В повестке дня значились два
вопроса: о внесении поправок в Регламент
Московской городской избирательной
комиссии и о награждении Почетной
грамотой. При ближайшем рассмотрении
выяснилось, что оба вопроса внесены по
моей инициативе. Даже как-то неудобно:
отрываю серьезных людей от решения
жизненно важных вопросов, жен и дач,
заставляю их заседать дольше 15 минут.
Собственно, об этом и сказал мне после
заседания член комиссии В.Н.Воронов.
Виктор Николаевич посоветовал мне, если я
уж такой любознательный, приезжать в
комиссию пораньше и все вопросы решать в
рабочем порядке.
Итак, первый вопрос состоял в
рассмотрении моего проекта решения о
внесении изменений в Регламент МГИК.
Предлагалось, в частности:
разрешить аудиозапись заседаний
комиссии;
рассылать проекты решений МГИК (по
требованию члена МГИК) по электронной
почте, а также предоставить
возможность посылать в МГИК проекты
решений по электронной почте;
исключить норму: “Выступающий не
вправе употреблять в своей речи
грубые, оскорбительные выражения,
призывать к незаконным действиям,
использовать заведомо ложную
информацию, допускать необоснованные
обвинения в чей либо адрес, давать
оценки членам Городской комиссии”,
допускающую довольно широкую
трактовку;
исключить норму, которая
устанавливает, что проекты решений
разрабатываются по поручению комиссии
или ее председателя, а затем визируются
начальником отдела при председателе.
Полные тексты поправок с
обоснованием можно найти ниже в приложении.
Один пункт проекта касался
нормы, которая никогда на практике не
применяется, но противоречит
Федеральному закону (заседание комиссии
созывается по требованию не менее чем
половины членов комиссии; по закону – не
менее чем одной трети). Признаюсь, я
вставил этот пункт в проект в качестве
этакого “плацебо”, для проверки
неполного отмирания всех реакций у МГИК.
К счастью, этот пункт был принят.
Единственный из всех.
Второй пункт повестки дня
касался награждения председателей
участковых комиссий, добившихся
выдающихся результатов по голосованию на
дому (см. Репортаж
с заседания 18 мая 2004 года). Напомню, что
на прошлом заседании выяснилось, что один
из представленных мной к награде
председателей уже награжден грамотой
МГИК, а двух других пока нельзя
награждать почетными знаками, так как они
еще не награждались грамотами. Вопрос был
отложен для уточнения достоинств
председателей в территориальной
комиссии Алтуфьевского района. К этому
заседанию выяснилось, что председатель
Тарасова (389 проголосовавших на дому)
также уже награждалась грамотой МГИК, а
председатель Талантова (266
проголосовавших на дому) награждалась
грамотой главы Управы (!). Комиссия
проголосовала против дополнительного
награждения.
В разделе “Разное”
рассматривался ответ Московской
городской комиссии секретарю ЦИК РФ О.К.Застрожной.
По номенклатурным меркам ответ этот
просто вызывающий: МГИК в последнее время
активно щиплет ЦИК РФ, чувствуя за своей
спиной мощную антивешняковскую группу.
Недавно, например, я присутствовал на
разборе трех судебных дел, в которых МГИК
требовал признать незаконным некоторые
действия ЦИК, связанные с контролем на
московских выборах. Напомню также, что
летом прошлого года ЦИК направлял в
Мосгордуму письмо о том, что московское
законодательство является слишком уж
жестким (на что платоновская команда
послала ЦИК куда подальше). Горбунов,
несомненно, за спиной Лужкова, Платонова
и Метельского чувствует себя достаточно
уверенно.
Суть же взаимных огрызаний в
письмах, о которых шла речь на заседании
комиссии, в том, что ЦИК заметила 377
повторных вводов в ГАС “Выборы” на
выборах в Мосгордуму. На что А.Н.Бобычев,
делавший доклад, заявил, что вообще
главное предназначение ГАС “Выборы” -
отнюдь не облегчение работы комиссий, а
наблюдение со стороны ЦИК за работой
комиссий субъектов Федерации. Вот оно что!
Вот зачем были истрачены сотни миллионов
рублей! Чтобы дать возможность ЦИКу
подсматривать за субъектными комиссиями!
Пояснительная записка
к проекту решения Московской городской
избирательной комиссии
“О внесении поправок в Регламент
Московской городской избирательной
комиссии”
В нижеследующей таблице
приведены обоснования для каждой из
поправок, представленной в проекте
решения.
№
Поправка
Обоснование
1
Заменить последний абзац
статьи 29 следующим:
“На заседаниях Городской
комиссии может производиться
аудиозапись. Видеозапись и фотосъемка
могут производиться после
предварительного устного уведомления.”
Во-первых, такой порядок
будет способствовать открытости и
гласности работы Комиссии, что
является одним из декларируемых
российским избирательным
законодательством принципов выборов (п.5
ст.3 ФЗГ). Во-вторых, действующая норма
противоречит практике ведения
официальной аудиозаписи,
осуществляемой на заседаниях
Комиссии. В-третьих, предлагаемая
норма аналогична норме ГПК.
2
Во втором абзаце статьи 31
заменить слова “не менее половины”
на слова “не менее одной трети”.
В действующей редакции
Регламент противоречит п.9 ст.28
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
3
Статью 32 после первого
предложения второго абзаца дополнить
предложением “Предложения о
включении вопросов в повестку дня и
проекты решений могут быть направлены
в указанные сроки по электронной
почте в порядке, установленном
решением Городской комиссии.”
Это расширит возможности
участия членов МГИК в ее работе и
будет способствовать повышению
эффективности работы комиссии путем
внедрения современных информационных
технологий.
4
Из второго абзаца ст.32
исключить слово “альтернативные”.
Действующая формулировка
не позволяет члену комиссии
представить самостоятельный проект
решения. В настоящее время эта норма
Регламента всегда нарушается.
5
Статью 32 после второго
абзаца дополнить следующими абзацами:
“По требованию члена
Городской комиссии проекты решений и
другие, необходимые для проведения
заседания материалы, предоставляются
членам Городской комиссии не позднее
чем за день до дня заседания. По
требованию члена Городской комиссии
указанные проекты решений передаются
этому члену в указанные сроки по
электронной почте или по факсу.
Непосредственно перед
заседанием проектами решений
Городской комиссии по вопросам
повестки дня и другими необходимыми
материалами обеспечиваются все члены
Городской комиссии.”
Для принятия полноценных
решений требуется их всестороннее
осмысление, которое не происходит,
если с проектами приходится
знакомиться в спешке. При
невозможности заранее ознакомиться с
проектами нарушается принцип “коллегиальности”
работы комиссии (п.1 ст.28 ФЗГ).
Возможность получать
проекты решений по каналам связи
существенно облегчает задачу
улучшения подготовки членов комиссии
к заседаниям.
Последнее предложение
поправки юридически фиксирует
установившуюся традицию раздачи всех
материалов перед заседанием комиссии.
6
В статье 35 абзац 4 исключить.
Абзац 4 не представляет
достаточно четкой правовой нормы.
Используемые в нем выражения
представляют оценочные суждения, в
связи с этим не может быть достоверно
установлены ни гипотеза, ни
диспозиция устанавливаемой правовой
нормы.
Как показывает опыт,
подобные псевдоправовые нормы
приводят к произволу.
Кроме того, совершенно
неясно, почему членам комиссии нельзя
давать оценок. Как, например, при этом
условии можно обсуждать кандидатуры
при выдвижении на должности?
7
Статью 41 дополнить абзацем:
“При обсуждении раздела “Разное”
Городская комиссия не принимает
решений”.
Члены комиссии имеют право
заранее знакомиться с
предполагаемыми решениями. Поскольку
к разделу “Разное” проекты решений
заранее не обнародуются, постольку
они и не могут приниматься. Если же
решение готовится, то его нужно и
можно вставлять в повестку дня
отдельным вопросом. Точнее говоря,
надо было бы в Регламенте ввести
понятие “протокольное решение”, но
пусть это делают освобожденные члены
комиссии с аппаратом.
8
Статью 43 исключить.
Первое предложение статьи 43
противоречит п.п.22 и 23 ст.29
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", а также ст. 19
и 32 настоящего Регламента. Остальные
предложения не являются нормами
Регламента комиссии, а регулируют
делопроизводство внутри ее аппарата.