|
|
|
Как московская
администрация боролась за голоса
избирателей Андрей Бузин Столичная администрация вполне достойно исполняет роль первопроходца в области освоения новых избирательных технологий. Приблизительно с середины девяностых годов, с того времени, когда российское избирательное законодательство приобрело вполне респектабельный и удовлетворяющий международным стандартам вид, московская администрация, представляющая собой довольно хорошо структурированную организацию – от Мэрии через префектуры к районным управам – начала искать и применять новые формы воздействия на результаты выборов. Постепенно выработался целый арсенал приемов, которые позволяют московской администрации в настоящее время успешно управлять избирательным процессом новых “альтернативных” выборов. В российской провинции тоже потихонечку идет перестройка методов управления выборами. Федеральная власть во главе с администрацией Президента многое заимствовала у московских властей; администрации субъектов Федерации, а в некоторых случаях и местного самоуправления довольно быстро осваивают новые приемы обхода прогрессивного российского избирательного законодательства. Среди этих приемов, в первую очередь, конечно, стоит отметить взятие под контроль большинства средств массовой информации. Надо ли говорить, что в огромной России телевидение играет особую роль? Сами знаете, где у нас независимые федеральные каналы. В Москве местные телеканалы играют не такую большую роль, как федеральное телевидение, и московская администрация за последние семь лет создала целую империю подконтрольных ей печатных органов – районных, межрайонных и окружных газет. Эти газеты финансируются из бюджета, бесплатно распространяются по почтовым ящикам всех избирателей и играют роль средств массовой манипуляции. Некоторые аналитики недооценивают влияние этого канала информации на московские выборы: для многих избирателей, особенно пожилых, это – важнейший источник информации. Другой по значимости фактор влияния на результаты выборов – воздействие на составы и деятельность избирательных комиссий. Не меньшую роль оказывает и отсутствие независимого правосудия. Список административных избирательных технологий довольно велик и пополняется с каждыми выборами. Их применение зависит от конкретной задачи, которую ставит перед собой администрация на конкретных выборах. На этот раз, 14 марта 2004 года, московская администрация проводила два типа выборов (мы не будем говорить о четырех округах, где дополнительно избирались депутаты городской Думы) и имела две разные задачи: на выборах Президента РФ ставилась задача обеспечить максимальную явку, а на выборах в муниципальные собрания – провести максимальное число “своих” кандидатов. Российские СМИ уже довольно много написали о том, как по всей стране исполнительная власть выполняла установку на “отлов” избирателей. Не приходится сомневаться, что если бы не беспрецедентные меры по обеспечению явки, едва ли торжество демократии в виде псевдоальтернативных выборов состоялось. Принудиловка в военных и гражданских учебных заведениях, негласная обязательность офицерского голосования, соревнования с призами между коллективами за максимальную явку, лотереи среди избирателей, обход и обзвон непроголосовавших, медпомощь, парикмахерские, концерты, распродажи и ярмарки на избирательных участках, бесплатный проезд до места голосования и прочие технологии обеспечения “высшего непосредственного проявления воли народа”, а также миллиарды рублей, потраченных государством на призывы к своим гражданам выразить свою волю не заставляют представителей российской власти краснеть, когда они говорят о “свободных и демократических” российских выборах. Напомним, что в советские времена ритуал опускания бюллетеней с единственным кандидатом и последующей фальсификацией итогов голосования тоже назывался выборами. На выборах Президента РФ, прошедших 14 марта 2004 года, автору этой статьи довелось быть членом одной московской участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Благодаря этому счастливому обстоятельству автор, второе десятилетие занимающийся проблемами российских выборов, смог наконец получить довольно достоверную информацию по двум давно волновавшим его вопросам:
По этим вопросам автор публикует маленькие заметки на сайте Межрегионального объединения избирателей: “О возрастном составе избирателей” и “О времени, которое требуется участковым избирательным комиссиям для подсчета голосов по закону”. Надеюсь, что эти сведения помогут всем, кто интересуется проблемами российских выборов. Ниже расскажу о других впечатлениях, вынесенных мною с этих выборов. Сразу замечу, что комиссия, в работе которой мне довелось участвовать, была не совсем обычна по своему составу: в отличие от большинства комиссий она состояла не из сотрудников одного учреждения, а из жильцов одного микрорайона. Это делало комиссию более демократичной, можно даже сказать неформальной. Но так же, как и другие комиссии, она тщательно “курировалась” исполнительной властью: орготделом районной Управы и сотрудниками Префектуры ЮАО города Москвы. Итак, две задачи, которая выполняла московская исполнительная власть на этих выборах (помимо собственно задачи организации голосования): обеспечение явки и выборы местных депутатов. Первая задача решалась следующими способами:
На выборах в местные органы власти – муниципальные Собрания – явка роли не играет (речь идет о Москве). Если бы их проводили отдельно от других выборов, то не было бы ни дешевой картошки, ни тем более билетов на дискотеку. Московское местное самоуправление обладает очень урезанными полномочиями, о которых москвичи имеют крайне смутное представление. Тем не менее, в этот раз московская исполнительная власть серьезно отнеслась к местным выборам. Во-первых, она решила их перенести с декабря (19 декабря 2003 года закончились полномочия районных советников) на март, что и сделала незаметно для москвичей. Это дало ей возможность лучше подготовиться к местным выборам. Треть кандидатов, выдвинутых не “Единой Россией”, получила отказ в регистрации под различными, чаще всего формальными, предлогами. В операции по устранению кандидатов на этом этапе были задействованы территориальные избирательные комиссии, милиция, прокуратура и суды. Среди оставшихся большинство составили выдвиженцы “Единой России” и “независимые”, но “неопасные”. Дальше надо было чтобы избиратели “равномерно” расставили галочки в бюллетенях, не затрагивая квадрат “Против всех” (кандидат признается избранным, если он набрал голосов больше, чем было подано голосов против всех). Вот эту задачу и выполняли оргуправления префектур, руководящие орготделами управ, которые руководят, в свою очередь, территориальными избирательными комиссиями. Использовались следующие методы решения этой задачи:
Представляется, что и на участках инструктаж избирателей проводился таким же образом. Территориальная избирательная комиссия в последний момент прислала образец заполнения избирательного бюллетеня по многомандатному округу (не исключаю, что это было сделано именно по моей просьбе). Вместо того, чтобы ясно указать, что избиратель имеет один, два или три голоса в образце было сказано: “Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилий не более чем ТРЕХ зарегистрированных кандидатов…” (выделение – от избирательной комиссии). В результате оказалось, что по многим участкам нашего района количество поданных в каждом бюллетене голосов очень близко к трем; на одном участке все тысяча триста действительных бюллетеней содержали по три отметки, а на одном участке количество голосов в действительных бюллетенях оказалось более трех (последнее свидетельствует о том, что не только избиратели не знали как голосовать в трехмандатном округе, но и избирательная комиссия тоже не знала этого). Кстати, на нашем участке, где комиссия разъясняла порядок голосования, среднее число голосов на один действительный бюллетень оказалось значительно меньше, чем у всех других участков округа (1,68). |
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |