МОСКОВСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

 


В БЛИЖАЙШИЙ МЕСЯЦ БУДУТ СФОРМИРОВАНЫ ОКРУГА ПО ВЫБОРАМ СОВЕТНИКОВ

7 июля Московская городская Дума приняла Закон города Москвы “О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве”. По этому закону уже в декабре нынешнего года будут проходить в Москве выборы Мэра и Вице-мэра, а также советников районных Собраний.

Мы принимали активное участие в работе над законом. Предлагаем сейчас ответы на вопросы, которые интересуют всех, кто планирует участвовать в избирательной кампании по выборам советников.

Что нового содержит только что принятый закон в отношении выборов советников?

Закон содержит много новых положений, связанных с порядком выдвижения и регистрации кандидатов, с правилами ведения предвыборной агитации, с использованием избирательных фондов. Эти новшества относятся ко всем выборам. Но сейчас имеет смысл поговорить о том, что должно произойти в ближайший месяц и связано с выборами советников. Я имею в виду образование избирательных округов.

 

А что здесь нового?

Избирательные округа в этот раз будут формироваться совсем по-другому. Два года назад в подавляющем большинстве районов весь район был одним многомандатным округом. Например, в Ясенево районное Собрание состоит из 18 советников. И каждый избиратель должен был выбрать сразу 18 человек. Некоторые районы были разбиты на два–три округа. И только в Южном административном округе пошли по другому пути: все районы были разбиты на округа с числом мандатов 2–4, в редких случаях 5 или 6.

Теперь действует новая редакция Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, который запрещает образовывать округа с числом мандатов больше пяти. Это же положение внесено и в московский закон. Поэтому почти все районы (кроме 19-ти) обязаны произвести новую нарезку округов по выборам советников.

Новизна еще и в том, что теперь закон позволяет проводить выборы советников и по одномандатным округам. Не разрешается только совмещать в одном районе одномандатные и многомандатные округа. И то, возможно исключение: в районах, имеющих обособленные территории.

 

А какое все это имеет значение для избирателя?

От того, какие образуются округа и как они нарезаются, очень часто зависит результат выборов. Многомандатные округа, особенно такие большие, как в Ясенево – я их называю мультимандатные – выгодны в первую очередь кандидатам от “партии власти”, тем, чья сфера деятельности охватывает весь район. Одномандатные округа, напротив, дают преимущества тем кандидатам, кто известен в пределах одного–двух домов.

Не надо также забывать, что от того, какие будут округа, избирателю будут легче или труднее сделать свой выбор.

 

А какие, на Ваш взгляд округа лучше: одномандатные или многомандатные?

Каждый вариант имеет и преимущества, и недостатки. Одномандатные округа более привычны: по одномандатным округам мы выбираем депутатов Государственной и городской Думы, да и выборы Президента и Мэра проходят по сути по одномандатному округу. В одномандатном округе избиратель должен выбрать одного кандидата; обычно это сделать достаточно просто, даже если в бюллетене их сорок. Выбрать из сорока восемнадцать гораздо труднее – запутаешься. Кроме того, в одномандатном округе советник ближе к избирателю, так как на одного советника приходится меньше избирателей.

 

А какие недостатки у одномандатных округов?

Представьте, что победил не тот кандидат, за которого Вы голосовали, а другой – тот, который Вам не симпатичен, к которому Вы не захотите обращаться. В результате Вам не к кому в случае нужды обратиться. Можно, в принципе, обращаться и к советнику, избранному по другому округу, но все-таки это не Ваш советник. А в многомандатном округе больше шансов, что хотя бы один из избранных в Вашем округе советников будет Вам симпатичен.

Или другая, вполне реальная ситуация. Представьте, что в одном доме есть три активиста. Они дружны и могли бы составить единую команду. Но, если выборы проводятся по одномандатным округам, они должны либо конкурировать между собой, либо двоим из них приходится баллотироваться в другом округе, где их не знают или знают гораздо хуже. А в трехмандатном округе они могли бы рассчитывать победить вместе.

 

Но в многомандатном округе приходится выбирать сразу несколько кандидатов.

Не всегда это плохо. Одно дело, когда надо выбрать 10 или даже 18. И совсем другое – двоих или троих. Представьте, что среди кандидатов Вам симпатичны двое или трое – иногда не так просто выбрать среди них одного. А в трехмандатном округе Вы сможете проголосовать сразу за троих. Причем, обратите внимание, Вас не заставлют голосовать обязательно за троих: можно только за двоих или за одного, или вообще против всех. То есть, возможностей выбора больше.

 

А какие недостатки у многомандатных округов?

Большинство недостатков многомандатных округов становятся существенными, когда число мандатов оказывается большим – в случае мультимандатных округов. Действительно, когда округ, скажем, пятнадцатимандатный, да конкуренция, к примеру, два человека на место, итого – тридцать кандидатов в бюллетене, и из них надо выбрать пятнадцать. Нелегко избирателю, нелегко независимым от власти кандидатам. Нелегко в этом случае и контролировать подсчет голосов. Поэтому я рад, что законодатели ограничили число мандатов пятью. Даже пять – это уже многовато. На мой взгляд, двух-трехмандатные округа – оптимальны.

Не стоит забывать, что на выборах советников конкуренция небольшая. Два года назад было два–три кандидата на место, а в этом году, боюсь, будет еще меньше. И поэтому, в случае выборов по одномандатным округам, в некоторых округах может оказаться только один кандидат, а безальтернативные выборы закон проводить не разрешает.

 

А что собой представляют округа не вообще, а в конкретном районе?

Район району рознь. Одномандатный округ – это пять–семь тысяч избирателей. “Спальные” районы застройки 70-х годов обычно делятся на микрорайоны (кварталы), в которых проживают 10–20 тысяч избирателей. То есть на микрорайон приходится два–три мандата. На мой вгзляд, при нарезке округов необходимо в первую очередь учитывать границы микрорайонов: ведь интересы жителей одного микрорайона в основном совпадают, но могут при этом отличаться от интересов жителей соседнего микрорайона. Поэтому, если можно образовать двух- или трехмандатный округ, охватывающий целый микрорайон, то лучше всего так и сделать.

 

Как будет происходить нарезка округов и что могут сделать избиратели?

Московские законодатели по примеру выборов в Государственную Думу решили ввести новшество: теперь нарезка округов может начаться еще до того, как будут назначены выборы. Конкретно: схема округов должна быть определена не позднее чем за 120 дней до истечения срока полномочий советников. То есть, для предстоящих в этом году выборов – не позднее 16 августа. Закон возлагает обязанность по нарезке округов по выборам советников на территориальные избирательные комиссии – те самые, которые были сформированы два года назад перед выборами депутатов городской Думы и советников. Они сохраняют свои полномочия до образования новых комиссий, и, я надеюсь, они смогут собраться, чтобы принять решение, которое от них требует закон.

Определенная избирательной комиссией схема округов должна быть не позднее чем за 90 дней до выборов утверждена районным Собранием. Но еще до того, как избирательная комиссия займется нарезкой округов, районное Собрание должно принять принципиальное решение: проводить выборы по одномандатным или по многомандатным округам. Это решение районное Собрание должно принять не позднее чем за 10 дней до определения схемы избирательных округов, то есть не позднее 6 августа.

 

А что будет, если территориальная избирательная комиссия или районное Собрание не примут нужное решение в срок?

Закон предусматривает, что в этом случае выборы должны проводиться по схеме, действовавшей на предыдущих выборах. Но, как я уже говорил, в большинстве районов эта схема не соответствует нынешнему закону. Так что в этих районах избирательная комиссия и районное Собрание должны обязательно принять новую схему. Иначе выборы будут сорваны!

 

Не секрет, что нарезкой округов всегда занимались сотрудники аппарата органов власти. И сегодня, несомненно, этой работой занимаются в аппарате районных Управ.Значит, членам территориальной избирательной комиссии и советникам останется только проголосовать за предложенную аппаратом схему?

Не обязательно. Во-первых, как я уже говорил, советники вначале принимают принципиальное решение: одномандатные округа или многомандатные. У аппарата и главы Управы может быть одно мнение, а у советников – другое. Затем – схема округов. И члены территориальной комиссии, и советники могут не согласиться с той схемой, которую предлагает аппарат.

 

Но ведь мало отвергнуть схему, предлагаемую аппаратом. Надо же предложить взамен другую.

Это не так уж трудно сделать. Нужно только иметь данные о численности избирателей, а советники и члены избирательной комиссии имеют право такие данные получить. В крайнем случае сгодятся данные по прошлым выборам. Вся премудрость при нарезке округов – четыре арифметических действия. Плюс хорошее знание географии района.

Правила нарезки округов довольно просты. Во-первых, округ должен составлять единую территорию – нельзя создавать округ из неграничащих друг с другом территорий (за исключением случаев, когда в районе есть обособленные части, не граничащие с другими). Во-вторых, число избирателей на один мандат должно быть примерно равным – отклонение от средней нормы должно быть не более 10 процентов (в особых случаях – 15). В третьих, нужно учитывать границы микрорайонов и границы избирательных участков. Здесь надо сделать оговорку. Границы участков по закону определяются позже границ округов. Но обычно, если нет необходимости, участки оставляют те же, что и на предыдущих выборах. Так что границы участков следует учитывать, но при этом надо понимать, что их тоже можно изменить, если нужно.

Могу сослаться на собственный опыт. В Чертаново Центральном, где я живу, на предудущих выборах схема округов была составлена так, что один микрорайон был разрезан на две части и эти части объединены с другими микрорайонами. Причем это был микрорайон, где много лет существовал совет самоуправления. Не знаю, случайно так получилось или намеренно, но члены общественного совета (тогда еще не было районных Собраний) не заметили подвоха и одобрили схему. К сожалению, я увидел эту схему тогда, когда уже нельзя было ничего изменить. Но я без особого труда придумал другую схему, в которой ни один микрорайон не был разрезан. При этом и отклонение от средней нормы получилось меньше, и вместо шестимандатного округа получились двух- и четырехмандатный.

Так что это все реально. Главное – не упустить время.

 

Любарев А.Е.

14 июля 1999 г.