|
|
|
КОММЕНТАРИЙ к проекту Закона города Москвы “О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона города Москвы от 11 июня 2003 года № 36 "Избирательный кодекс города Москвы"” Главной и единственной целью данного законопроекта является изъятие из “Избирательного кодекса города Москвы” нормы о проведении голосования на выборах в органы местного самоуправления в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который был избран орган местного самоуправления предыдущего созыва. Как отмечается в пояснительной записке к проекту, это делается для того, чтобы позволить представительным органам местного самоуправления самостоятельно реализовать право определять день голосования на выборах в органы местного самоуправления в городе Москве в сроки, установленные статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Редактор проекта С.И. Зверев на заседании Мосгоризбиркома 21 августа и на заседании совета Ассоциации муниципальных образований города Москвы 26 августа с.г. высказывался более жестко, утверждая, что норма, которую предлагается изъять, противоречит федеральному законодательству, так как вторгается в сферу компетенции муниципальных образований. С этим утверждением невозможно согласиться. Более того, можно утверждать, что норма, которую предлагается изъять, является дополнительной гарантией избирательных прав граждан, которая в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может быть установлена законом субъекта РФ. Ниже приводятся аргументы в поддержку такой позиции. 1. Ни в одном из федеральных законов не сказано, что определение даты выборов является компетенцией органов местного самоуправления. Зато сказано, что "порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации" (п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Вопрос о назначении выборов несомненно относится к порядку их проведения. Это вполне соответствует Конституции РФ, поскольку вопрос о защите прав и свобод человека и гражданина (в т.ч. избирательных прав) относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. 2. Норма, которую предлагается изъять, присутствовала в проекте “Избирательного кодекса города Москвы” изначально, только первое воскресенье в какой-то момент было заменено на второе, а затем все вернулось назад. Законопроект подвергался тщательной юридической экспертизе: свои заключения давали Правовое управление ЦИК, Независимый институт выборов, государственно-правовые управления Правительства Москвы и Мосгордумы. И ни в одном из заключений указанная норма не оспаривалась. В настоящий момент также нет ни одного официального заключения, утверждающего, что данная норма противоречит федеральному законодательству. 3. Нормы, аналогичные той, которую предлагается изъять, есть во многих действующих региональных законах о выборах. Так, норма о проведении муниципальных выборов в определенное воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий соответствующего органа, присутствует в “Избирательном кодексе Белгородской области” от 10.01.2003 (и присутствовала в прежней редакции от 29.03.2001), в “Избирательном кодексе Владимирской области” от 13.02.2003, Законе Волгоградской области “О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области” от 21.09.2000, Законе Вологодской области “О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления” от 30.04.2003, “Кодексе о выборах, референдуме и отзыве выборных лиц” Воронежской области в редакции от 19.03.2001 и последующих), Законе Кировской области “О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Кировской области” от 6.06.2003, “Избирательном кодексе Читинской области” от 20.05.2003. Во многих других региональных законах записано, что муниципальные выборы проводятся в первое воскресенье после дня, когда истекает срок, на который был избран орган местного самоуправления прежнего созыва. Подобная норма также жестко определяет день голосования. 4. По мнению бывшего председателя Центризбиркома доктора юридических наук А.В. Иванченко, определение в законах субъектов РФ фиксированных сроков проведения выборов “является дополнительной гарантией их своевременной организации и проведения” (см. книгу А.В. Иванченко “Избирательные комиссии в Российской Федерации. История, теория, практика”, стр. 188–189). 5. Нормы пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" позволяют раз от разу сдвигать срок проведения муниципальных выборов, фактически увеличивая срок полномочий органа местного самоуправления. Так, пункт 1 устанавливает крайний срок назначения выборов – “не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты”. При этом период от дня назначения выборов до дня голосования в соответствии с пунктом 2 может составлять 80 дней. Таким образом, указанные нормы федерального закона позволяют органу местного самоуправления каждый раз сдвигать выборы на 15 дней. Однако такой сдвиг, очевидно, является нарушением конституционных прав граждан. Это признают и авторы “Научно-практического комментария к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"”, вышедшего в текущем году (см. стр. 117 указанного издания). Для того, чтобы предотвратить подобные нарушения и гарантировать периодичность проведения выборов, т.е. проведение их в срок, соответствующий сроку полномочий переизбираемого органа, в "Избирательном кодексе города Москвы" и была записана норма, жестко привязывающая день голосования к определенной неделе месяца, в котором истекает срок полномочий органа. таким образом, изъятие этой нормы может привести к нарушению избирательных прав граждан. Следует также отметить, что предлагаемый законопроект нарушает внутреннюю логику статьи 6 “Избирательного кодекса города Москвы”. Принятие данного законопроекта приведет к ситуации правовой неопределенности. Действующая редакция “Избирательного кодекса города Москвы” требует, чтобы ближайшие выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в городе Москве были назначены на 7 декабря 2003 г. В случае принятия законопроекта у муниципальных Собраний возникнет правовая возможность установить дату выборов начиная с 7 по 28 декабря 2003 г. Однако проведение выборов 14, 21 или 28 декабря потребует дополнительных финансовых затрат по сравнению с выборами 7 декабря, совмещенными с выборами депутатов Государственной Думы и Мэра Москвы. такие затраты не предусмотрены ни в бюджете города Москвы, ни в бюджетах муниципальных образований. По мнению редактора проекта С.И. Зверева, высказанному им на упоминавшихся выше заседаниях, принятие законопроекта позволит муниципальным Собраниям принимать в соответствии со статьей 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения о продлении своих полномочий до 14 марта 2004 г. Однако такое мнение является ошибочным. Анализ упомянутой статьи 82 в контексте других статей этого закона (в частности, ст. 8 и 9), а также норм Конституции РФ и норм международного права позволяет сделать вывод о том, что нормы этой статьи носят исключительный характер и могут применяться только в целях, указанных в данной статье, т.е. исключительно в целях совмещения с выборами в федеральные и/или региональные органы государственной власти. Очевидно, что продление полномочий представительного органа местного самоуправления до 14 марта 2004 г. имеет иную цель, поскольку совмещение муниципальных выборов с выборами в федеральные и региональные органы государственной власти может быть достигнуто и без продления срока полномочий. При этом следует иметь в виду, что назначение выборов депутатов представительного органа местного самоуправление на 7 декабря 2003 г., даже в случае принятия данного законопроекта, не потребует принятия решения о сокращении срока полномочий муниципального Собрания, поскольку полномочия депутатов представительного органа местного самоуправления прекращаются после начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава (п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Стоит напомнить, что назначение на 7 декабря 2003 г. выборов депутатов Государственной Думы и Мэра Москвы не требует сокращения сроков полномочий указанных депутатов и Мэра. Таким образом, независимо от того, будет или не будет принят данный законопроект, решение муниципального Собрания о продлении своих полномочий может быть оспорено в судебном порядке. Любарев А.Е., |
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |