В окончательную редакцию закона пункт о сводном плакате попал в урезанном виде. В 2001 г. попытка внести поправки в этот пункт окончились ничем. И все же это можно считать большим прогрессом по сравнению с предыдущими законами и федеральным законодательством. Половинчатость редакции московского закона состоит, в частности, в том, что некоторые необходимые нормы в него не попали, зато было записано, что "порядок подготовки сводных информационных материалов устанавливает городская избирательная комиссия". Однако к выборам советников 1999 и 2000 гг. и дополнительным выборам депутатов МГД 2000 г. МГИК не подготовил требуемого законом нормативного акта. И лишь к нынешним выборам по настоянию и при непосредственном участи автора этих строк был разработан и утвержден на заседании МГИК 1 ноября "Порядок подготовки, издания и размещения сводных информационных материалов о зарегистрированных кандидатах в депутаты Московской городской Думы". Любопытно, что в федеральных законах 1995 г. предусматривалась возможность включения в сводные плакаты предвыборных платформ кандидатов. Именно так можно было понять фразу закона: "В информационных материалах о кандидатах и об их предвыборных платформах не должны содержаться агитационные призывы". Но "рамочный" закон 1997 г. определил, что эти материалы должны содержать сведения биографического характера. Содержание сводных плакатов часто становится предметом ожесточенных споров между членами избирательных комиссий, между комиссиями и кандидатами. Так, на выборах депутатов Государственной Думы 1995 г. в окружной комиссии по Чертановскому округу № 204 споры привели к тому, что комиссия вначале утвердила плакат, а после его издания приняла решение не вывешивать его в местах для голосования. На дополнительных выборах депутата Государственной Думы по тому же Чертановскому округу в октябре этого года Центризбирком дважды разбирал жалобы, связанные с содержанием сводного плаката, и оба раза поправлял окружную комиссию (см. "Краткую историю информационного плаката"). По нашему мнению, размещение сводного плаката перед выборами в местах, где с ними может ознакомится максимальное количество избирателей, является одним из наиболее эффективных способов привлечения избирателей на выборы. В этом убеждают и звонки в МГИК избирателей, которые жалуются на отсутствие информации о зарегистрированных кандидатах. Мы полагаем, что отказ ОИК № 204 в октябре 2001 г. от такого размещения плакатов и привел к срыву явки на дополнительных выборах (см. "Кто сорвал явку в Чертановском округе?"). На нынешних выборах депутатов МГД проблема явки также стоит чрезвычайно остро. Казалось бы, опыт провалившихся выборов по Чертановскому округу должен быть учтен. Тем более, что в московском законе, в отличие от федерального, четко записано, что эти плакаты должны размещаться "в местах для вывешивания агитационных печатных материалов, расположенных на территории избирательных участков". В соответствие с утвержденным МГИК "Порядком" плакаты должны быть изданы тиражом из расчета не менее 5 экземпляров на один избирательный участок. Для размещения в местах голосования требуется 2–3 экземпляра. таким образом, в местах, посещаемых избирателями (на стендах, в витринах и т.п.) можно разместить по 2 экземпляра на участок (или около 50 плакатов на средний район). Однако наблюдения показывают, что во многих районах такие плакаты либо не висят, либо висят значительно реже, чем могли бы исходя из их тиража. Многие окружные комиссии, по-видимому, устранились от контроля за размещением плаката. Вероятно, они рассчитывают обеспечить явку путем призывов к досрочному голосованию. Есть и еще одна проблема. Предвидя, что окружные комиссии могут допустить ошибки при подготовке сводных плакатов, в "Порядок подготовки, издания и размещения сводных информационных материалов о зарегистрированных кандидатах в депутаты Московской городской Думы" по предложению председателя МГИК В.П. Горбунова было внесено положение о том, что окружные комиссии должны до передачи оригинал-макета в типографию представлять копию оригинал-макета в МГИК. Однако благие намерения Горбунова оказались не подкреплены организационными мерами. Сотрудники аппарата и дежурные члены МГИК из-за недостатка времени оказались не в состоянии справиться с проверкой содержания плакатов 35 окружных комиссий. И вот 8 декабря, когда в МГИК из большинства окружных комиссий поступили экземпляры уже готовых плакатов, вдруг выяснилось, что многие из них не отвечают требованиям закона и утвержденного МГИК "Порядка". Так, плакаты ОИК № 17 и 18 (обе в ЮВАО) содержат положения предвыборных программ кандидатов. В плакатах других ОИК много субъективных оценок, неподтвержденных или неточных данных, двусмысленных фраз. Горбунов решил разослать во все окружные комиссии письмо с просьбой вновь проверить текст плаката и принять меры к исключению из него элементов агитации. Такая реакция обусловлена опасением, что результаты выборов могут быть оспорены из-за содержащихся в плакатах, расположенных на избирательных участках элементах агитации. Однако предсказать, какой будет реакция на данное письмо в разных окружных комиссиях, очень трудно. Я опасаюсь, что письмо приведет к еще более негативным последствиям. Аркадий Любарев Просьба, сообщать информацию о размещении сводных плакатов в "Гостевую книгу" сайта или по электронной почте по адресу lyubarev@votas.ru |
Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик | |
This
document maintained by lahta-m@.votas.ru. |