Для того, чтобы мысли и факты, изложенные в моих
предыдущих статьях были более понятны, я хочу проиллюстрировать их на
наглядных примерах.
Возьмем в качестве отправной точки расклад, близкий к
прогнозам, которые дают ФОМ и ВЦИОМ: явка 59%; партия А – 62%, партия Б –
12%, партия В – 8%, партия Г – 7,1%, партия Д – 5,5%, партия Е – 2,4%, пять
остальных партий – в сумме 1%, недействительные бюллетени – 2%.
Распределение мандатов в этом случае: А – 313, Б – 61,
В – 40, Г – 36.
Посмотрим, что произойдет, если какая-то не очень
большая, но и не слишком малая часть избирателей (допустим, 1% от общего их
числа) изменит свою позицию определенным образом.
Пример 1. Сторонники партии А решили не
голосовать. Явка снизится до 58%. Доля голосов за партию А снизится до
61,34%, доля голосов за Б увеличится до 12,21%, за В – до 8,14%, за Г – до
7,22%. В результате партия А потеряет 3 мандата, а партии Б, В и Г получат
по одному дополнительному мандату. Эффективность такого решения в отношении
процента голосов за партию А можно оценить как (62–61,34)/62, что составляет
1,1%; в отношении числа мандатов у партии А эффективность будет 1,0%.
Пример 2. Избиратели, не собиравшиеся
голосовать, решили проголосовать за партию А. Явка повысится до 60%. Доля
голосов за партию А увеличится до 62,63%, доля голосов за Б снизится до
11,80%, за В – до 7,87%, за Г – до 6,98%. Из-за того, что партия Г оказалась
отброшена за 7%-ный барьер и лишается всех мандатов, партия А получает
лишние 29 мандатов, партия Б – лишние 4 мандата, партия В – лишние 3
мандата. Эффективность такого решения в отношении процента голосов за партию
А составляет всего 1,0%, но в отношении числа мандатов у партии А
эффективность будет уже 9,3%.
Пример 3. Избиратели, не собиравшиеся
голосовать, решили проголосовать за партию Г. Доля голосов за партию Г
увеличится до 8,65%, доля голосов за А снизится до 60,97%, за Б – 11,80%, за
В – до 7,87%. В результате партия Г получит 8 дополнительных мандатов, при
этом партия А потеряет 6 мандатов, а партия Б – 2 мандата. Эффективность
такого решения как в отношении процента голосов за партию Г, так и в
отношении числа мандатов у этой партии составляет около 22%.
Пример 4. Избиратели, не собиравшиеся
голосовать, решили проголосовать за партию Д. Доля голосов за партию Д
увеличится до 7,08%, и она преодолеет 7%-ный барьер. При этом доля голосов
за А снизится до 60,97%, за Б – 11,80%, за В – до 7,87%, за Г – до 6,98%
(т.е. партия Г барьер не преодолевает). В результате все 36 мандатов
перейдут от партии Г к партии Д. Эффективность такого решения как в
отношении процента голосов за партию Д составляет 29%, в отношении же числа
мандатов эффективность безмерна.
Пример 5. Избиратели, не собиравшиеся
голосовать, решили испортить бюллетени. Доля недействительных бюллетеней
увеличится до 3,63%, а доли за партии уменьшатся: за А – до 60,97%, за Б –
11,80%, за В – до 7,87%, за Г – до 6,98%. Вновь партия Г не преодолевает
барьер, поэтому ее 36 мандатов будут поделены: у А прибавится 27 мандатов, у
Б – 5, у В – 4. Доля недействительных бюллетеней вырастет немало
относительно исходного уровня – на 82%, но при этом у партии А число
мандатов увеличивается на 9%.
Пример 6. Избиратели, собиравшиеся проголосовать
за партию Д, решили испортить бюллетени. Процент голосов за все остальные
партии не изменится, не изменится и распределение мандатов. Доля
недействительных бюллетеней увеличится до 3,69% (т.е. относительно исходного
уровня на 85%), а доля голосов за партию Д снизится до 3,81% (т.е. если она
вносила залог, он ей не вернется).
Пример 7. Избиратели, собиравшиеся проголосовать
за партию Д, решили не голосовать. Явка снизится до 58% (на 1,7%
относительно исходного уровня). Доля голосов за партию Д снизится до 3,87%
(на 30% относительно исходного уровня, и она лишится залога). Процент
голосов за все остальные партии повысится: за А – до 63,07%, за Б – до
12,21%, за В – до 8,14%, за Г – до 7,22%. Распределение мандатов не
изменится.