|
|
|||
|
Аркадий
Любарев Россия
– Украина: Часть
1. Предварительные заметки Этими предварительными заметками я начинаю серию публикаций по сравнительному исследованию избирательного законодательства России и Украины. Данные публикации не являются частью какого-то проекта, это исключительно моя личная инициатива. Но они в значительной степени стали продолжением моей работы в составе экспертной, а затем и наблюдательской миссий на президентских выборах в Украине Европейской платформы за демократические выборы (ЕПДВ). Во многом поэтому я буду в основном опираться на Закон Украины «О выборах Президента Украины» – действие этого закона я видел на практике. Хотя, безусловно, анализу будут подвергаться и другие избирательные законы Украины. Мне уже приходилось дважды писать об украинских выборах. Мои первые впечатление о президентской кампании были изложены в «Предварительных заметках о президентских выборах в Украине». Позже была статья «Если парламентским выборам быть – по какой системе украинцам выбирать?», в которой речь шла об избирательной системе для будущих выборов в Верховную Раду. Сравнение наиболее эффективно и полезно, когда сравниваются объекты, имеющие много сходств, но и немало различий. И с этой точки зрения избирательное законодательство России и Украины (и более широко – выборы в России и Украине) – благодатное поле. Их полезно сравнивать не только в статике, но и в динамике. Вот несколько примеров. В обеих странах парламентские выборы проводились сначала по мажоритарной системе абсолютного большинства, затем по смешанной (параллельной) мажоритарно-пропорциональной системе, почти одновременно обе страны перешли на полностью пропорциональную систему (с единым округом и закрытыми списками), а затем было решено вернуться к смешанной (параллельной) системе – разница лишь в том, что Украина успела провести выборы по старой–новой системе, а России это еще предстоит. В обеих странах вначале допускались избирательные блоки, а затем они были запрещены. В обеих странах было голосование «против всех», но его позже отменили. Есть и заметные различия. Особенно сильно отличаются правила формирования избирательных комиссий. Существенно различаются и условия регистрации кандидатов и партсписков: если Россия отказалась от избирательного залога в пользу сбора подписей, то Украина предпочла избирательный залог. Хочется надеяться, что сравнение окажется полезным для законодателей обеих стран. Хотя состояние законодательной власти в России внушает пока мало оптимизма. В Украине такие исследования сейчас могут оказаться более востребованными: здесь есть понимание необходимости реформы избирательного законодательства.
|
|||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | ||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |