МОСКОВСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

 


Раздел “Популярная юридическая справка”

Что такое избирательные комиссии

В соответствии с Федеральным Законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” организация и проведение выборов являются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ компетенцией избирательных комиссий. Таким образом, избирательные комиссии – специальные органы, создаваемые для организации и проведения выборов – “высшего непосредственного выражения власти народа” (так по Конституции). Система избирательных комиссий устроена иерархическим образом и содержит следующие уровни:

  • Центральная избирательная комиссия (одна на всю Россию; состоит из 15 членов, работающих на постоянной основе). В ЦИК по 5 человек один раз в 4-ре года назначают Президент, Совет Федерации и Государственная Дума.
  • Избирательные комиссии субъектов Федерации (89 комиссий, в том числе Московская городская избирательная комиссия). В избирательные комиссии субъектов Федерации половина членов назначается законодательным органом, а другая половина – исполнительным органом субъекта Федерации (для Москвы – это МосГорДума и мэрия). Полномочия и сроки полномочий Московской городской избирательной комиссии определяются Законом г.Москвы “О Московской городской избирательной комиссии”.
  • Окружные избирательные комиссии – образуются тогда, когда проводятся выборы депутатов по округам (из расчета на одного избираемого депутата – один округ). Окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов по округу и объявляет об избрании или неизбрании депутата по данному округу.
  • Территориальные избирательные комиссии - комиссии, охватывающие некоторую компактную территорию. В Москве территориальная комиссия охватывает один муниципальный район.
  • Участковые комиссии работают на избирательном участке, непосредственно проводят голосование и подсчет бюллетеней. В Москве участки нарезаются обычно из расчета 1500-2500 избирателей, однако бывают исключения (в больницах, воинских частях).

В зависимости от вида выборов (т.е. в зависимости от того, кого выбирают – Президента, мэра, депутатов ГосДумы, депутаттов ГроДумы или советников районных собраний) те или иные комиссии могут играть различную роль. Например, при выборах Президента или мэра окружные комиссии вообще не формируются. При выборах депутатов, наоборот, они играют очень важную роль.

Обычно окружные, территориальные и участковые комиссии формируются каждый раз заново для проведения всеобщих выборов. Срок полномочий окружных комиссий обычно совпадает со сроком полномочий избираемого органа, а территориальные и участковые комиссии могут иметь более короткие сроки полномочий.

Окружные комиссии, которые, собственно, и будут подводить итоги выборов депутатов ГосДумы по каждому из 225-ти избирательных округов, на которые разбита вся Россия, должны быть сформированы к 18-му сентября 1999г. В Москве находится 15 избирательных округов и должно быть сформировано столько же окружных комиссий. Окружные комисии по выборам депутата ГосДумы в Москве по закону формируются наполовину из членов, назначаемых мэрией, наполовину из членов, назначаемых МосГорДумой. Предложения по кандидатурам в члены окружной избирательной комиссии могут подавать избирательные объединения и блоки, общественные объединения, районные собрания и окружные комиссии предыдущего состава.

Комиссии более низкого уровня – территориальные и участковые – должны на этих выборах (впервые) формироваться районными Собраниями (при районных Управах) на основе предложений, поданных избирательными объединениями и блоками, общественными объединениями, собраниями избирателей, комиссиями предыдущего состава. Территориальные комиссии должны быть сформированы за 70 дней до выборов, а участковые - за 27 дней до выборов.

 

Об избирательном законодательстве

Недавно приняты новые законы: Федеральный Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и Закон города Москвы “О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве”. Пересмотр законов связан с принятием в 1997 г. Федерального Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Последний представляет собой основной, “рамочный” закон избирательного законодательства и все остальные законодательные акты должны ему соответствовать.

Следует заметить, что нынешнее избирательное законодательство представляет собой огромный шаг вперед по сравнению с избирательным законодательством СССР. Оно существенно расширяет пассивные и активные избирательные права, а также возможности общественного контроля за выборами. (Пассивным избирательным правом называется право выбирать, а активным избирательным правом – право быть избранным).

Кроме упомянутого выше “рамочного” закона существуют законы по отдельным видам выборов (а также закон о референдуме) – Президента РФ, депутатов ГосДумы.Недавно принятый Закон города Москвы “О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве”заменил сразу все московские законы по отдельным видам выборов.

Помимо законов избирательное законодательство включает в себя решения и постановления избирательных комиссий высшего уровня.

 

Читайте также:

Сроки избирательных действий по выборам Мэра и Вице-мэра Москвы и районных советников

В ближайший месяц будут сформированы округа по выборам советников