|
|
|
Что стоит за небывалой поддержкой самостоятельности муниципальных образований? На заседании Мосгордумы 10 сентября произошло небывалое: вице-премьер Правительства Москвы А.В. Петров, руководитель Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы С.И. Зверев и большинство депутатов городской Думы дружно выступили за … самостоятельность муниципальных образований. А единственным, кто оказался против был … депутат городской Думы Д.И. Катаев. До сих пор все было наоборот. Шла ли речь о полномочиях органов местного самоуправления или о бюджетах муниципальных образований – депутат Катаев в одиночестве или при поддержке пары “яблочных” депутатов боролся за реальные полномочия и за реальный бюджет. А в ответ со стороны представителей исполнительной власти Москвы и депутатов слышались набившие оскомину слова о необходимости сохранения единства городского хозяйства, о том, что самоуправление надо вводить постепенно. А некоторые наиболее продвинутые в области теории муниципального права депутаты еще и добавляли, что они вообще против того, чтобы местное самоуправление осуществлялось на уровне районов. И вдруг – полная инверсия. С чего бы? А все очень просто. Речь шла о внесенном Мэром Москвы проекте Закона города Москвы “О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона города Москвы от 11 июня 2003 года № 36 “Избирательный кодекс города Москвы””, короче говоря – об отмене нормы, обязывающей проводить муниципальные выборы в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Оказывается, наши московские органы местного самоуправления теперь совершенно самостоятельны, и единственное, что препятствует осуществлению ими этой самой самостоятельности, – ошибочно внесенная в “Избирательный кодекс” норма, ограничивающая их право самостоятельно определять дату выборов. Подробный комментарий к этому законопроекту размещен на нашем сайте. Мы писали о том, что норма, которую так дружно решили отменить, призвана гарантировать избирательные права граждан и никак не противоречит федеральному законодательству, о том, что аналогичная норма есть в десятках действующих региональных законах. Именно на этих соображениях была основана позиция, занятая Катаевым. Но депутаты аргументы Катаева оставили без внимания и заученно твердили о защите прав местного самоуправления. В том числе и такие ярые противники местного самоуправления на уровне районов, как А.Н. Крутов и М.И. Москвин-Тарханов. Впрочем, некоторые депутаты высказали опасения: а вдруг органы местного самоуправления и впрямь воспользуются предоставленной им самостоятельностью и начнут назначать выборы, как им вздумается. И в Москве каждое воскресенье буду т идти какие-нибудь муниципальные выборы. Но представители исполнительной власти успокоили депутатов: хотя у нас нет правового инструмента повлиять на муниципальные образования, но есть много других инструментов. Все равно, мол, они будут ходить у нас по струнке. Звучали и другие мысли: о том, что ближайшие выборы депутатов муниципальных собраний надо проводить не 7 декабря, а 14 марта, т.е. совмещать не с парламентско–мэрскими, а с президентскими выборами. Об этом говорили и Петров, и некоторые депутаты. И эти высказывания не оставляют никаких сомнений в том, ради чего срочно потребовалось вносить изменения в только что принятый Кодекс. Муниципальные выборы должны быть отложены. Пока на март, а дальше будет видно. Так решили в Мэрии. Получить согласие на это депутатов муниципальных собраний нетрудно: многие ли устоят перед соблазном продлить себе полномочия? Осталось лишь устранить мелкое препятствие в виде части 4 статьи 6 “Избирательного кодекса”. Впрочем, суета по большому счету была напрасной. Во-первых, даже с принятием этого закона право муниципальных собраний на продление своих полномочий не стало более законным (см. комментарий). Во-вторых, муниципальные собрания, получив соответствующие рекомендации, начинают принимать решения о продлении своих полномочий, не дожидаясь вступления нового закона в силу. Так, еще 9 сентября муниципальное собрание района Гагаринский приняло решение о продлении своих полномочий. Возмущенная группа жителей была готова обжаловать это решение в суде. Правда, возможно жителей уговорят этого не делать. Тем не менее забота о самостоятельности муниципальных образований, безусловно, даст свои плоды: в течение ближайшего времени все 125 самостоятельных муниципальных Собраний самостоятельно примут 125 содержащих одинаковые формулировки решений о продлении своих самостоятельных полномочий до 14 марта 2004 г. Аркадий Любарев |
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |