|
|
|
О времени, которое требуется участковым избирательным комиссиям для подсчета голосов по закону Андрей Бузин Одной из причин, по которой на этих выборах (14 марта 2004 года) я стал членом участковой избирательной комиссии, было желание понять, насколько реальны требования пунктов 14 и 18 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Дело в том, что эти пункты устанавливают довольно трудоемкую процедуру подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях: сортировку с оглашением каждого бюллетеня и подсчет бюллетеней путем их перекладывания. Эти пункты закона НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ В ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ. Другие процедуры, такие как подсчет по спискам избирателей или составление выписки из реестра заявок на голосование вне помещения, также являются довольно трудоемкими и выполняются не очень тщательно или не в полной мере. Совмещение выборов осложняет подсчеты, причем сложность увеличивается быстрее чем пропорционально количеству выборов. На этот раз моей комиссии пришлось считать всего два типа бюллетеней, а ведь бывает и по пять! К сожалению, участковые комиссии, а точнее их руководители, в большинстве своем недостаточно тщательно подходят к подсчету бюллетеней. Исследования показывают (см. статью “Бесконтрольные соотношения протоколов участковых избирательных комиссий”), что ¾ комиссий не могут точно подсчитать и заполнить протоколы, а у трети комиссий расхождения выражаются не в единицах, а в десятках. Хотелось бы понять, какую роль здесь играет усталость членов комиссии и трудоемкость предписанных законом процедур, какую – естественные “человеческие” ошибки, а какую – умысел и отсутствие квалификации. Проведенная в комиссии ночь помогла частично ответить на эти вопросы. Наш участок довольно типичен для городского участка в России: около 2600 избирателей. Приняло участие в голосовании немного меньше чем 1400 человек (цифры различаются для президентских и местных выборов). Количество членов УИК – 13 человек, что больше чем обычно. Последний факт позволил нам немного ускорить процесс подсчетов: фактически мы параллельно подсчитывали голоса по президентским и местным выборам. Несмотря на довольно эффективную организацию труда и наличие определенного опыта работы у многих членов комиссии, результатом следования закону было то, что из 29-ти участковых избирательных комиссий района (мы не рассматриваем работу на закрытых участках) наша комиссия прибыла в территориальную комиссию предпоследней около половины пятого утра. Опередившие нас 27 комиссий сдали протоколы и другую документацию раньше, однако у меня были серьезные сомнения, что эти комиссии тщательно и строго по закону осуществили подведение итогов голосования. Последующий анализ сводных таблиц территориальной комиссии (о котором мы здесь не упоминаем), особенно по местным выборам, убедил меня в этом окончательно. Итак, представляю хронометраж деятельности нашей комиссии при подведении итогов голосования:
Итого, применив разделение комиссии на несколько параллельно работающих групп, мы затратили на подсчет голосов и оформление протоколов почти ВОСЕМЬ часов. Отсюда мы делаем вывод, что при подведении итогов голосования по одному виду выборов на участке, на котором проголосовало полторы тысячи избирателей, при соблюдении всех требований закона уходит НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ЧАСОВ. При этом вполне естественным будет увеличение этого времени вдвое и даже втрое, поскольку естественным является невыполнение основного контрольного соотношения. Если число проголосовавших избирателей будет равно тысяче, то время подведения итогов будет около четырех часов. Каждые дополнительные выборы потребуют затрат времени в размере не менее трех часов на участке, где проголосовало полторы тысячи избирателей и двух часов на участке, где проголосовала тысяча избирателей. Какие выводы можно сделать из полученных результатов?
|
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |