Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Местные выборы в Украине – 2015. Часть 4: Регистрация кандидатов и партийных списков

Аркадий Любарев

На выборах в Украине кандидаты не собирают подписи избирателей, а регистрируются на основании избирательного залога. Размер залога определяется из расчета 4 размера месячной минимальной заработной платы на каждые 100 тысяч избирателей соответствующего избирательного округа. Минимальная зарплата составляет 1378 гривен (одна гривна – примерно 3 рубля). Так, для кандидатов в мэры Киева залог составил 103 тысячи 914 гривен, мэра Одессы – 34 тысячи 615 гривен; на выборах в Днепропетровскую областную Раду залог для партий – 126 тысяч 416 гривен. При этом залог возвращается только победителям (что я считаю абсолютно неправильным).

Многие украинские эксперты и общественники считают размер залога завышенным. Однако, как мы увидим дальше, при этом обеспечивается достаточно высокая конкуренция. Напомню, что в России, когда действовал залог, он был в основном на один–два порядка выше. Например, во Владимирской области, которая по населению более чем вдвое меньше Днепропетровской, залог составлял 12,3 млн. руб.

Как отмечается в докладе Комитета избирателей Украины (КВУ), хотя местные выборы проводятся по новому закону, нормы относительно регистрации кандидатов были продублированы в нем из предыдущего закона, принятого в 2010 году, – в том числе и те положения, которые критиковались экспертами за их неоднозначность. В результате КВУ отмечает большое число отказов в регистрации.

К сожалению, мне не удалось найти статистику отказов, но у меня создалось впечатление, что их число, возможно, велико для Украины, но на российском фоне не такое большое. Кроме того, анализ КВУ показал, что при обжаловании отказов в регистрации в судах почти 90% судебных дел завершились решениями в пользу кандидатов и местных организаций партий.

Количество зарегистрированных кандидатов и партийных списков также свидетельствует о значительной конкуренции. Вот примеры из регионов, которые я посетил. На выборах главы Киева зарегистрировано 29 кандидатов, главы Одессы – 42 кандидата, Черновиц – 15, Кировограда и Хмельницкого – по 14. В небольших городах конкуренция обычно меньше; так, в выборах главы г. Помошная Кировоградской области участвуют всего 4 кандидата. Соотношение представителей кандидатов и самовыдвиженцев разное: так, среди 29 кандидатов на пост главы Киева всего 3 самовыдвиженца, в то время как среди 42 претендентов на пост главы Одессы самовыдвиженцы составляют явное большинство (34). Впрочем, среди пяти наиболее сильных, по оценкам экспертов, кандидатов самовыдвиженец всего один.

На выборах Киевской областной Рады зарегистрировано 14 списков, Кировоградской – 12, Одесской – 16, Хмельницкой – 14, Черновицкой – 15. На выборах Киевской городской Рады зарегистрировано 40 списков, Кировоградской – 16, Одесской – 20, Хмельницкой – 19, Черновицкой – 20. Иными словами, во всех этих регионах конкуренция на городских выборах больше, чем на областных. Мне это объяснили тем, что у городских рад больше реальных полномочий, чем у областных.

Правда, стоит обратить внимание, что количество кандидатов в списке у разных партий различно. Закон разрешает выдвигать на одного кандидата больше, чем распределяется мандатов, т.е. в списке могут быть кандидаты по всем территориальным округам (см. первую часть) и один кандидат вне территориальных округов (первый кандидат). Но многие партии выдвинули гораздо меньшее число кандидатов (т.е. во многих округах у них нет прикрепленного к этому округу кандидата и в бюллетене по этому округу указывается только партия и ее первый кандидат). Так, на выборах в Кировоградскую областную Раду максимум (65 кандидатов) только у партии УКРОП, у «Блока Петра Порошенко – Солидарности», «Батьковщины» и Оппозиционного блока по 64 кандидата, у «Свободы» – 63, у Радикальной партии Олега Ляшко – 61, у партии «Наш край» – 60, у Партии пенсионеров Украины – 50. А у «Самопомощи» – только 34, у остальных – еще меньше: Аграрная партия Украины – 19, «Социалисты» – 10, «Народный контроль» – 8. КВУ в своем докладе отметила, что «Самопомощь» и Радикальная партия Олега Ляшко во многих регионах выдвинули небольшое число кандидатов. Кроме того, отмечается, что многие кандидаты не ведут кампанию, то есть их включили в списки просто для заполнения мест (а в ряде случаев – для соблюдения гендерной квоты).

Закон предусматривает, что представительство лиц одного пола в избирательных списках кандидатов в депутаты местных советов должно составлять не менее 30% от общего количества кандидатов в избирательном списке. Однако никаких санкций за нарушение этого требования не предусмотрено. Анализ показал, что далеко не во всех партийных списках соблюдена данная гендерная квота. Некоторые избирательные комиссии из-за этого отказывали в регистрации списков, и часть судов их поддержала. Но затем после разъяснения ЦИК Украины такие списки были зарегистрированы.

Еще одной проблемой правоприменения стали положения о запретах одновременных выдвижений: 1) лицо не может быть выдвинуто кандидатом в депутаты в многомандатном избирательном округе более чем одного местного совета соответствующего уровня (больше чем в один областной, один районный, один городской, один районный в городе совет); 2) лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатом на должность сельского, поселкового, городского головы или старосты, не может одновременно быть выдвинуто в любых других одномандатных, единых одномандатных избирательных округах по любым местным выборам; 3) лицо может одновременно быть выдвинуто кандидатом в депутаты местных советов, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы или старосты путем выдвижения местной организацией только одной политической партии или путем самовыдвижения.

Нарушение этих запретов должно приводить к отмене регистрации кандидата – причем везде, где он зарегистрирован. Однако, с одной стороны, избиркомы часто трактовали запреты расширительно, снимая кандидатов даже там, где эти запреты не нарушены. С другой стороны, ЦИК отслеживает регистрацию только до уровня городов и районов. Поэтому если нарушение касалось выборов в поселковый или местный совет, оно часто проходило незамеченным, либо его замечали тогда, когда снимать было уже поздно.

По мнению КВУ, ситуации с отказами возникали в основном из-за незнания кандидатами и партиями норм закона. Чаще всего отказывали в регистрации из-за неправильно написанной автобиографии, отсутствия нужных документов и несоблюдения порядка внесения денежного залога. Части партий было отказано в регистрации их избирательных списков, поскольку они не проинформировали соответствующие избиркомы о собрании по выдвижению кандидатов.

При этом КВУ отмечает, что избиркомы часто неправильно трактовали отдельные положения закона или же принимали предвзятые решения в интересах партий, представители которых входили в их состав. Как отмечено выше, суды в таких случаях чаще всего вставали на сторону кандидатов и партий.

Однако в некоторых случаях конфликты, связанные с регистрацией кандидатов и списков, привели к тому, что ЦИК пришлось распустить и сформировать заново 7 избиркомов – Харьковскую областную избирательную комиссию, Херсонскую и Черкасскую городские и еще четыре комиссии в Донецкой, Киевской и Львовской областях. Но даже такая мера не всегда помогала, и ЦИК пришлось самостоятельно принимать шесть решений о регистрации кандидатов и партийных списков, в том числе о регистрации списка Оппозиционного блока в Харьковской области.

Одна из активно обсуждаемых в прессе тем – какая из партий «приютила» больше бывших членов Партии регионов и других людей, связанных с правившим в стране с 2010 по начало 2014 года режимом. Так, по данным кировоградских СМИ, «бывшие регионалы распределились практически ровным слоем» по большинству списков («Блок Петра Порошенко – Солидарность», «Наш край», «Родной город», «Оппозиционный блок», Партия пенсионеров Украины, «Возрождение» и даже, к удивлению журналистов, «Батьковщина» и УКРОП).

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев