|
|
|
Депутат МГД Ю.Л. Загребной пытается законодательно отрегулировать агитацию через Интернет
Недавно в Московскую городскую Думу депутатом Ю.Л. Загребным внесен проект закона о внесении дополнений в ст. 39 "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве". Проект предлагает дополнить п. 1 ст. 39 двумя короткими абзацами следующего содержания: "Агитационные материалы в сети интернет размещаются и оплачиваются зарегистрированным кандидатом на тех же условиях, что и иные агитационные материалы. В период запрета на агитацию доступ к электронным архивам страниц, сайтов в сети Интернет (в том числе ранее размещенным агитационным материалам зарегистрированного кандидата) остается открытым." Ниже помещаются два комментария: официальный, написанный по просьбе председателя МГИК В.П. Горбунова, и неофициальный. ЗАКЛЮЧЕНИЕпо проекту Закона города Москвы"О внесении дополнений в статью 39 Закона города Москвы от 7 июня 1999 г. № 22 "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", внесенного депутатом МГД Загребным Ю.Л. 1. Проблема предвыборной агитации с использованием сети Интернет начинает приобретать практическое значение. В ходе дополнительных выборов советников районных Собраний в Москве, проходивших 16 апреля 2000 г., уже возникала конфликтная ситуация, связанная с размещением агитационных материалов в Интернете. Вместе с тем, использование Интернета в целях предвыборной агитации по-прежнему остается малоэффективным, поскольку даже в Москве им пользуется незначительная часть избирателей; более того, пользователи Интернета в основном относятся к наименее активной категории избирателей. Законодательное регулирование предвыборной агитации с использованием сети Интернет осложняется отсутствием федерального законодательства об Интернете, большим разнообразием форм работы сети и практической невозможностью контроля за материалами, размещенными в Интернете. В проекте, внесенном депутатом МГД Загребным Ю.Л., предлагается дополнить ст. 39 московского закона о выборах двумя абзацами. 2. В первом абзаце предлагается установить, что "агитационные материалы в сети интернет размещаются и оплачиваются зарегистрированным кандидатом на тех же условиях, что и иные агитационные материалы". Этот абзац не добавляет в закон никаких новых норм. Очевидно, что агитационные материалы, размещенные в Интернете, являются иными агитационными материалами, поскольку они не являются печатными и поскольку Интернет-газеты не относятся в настоящее время к средствам массовой информации. Первая проблема заключается в том, в каком случае материалы, размещенные в сети Интернет, можно считать агитационными. Согласно определению (ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях..." и п. 1 ст. 3 московского закона), агитационными являются материалы, "предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании". Поэтому не ясно, можно ли к таковым причислить, например, личный сайт гражданина, созданный им до того, как он стал кандидатом, и о котором мало кто знает. Что касается условий, на которых размещаются и оплачиваются иные агитационные материалы, то они плохо отрегулированы в законодательстве. В отношении оплаты действует норма, согласно которой ведение предвыборной агитации и осуществление иных предвыборных мероприятий оплачивается только из средств избирательного фонда (п. 12 ст. 47 Федерального закона "Об основных гарантиях..." и п. 10 ст. 42 московского закона). Стоит отметить, что закон требует предоплату только для агитационных материалов в СМИ, в остальных случаях оплата может производиться после предоставления услуги. Федеральный закон "Об основных гарантиях..." вообще не содержит норм, связанных с размещением иных агитационных материалов. В московском законе (п. 1 ст. 39) указано, что все (в т.ч. и иные) агитационные материалы "должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и место жительства лиц), изготовивших указанные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска" (в Федеральном законе "Об основных гарантиях..." данная норма касается только печатных материалов). Указанная выше норма не может в полном объеме выполняться не только в отношении агитационных материалов, размещенных в сети Интернет (отсутствует тираж), но и во многих иных случаях (щиты, растяжки, светящаяся реклама, значки и т.п.). Поэтому данная норма требует корректировки. 3. Во втором абзаце проекта предлагается установить, что "в период запрета на агитацию доступ к электронным архивам страниц, сайтов в сети Интернет (в том числе ранее размещенным агитационным материалам зарегистрированного кандидата) остается открытым". Данная норма является спорной. Ее аналогом является норма, предусматривающая, что агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий ... могут сохраняться в день голосования на прежних местах (п. 4 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях..." и п. 5 ст. 36 московского закона). Причина появления последней нормы очевидна – невозможность в течение короткого времени снять листовки, расклеенные по всей территории округа. В отношении материалов, размещенных в Интернете, ситуация совершенно иная: они могут быть сняты (или доступ к ним может быть закрыт) моментально. 4. Поскольку закон возлагает на избирательные комиссии обязанность контроля за соблюдением установленного законом порядка проведения предвыборной агитации (п. 1 ст. 45 Федерального закона "Об основных гарантиях..." и п. 1 ст. 40 московского закона), в случае включения в закон норм, регулирующих предвыборную агитацию в сети Интернет, избирательные комиссии должны получить возможность контроля этих материалов. В настоящее время ни окружные, ни территориальные избирательные комиссии в Москве не имеют доступа к сети Интернет. Обеспечение такого доступа требует дополнительных финансовых ресурсов. 5. В связи с вышеизложенным, рекомендую отклонить данный законопроект. Вместе с тем, считаю целесообразным создание рабочей группы из представителей МГД, МГИК и общественных объединений для разработки предложений по совершенствованию норм избирательного законодательства, связанных с предвыборной агитацией. До внесения в законодательство соответствующих изменений, во избежание острых конфликтов, материалы, размещаемые в сети Интернет, не следует квалифицировать как агитационные. Любарев А.Е. член МГИК с правом совещательного голоса Неофициальный комментарий Мой опыт подсказывает мне, какие последствия может иметь принятие данного законопроекта. Большинство тех, кто будет читать закон (члены избиркомов, кандидаты, чиновники), воспримут данную норму как указание на то, что все материалы о кандидате, размещенные в Интернете, являются агитационными. Это даст лишний повод для поиска оснований, по которым можно будет попытаться снять с предвыборной дистанции соперника или неугодного властям кандидата. Самый простой пример: ряд депутатов МГД имеют личные страницы на сайте МГД. Эти страницы ими, очевидно, не оплачиваются. Признание этих страниц агитационными материалами повлечет за собой запрет на доступ к ним в период избирательной кампании. То же самое касается и материалов на сайтах общественных объединений, научных организаций и т.п. А как быть с материалами, размещенными на "халявных" сайтах? В общем, принятие данного законопроекта не столько решит какие-либо проблемы, сколько внесет дополнительную путаницу. Наивно думать, будто двумя короткими фразами можно отрегулировать такую сложную проблему, как агитация в Интернете. И если уж пытаться, то нужна серьезная работа, с привлечением специалистов. Впрочем, агитация в Интернете – не самая актуальная проблема. В избирательном законодательстве есть много других "дыр", связанных с более эффективными способами агитации..
|
Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик | |
This
document maintained by lahta-m@.votas.ru. |