|
|
|
Законовзятельный зуд Госдумой рассматривается очередной пакет поправок в избирательные законы. Что же движет инициаторами начавшейся в середине 2004 года и непрекращающейся до сих пор кампании по изменению российского избирательного законодательства и всего института выборов? Перечислим основные новации избирательной системы, введенные нашими законодателями за последние два года (помимо введения единого дня голосования):
Все перечисленные “усовершенствования” избирательного закона направлены не на расширение избирательных прав граждан, не на совершенствование важнейшего демократического института выборов, не на реализацию конституционного принципа - “высшим выражением власти народа являются свободные выборы”, - а на повышение управляемости выборов, предоставление преимуществ административным партиям и структурам. В совокупности с административным партстроительством и совершенствованием административных избирательных технологий, включая управление судами и избирательными комиссиями, эти законодательные новшества окончательно похоронили надежду на реальные выборы, опять превратили их в декоративный государственный атрибут. Для полноты картины следует упомянуть, что законодательные предложения по расширению гласности и открытости выборов, расширению избирательных прав, противодействию административным избирательным технологиям (например, уточнения порядка информирования избирателей, порядка составления повторных протоколов об итогах голосования, ограничение возможностей необоснованного отказа от депутатского мандата – выдвижения так называемых “свадебных генералов”) также поступали на рассмотрение Госдумы, но они решительно отвергались. На первых этапах реформы некоторые депутаты и эксперты пытались сопротивляться и предлагали многочисленные поправки, но единороссовское большинство Думы легко и безапелляционно отклоняло их еще на этапе предварительного рассмотрения в комитетах. Легко догадаться, что по принципиальным вопросам избирательного законодательства, Государственная Дума следует указаниям государственных строителей из Администрации Президента РФ. Все это позволяет утверждать, что действующая российская власть, умышленно реформирует избирательный закон под себя, в направлении облегчения сохранения власти, противоположном направлению развития важнейшего демократического института выборов. Она сознательно отстраняет граждан страны от выборов, превращая выборы в декорацию, снижая доверие и интерес граждан к этому институту. В том же русле лежат и новые законодательные инициативы, рассмотренные в первом чтении и частично видоизмененные ко второму чтению. Среди новых инициатив:
Особенно стоит отметить инициативу по отмене порога явки. Она заменила инициативу возвращения к досрочному голосованию. Последняя не была поддержана Центральной избирательной комиссией, и после процесса согласования эта инициатива выродилась в еще более реакционное нововведение. Превращение выборов в декорацию вызывает у граждан соответствующее отношение к ним. Выборы становятся им неинтересны, и избиратель перестает в них участвовать. Возвращение досрочного голосования было направлено, в первую очередь, на повышение явки, которую по закону пока требуется обеспечить для признания выборов состоявшимися. А отмена порога явки – это более радикальное решение вопроса. Решение, которое фактически окончательно отделяет выборы от граждан. И последнее. Ссылки апологетов антигражданских норм избирательного законодательства на международный опыт – от лукавого. Например, при установлении 7%-ного барьера на выборах в Госдуму, проигнорирован опыт Западной Европы, где такой высокий барьер является скорее исключением, чем правилом, а партийная система имеет совсем другой уровень развития. Говоря об отмене явки, защитники этого предложения рассказывают о США, где каждый штат имеет свой избирательный закон, а регистрация избирателей вообще является добровольным делом. Когда же в нашей стране были отменены выборы глав регионов, никто из наших государственных строителей, не вспомнил, что во всех федеративных странах (в том числе и в США, и даже в не самой демократичной Венесуэле) именно губернаторство является ступенькой к должности руководителя страны. Из Думы слышен стук забивания гвоздей в гроб российских выборов.... А.Бузин,
|
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |