Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Новая уловка для переноса муниципальных выборов

На заседании МГИК 21 августа 2003 г. из уст председателя МГИК В.П. Горбунова и руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы С.И. Зверева прозвучали безапелляционные заявления о том, что норма "Избирательного кодекса города Москвы", обязывающая проводить муниципальные выборы в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий органа местного самоуправления (т.е., применительно к нынешней ситуации, 7 декабря 2003 г.) не соответствует федеральному закону и, следовательно, не должна применяться. Зверев сообщил также, что его департамент подготовил законопроект, который будет в ближайшее время представлен Мэру на подпись и после подписания Мэром внесен в Мосгордуму (см. репортаж о заседании МГИК).

Я категорически не могу согласиться с утверждением о противоречии пункта 4 статьи 6 "Избирательного кодекса города Москвы" федеральному закону, и в данном материале будут приведены мои аргументы в обосновании этой позиции.

В первую очередь хотел бы заметить, что данная норма присутствовала в проекте изначально – после того, как он вышел из стен МГИК, только первое воскресенье в какой-то момент было заменено на второе, а затем все вернулось назад. Законопроект подвергался тщательной юридической экспертизе: свои заключения давали Правовое управление ЦИК, Независимый институт выборов, государственно-правовые управления Правительства Москвы и Мосгордумы. И ни в одном из заключений указанная норма не оспаривалась.

Но это, конечно, аргументы не по существу.

На заседании МГИК я задал вопрос: есть ли сейчас заключение какого-либо компетентного органа, утверждающее, что данная норма противоречит федеральному закону? Зверев ответил, что такого заключения нет, это – мнение "юристов Правительства Москвы". А Горбунов заметил, что не стоит ждать протеста компетентных органов – надо исправлять самим, если увидели несоответствие.

Разумеется, на заседании не было возможности для проведения юридического диспута. Попробую здесь изложить юридические аргументы.

Первый тезис, прозвучавший на заседании: 7 декабря не соответствует срокам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этот тезис основан на чистом недоразумении. В федеральном законе сказано, что "решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты" (п. 1) и что "голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов" (п. 2). Очевидно, что норма "не позднее чем за 65 дней" означает, что можно и раньше чем за 65 дней. В соответствии с "Избирательным кодексом города Москвы" выборы должны быть назначены в период с 17 по 27 сентября, т.е. за 82–92 дня до истечения срока полномочий депутатов муниципальных собраний. Где же тут противоречие?!

Второй тезис противников данной нормы состоит в том, что орган государственной власти субъекта РФ неправомерно вмешался в компетенцию органа местного самоуправления, сузив по сравнению с федеральным законом его возможности по выбору дня голосования. Этот тезис требует более обстоятельного обсуждения. Опять же предварительно замечу, что в заключении Независимого института выборов самое серьезное внимание уделялось как раз вопросам вмешательства в компетенцию местного самоуправления, но эта норма сомнений не вызвала.

Теперь по существу. Пункт 2 статьи 23 пока еще действующего Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гласит, что "порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации". Думаю, что вопрос о назначении выборов относится к порядку их проведения. Во всяком случае ни в одном федеральном законе не сказано, что определение даты выборов – компетенция местного самоуправления.

Но есть и другой аргумент. Для меня очевидно, что обсуждаемая норма "Избирательного кодекса" является гарантией избирательных прав граждан, дополняющей в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гарантии, предусмотренные федеральным законом.

В самом деле, нормы пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" позволяют раз от разу сдвигать срок проведения муниципальных выборов, фактически увеличивая срок полномочий органа местного самоуправления. Как уже отмечалось, пункт 1 устанавливает крайний срок назначения выборов – "не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты". При этом период от дня назначения выборов до дня голосования в соответствии с пунктом 2 может составлять 80 дней. Таким образом, указанные нормы федерального закона позволяют органу местного самоуправления каждый раз сдвигать выборы на 15 дней. Однако такой сдвиг, очевидно, является нарушением конституционных прав граждан. Для того, чтобы предотвратить подобные нарушения и гарантировать периодичность проведения выборов, т.е. проведение их в срок, соответствующий сроку полномочий переизбираемого органа, в "Избирательном кодексе города Москвы" и была записана норма, жестко привязывающая день голосования к определенной неделе месяца, в котором истекает срок полномочий органа. Точно так же, как это было ранее записано в федеральных законах о выборах депутатов Государственной Думы и Президента.

Кстати, нормы, жестко закрепляющие день голосования на выборах в органы местного самоуправления, апробированы во многих региональных законах. Для примера могу сослаться на "Кодекс Воронежской области о выборах, референдумах и отзыве выборных лиц", "Избирательный кодекс Белгородской области", Закон Краснодарского края "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Краснодарском крае", Закон Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия". И я не слышал, чтобы эти нормы когда-либо оспаривались.

Таким образом, понятно, что заявление о несоответствии федеральному закону пункта 4 статьи 6 "Избирательного кодекса города Москвы" продиктовано не заботой об юридической чистоте городского законодательства и не заботой о правах органов местного самоуправления, а преследует совсем иные цели. И эти цели очевидны.

"Юристам Правительства Москвы" стало ясно, что данная норма является главным юридическим препятствием для переноса выборов на 14 марта 2003 г., которого они всеми силами добиваются (см. "Позиция Мэрия по вопросу о переносе муниципальных выборов прояснилась").

То есть под разговоры о соблюдении норм закона о гарантиях избирательных прав протаскивается решение, нарушающее избирательные права граждан.

Разумеется, у Мэра Москвы есть полное право вносить законопроекты, предлагающие изменения в "Избирательный кодекс". Даже если этот кодекс полностью соответствует федеральному законодательству. И у Мосгордумы есть полное право поддерживать такой законопроект.

Но тем самым Юрию Михайловичу Лужкову придется взять на себя личную ответственность за продление сроков полномочий органов местного самоуправления в Москве. Решится ли он на это в условиях начинающейся избирательной кампании?

Аркадий Любарев
22 августа 2003 г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев