|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
О практике работы московских ТИК В последнем репортаже с заседания Московской городской избирательной комиссии (http://www.votas.ru/mgik250908.html) мы упоминали о Косматых Е.Е. – председателе ТИК района Сокол, включенном в Совет председателей московских ТИК для обмена опытом. О личных заслугах товарища Косматых мы уже упоминали, а теперь дополнительно приведем выдержки из письма члена ТИК Сокол, которые довольно ярко характеризуют работу не только этой ТИК, но и других независимых московских территориальных комиссий. Для тех, кто еще не понял, кто и как проводит выборы… Выдержки публикуются с разрешения автора, которому мы выражаем благодарность. А.Бузин Андрей Юрьевич! Попробую ответить на Ваши конкретные вопросы и на неконкретные. Сразу оговорюсь, что не всё замеченное мною можно рассматривать как неоспоримые факты, т.к. не всё может быть подтверждено документами. Состав комиссии (9 человек)
Из анализа таблицы следует, что больше половины членов ТИК связаны с местной властью и фактически представляют её в комиссии. Считаю, что ещё некоторые члены ТИК (например, Антипова Е.А. и Ефремова Т.Д.), формально не представляющие Управу, фактически также не могут рассматриваться как независимые члены комиссии. Этот вывод делаю на основании того, что за более чем 2 года работы комиссии не слышала их голосов по обсуждаемым комиссией проблемам (как, впрочем, и Бондяшовой И.В., Мокиной Н.В., Вышинской К.А.). Зато всегда при голосовании видела их поднятые в соответствии с позицией председателя комиссии Косматых Е.Е. руки. ТИК данного состава (с моим участием) организовывала и провела две избирательные компании: 1. 02 декабря 2007г. по выборам депутатов Государственной Думы, 2. 02 марта 2008г. по выборам Президента РФ и депутатов Муниципального Собрания. Текущая работа комиссии. Практически вся деятельность комиссии проходит с формальным соблюдением законодательства. Но самое главное то, что имеет место на самом деле. Пример текущей работы комиссии. На заседании ТИК от 22.03.07г. были распределены обязанности между членами ТИК. Мне (совместно с Вышинской К.А.), поручали следующее:
Что же получилось на самом деле!? Меня (нас) близко не подпустили ни к одной УИК. Начиналась выборная кампания по выборам депутатов Государственной Думы. Сначала я ожидала от руководства комиссии, как опытных в выборных делах людей, конкретных поручений в соответствии с моими обязанностями. О том, что вообще началась какая-то деятельность, связанная с формированием и подготовкой работы УИКов, я узнала отнюдь не в своей ТИК, а “на стороне” (аналогичная деятельность развернулась у меня на работе). Не дождавшись предложений из “родной” ТИК, я выразила недоумение по поводу ситуации секретарю комиссии (вежливой и милой женщине), и в ответ получила ушат обвинений в моей бездеятельности, в то время как все остальные трудятся в поте лица. Почему все трудятся, а только я не тружусь, и кто эти – все!? Непонятно. После этого я “включилась” в выборную кампанию. Моя роль оказалась в высшей степени скромной: раз в неделю я дежурила в помещении ТИК. Специфика этой деятельности связана с тем, что помещение ТИК находится на первом этаже Управы, куда граждане могут попасть более или менее беспрепятственно. Однако “сердце ТИК” (председатель, секретарь, а главное, все документы) находится на втором этаже Управы, куда доступ не только гражданам, но и членам ТИК, не являющихся работниками Управы, затруднён. Так вот дежурство в ТИК сводилось к тому, чтобы по просьбе звонящих в комиссию по телефону помочь найти председателя ТИК. (Конечно, когда приходило время, дежурящий выдавал открепительные удостоверения). Вот и всё участие в выборной кампании! Мои дальнейшие контакты с УИКами происходили исключительно по моей личной инициативе, что вызывало недовольство председателя ТИК. (Вот вам и распределение обязанностей!).
Текущую работу с председателями и секретарями УИК проводит исключительно председатель ТИК (думаю, что ещё секретарь и иногда зам. председателя ТИК). А однажды я случайно была свидетелем собрания председателей и секретарей УИК, проводимом главой Управы. (Это я поняла, когда увидела расходящуюся после собрания публику). Дело было так! Я пришла на очередное заседание ТИК и обнаружила, что в помещении, где должно было состояться заседание ТИК, идёт какое-то собрание. Начала собрания я не видела. В ожидании, когда освободится помещение, я стояла в коридоре перед закрытой дверью. В какой-то момент ко мне подошёл председатель ТИК Косматых Е.Е., поболтал со мной на общие темы, ни словом не обмолвившись по поводу проходящего мероприятия, потом вошёл в помещение, где проходило собрание. Мне показалось, что он проделал это с какой-то особенной осторожностью, чтобы я не поняла смысла происходящего и также не вошла в помещение. А я действительно в тот момент ничего не поняла, всё стало ясно потом. Таким образом, мои реальные контакты с УИКами состоялись лишь накануне выборов, когда готовились избирательные участки, и в дни проведения выборов. Я приходила на участки, предъявляла удостоверение члена ТИК. Тем не менее, ко мне относились с настороженностью, перезванивали в ТИК председателю, уточняли, кто я и что я. На некоторых участках грубили и отказывались разговаривать под тем предлогом, что знают только председателя ТИК Косматых Е.Е. и никого другого знать не хотят (выборы 2 марта 2008г., избирательный участок №434, председатель Богомолов И. Б.; избирательный участок №437, председатель Мамычкин Ф. В.). В общем, мне понятна такая реакция людей, но конечно это результат политики, проводимой председателем ТИК, когда он всё старается замкнуть лично на себя и одобряет такое положение дел. Понятно, что так ему легче управлять всем процессом, хотя это несомненно сопряжено с трудностями (во время выборных кампаний загружен председатель неимоверно, с утра до ночи). Особое внимание я обращала на помещения избирательных комиссий. С моей точки зрения, некоторые помещения плохо или даже очень плохо приспособлены для проведения выборов. Нередко они размещены в длинных-длинных довольно узких коридорах школ. Это вынуждает устроителей располагать столы для выдачи бюллетеней, кабины для голосования, урны и т.д. в длинный общий ряд, что делает практически невозможным наблюдение за ходом голосования. К таким плохо приспособленным помещениям я бы отнесла помещения избирательных участков №№ 434, 435,436, 437. Интересно спланировали помещение участка № 436, где кабины для голосования вообще поместили в отдельной комнате, а другую комнату выделили для избирателей, желающих присесть за стол и разобраться с бюллетенями. Это всё нарушает п.11 ст. 61 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”. Думаю, что вершиной подобного нарушения законодательства является помещение самой ТИК. Так, в день проведения голосования документы с результатами голосования принимают в ТИКе поэтапно в 5-6 комнатах (у меня есть раздаваемые нам, членам ТИК, “Схемы движения УИК при сдаче итогов голосования в ТИК” 02 декабря 2007г. и 02 марта 2008г.). Вот уж где затруднено наблюдение за процессом! (Из-за этого на выборах в Госдуму 2 декабря 2007 г. секретарю ТИК Бондяшовой И.В. и председателю УИК № 436 Пархоменко Н.П. удалось обмануть меня, не отметив в протоколе приёма документов наличие жалобы наблюдателей на этом участке, несмотря на моё пристальное внимание к этому и напоминание не забыть об этом. Забыли! В результате – “комиссия работает отлично”). Эта особенность устройства помещения ТИК позволила руководству ограничивать “чужим” (не принадлежащим к коллективу Управы) членам ТИК доступ в большинство комнат, где проходит работа ТИК. На президентских выборах создалась парадоксальная ситуация, когда охранник, понимающий всю неестественность положения, не пропускает меня, ссылаясь на приказы начальства. Охранник решил уточнить правомочность своих действий, задав впрямую вопрос по этому поводу председателю ТИКа Косматых Е.Е., зайдя с ним за угол холла, в котором находилась я. Я услышала недвусмысленный ответ: “Да, Вы поступаете правильно. Продолжайте так же”. Когда я поднимала вопрос в беседах с председателем и на заседаниях комиссии о неприспособленных помещениях УИКов и ТИКа, то получала один и тот же ответ: “Где взять другие?”. Последний раз это было на заседании ТИКа, где подводили итоги выборов 02 марта 2008г. Вроде бы даже договорились о том, чтобы поднять этот вопрос перед Управой, чтобы к следующим выборам (до которых ещё более полутора лет) навести в этом деле по возможности порядок. Я просила отметить это обсуждение в протоколе заседания, чтобы иметь в руках документ, на который можно было бы сослаться. Однако до сих пор этого протокола нет, несмотря на мои неоднократные напоминания председателю ТИКа дать мне копию протокола. Думаю, что в результате когда-нибудь появится беспроблемный протокол, и все обсуждаемые вопросы канут в небытие. О наблюдателях. Очень важный момент работы УИКов и проведения выборов связан с наблюдателями. Генеральная линия ТИКа (понимай, председателя) состоит в том, чтобы максимально возможно зажать их (особенно наблюдателей от оппозиции разного рода) во всех смыслах. Первый смысл – сделать максимально неудобным наблюдение за процессом выборов на участках. Для этого устраивали наблюдателей так, что они мало что могли видеть. Так, на вышеупомянутых участках, расположенных в длинных коридорах, стулья для наблюдателей ставили в самом конце коридора, а в противоположном конце стояли урны (УИК № 437 и другие). При этом крайне ограничивали наблюдателей в возможности перемещения по территории избирательного участка, ссылаясь на удобства избирателей. Некоторые наблюдатели писали по этому поводу жалобы. Так, у меня на руках есть копия жалобы (оригинал передан мною в ТИК), написанной 2 марта 2008г. тремя наблюдателями от разных объединений (Наумовой В.А., Синельниковой О.Б., Сорокиной Н.А.), по поводу невозможности осуществлять контроль за выборами на участке № 437 (Председатель УИК - Мамычкин Ф.В.). Эта жалоба оказалась у меня случайно, когда я зашла к концу дня голосования (часов в 5-6 вечера) на этот участок. Я поинтересовалась у наблюдателей, всё ли у них в порядке, и вот тут-то вся ситуация и обрисовалась. Наблюдатели написали жалобу в 10 утра, но председатель УИК её у них не принял. При мне председатель УИК также отказался принимать жалобу, при этом грубил и мне, и наблюдателям. Аналогичные случаи были и на других участках, свидетелем чего я была. Так, ещё на думских выборах (2 декабря 2007г.) наблюдатель на участке № 427 (председатель УИК Кущ А.Ф.) заметил нарушения процесса выборов и написал жалобу. Председатель жалобу от наблюдателя не принял. Наблюдатель пожаловался своему представителю в ТИК (члену комиссии с совещательным голосом Жеребину П.М.). Жеребин П.М. и я пришли в помещение УИК. Председатель УИК в присутствии двух членов ТИК также в грубой форме отказался принимать жалобу от наблюдателя. То же самое происходило на участке № 430 (председатель УИК Шарыгин В.А.) Сначала было непонятно, почему председатели УИКов так себя ведут. Всё оказалось очень просто: председатели УИК не принимали жалобы от наблюдателей по распоряжению председателя ТИК Косматых Е.Е., о чём он впоследствии мне говорил сам. В результате получилось так, что при подведении итогов голосования ни в одной УИК не было зафиксировано нарушений в процессе голосования. В этой связи я была вынуждена в свою очередь написать жалобу в ТИК с перечислением имеющихся у меня жалоб наблюдателей, не принятых председателями УИК. На заключительном заседании ТИКа этот вопрос вынужденно обсуждали. Но, в нарушение законодательства, сначала признали все жалобы несущественными, проголосовав 8:1, на основании этого приняли решение, что жалоб вообще нет, и в итоговом протоколе не указали не только те жалобы, которые поступали от наблюдателей, но и моей жалобы. Всё как у фокусников! В результате – УИКи поработали прекрасно, ТИК поработал ещё лучше, председателю ТИК – Почётная грамота ЦИК РФ (от 24 января 08г.) “Закрытые участки” Ещё одна особенность “Выборов на Соколе”, привлекающая внимание, связана с “закрытыми участками”. Речь идёт о голосовании в помещении медицинского центра “Аэрофлот” (Избирательный участок № 3159, председатель УИК Морозова Н.Н.) и родильного дома № 16 (Избирательный участок № 3160, председатель УИК Шишпар Л.В.). В силу того, что оба участка расположены в медицинских учреждениях, наблюдение за ходом голосования на них невозможно. (Не знаю, имеет ли право председатель ТИК каким-то образом контролировать работу таких участков). Это всё превращает проведение выборов на этих участках в профанацию. Не уверена, что там вообще устраивают что-либо похожее на выборы. (Пусть это предположение будет на моей совести). Делаю такой вывод на основании официальных результатов выборов, представленных в нижеприведённых таблицах. Выборы 02 декабря 2007г. (Выборы в Госдуму, выбор из 11 партий)
Примечание: *Средний по району “Сокол” показатель проголосовавших за партию “Единая Россия” составляет 40,4%. Выборы 02 марта 2008г. (Выборы Президента РФ, выбор из 4 кандидатов)
Примечание: *Средний по району “Сокол” показатель проголосовавших за Медведева Д.А. составляет 67,8%. Как следует из этих таблиц, на каждом участке в голосовании принимали участие не менее нескольких десятков человек. Трудно допустить, что при свободном волеизъявлении все они продемонстрируют полное единомыслие. Однако, судя по полученным результатам голосования, на этих участках демонстрируется именно полное единомыслие. Значит….. Когда на заседаниях ТИКа или в разговорах с председателем Косматых Е.Е. я обращала его внимание на положение на закрытых участках, он неизменно отвечал, что дело это ерундовое, т.к. речь идет о незначительном количестве избирателей, голоса которых погоды не делают. Вот так! Голосование студентов. По-видимому, также “не делают погоды” и голоса избирателей, которых не вносят в списки для голосования. Вообще со списками избирателей мне не всё понятно. (Вся процедура составления списков избирателей прошла мимо меня). Однако я убедилась, как важно делать это по закону, поскольку может приводить к цепочке нарушений. (Конечно, если тут не преследуются какие-то более серьёзные цели). Проиллюстрирую сказанное. В районе “Сокол” имеется большое количество образовательных учреждений и общежитий, в которых проживают обучающиеся в них студенты. В соответствии с п. 5 ст.16 ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ” эти студенты должны быть включены в избирательные списки по месту нахождения общежития. Однако на выборах 02 декабря 2007 года этого сделано не было. По крайней мере, в день голосования на участке № 430 (председатель Шарыгин В.А.) в дополнительные списки пришлось вносить человек 300 студентов, зарегистрированных в общежитиях, которые находятся на территории данного избирательного участка. Составление таких больших многостраничных дополнительных списков в день голосования вызвало сложности в работе УИК, приведшие даже к ошибкам (в списки были внесены избиратели, относящиеся к другому избирательному участку), очередям избирателей и ряду нарушений законодательства в работе комиссии. По этому поводу наблюдателем была написана жалоба, которую председатель не принимал у наблюдателя и принял только в присутствии членов ТИК. Эту жалобу постигла та же судьба, что и жалобы других наблюдателей, что описано выше. По просьбе юристов РОДП “Яблоко” я сделала письменный запрос в ТИК (№8- вхТИК/07 30.11.07) о предоставлении мне информации, связанной с выборами депутатов Государственной Думы ФС РФ, относительно включённых в список избирателей по месту временного жительства (студенты-очники образовательных учреждений) и по месту временного пребывания (лечебно-профилактические учреждения), а также о документах, подтверждающих направление ТИКом соответствующих сообщений на избирательные участки по месту постоянного жительства этих избирателей, и т.д. Такой информации я не получила (за исключением одного показателя - примерного количества общежитий в районе). О многом я не рассказала, например, о проведении выборов в Муниципальное Собрание. Я очень многого не знаю, не понимаю, не видела и иногда не догадывалась, что это может иметь место. Но, наверное, то, что удалось увидеть и понять, позволяет считать, что не всё в порядке в организации и проведении выборов на Соколе, что не всегда соблюдается закон и что зависит это от конкретных людей, взявшихся за это непростое дело!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |