Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Опытного магазинного воришку не напугать камерой слежения: он знает, как своровать так, чтобы камера ничего не заметила. Его даже не надо предупреждать о том, что камеры стоят там-то и смотрят туда-то, как это предполагается сделать на избирательных участках. Судя по ежедневным напоминаниям СМИ об авторстве идеи расстановки веб-камер, мероприятие это носит в первую очередь агитационный характер. Оплачено оно, правда, не из избирательного фонда автора, а, как обычно, - из кармана налогоплательщика.

Эффект от этой тринадцатимиллиардной затеи будет невелик, но опасаюсь я другого: как бы это намерение не обернулось дальнейшим ростом напряженности между организаторами выборов (я избегаю слова «избиркомы», поскольку не они являются главными организаторами) и наблюдателями. Ведь зачем нам теперь наблюдатели на участках, а тем более наблюдатели со своими фотоаппаратами, если за честностью можно следить через сертифицированную веб-камеру? Не будут ли их еще чаще выгонять из комиссий, запрещать видеосъемку и передвижение по помещению для голосования?

 Тем, кто не раз бывал на избирательных участках и в территориальных избиркомах ясно, что существует несколько «болевых точек», заблокировав которые можно было бы избежать прямых фальсификаций при голосовании и подсчете голосов. Но вместо этого организаторы выборов занимаются украшательством – опрозрачиванием урн, видеокамерами, немножко электронным голосованием и много – развешиванием лапши в пресс-центре ЦИКа.

Блокировка «болевых точек» не требует законодательных изменений и вполне по силам не только нынешнему Президенту, но даже в большей степени - будущему. По большей части она была бы по силам и ЦИКу, если бы он был профессионально пригодным. Для этого надо всего-лишь-навсего четко сформулировать «указания» соответствующим государственным органам и проконтролировать их выполнение. Я уверен, что если бы желание сделать выборы честными было бы настоящим, то 13 миллиардов можно было бы использовать куда более полезно.

Вот, что надо бы было сделать.

1.     Обеспечить повсеместное дежурство судов, прокуратуры и следственных органов в день голосования и при подсчете голосов.

2.     Обеспечить немедленное реагирование прокуратуры на сообщения о нарушениях избирательного законодательства.

3.     Строго напомнить полицейским об их обязанностях, связанных с выборами, предусмотренными статьей 11 ФЗ «О полиции», а также разъяснить им нормы избирательного законодательства, права наблюдателей и процедуры, предусмотренные при удалении наблюдателей, обратить их внимание на ответственность за исполнение незаконных указаний.

4.     Рекомендовать  Следственному комитету РФ более тщательно и добросовестно рассматривать жалобы о нарушении избирательных прав; рекомендовать Верховному суду Российской Федерации принять дополнительные разъяснения по рассмотрению дел, возбужденных по статьям 5.1-5.25, 5.45, 5.49 КоАП РФ, 141, 142, 142.1 УК РФ, а также рассматриваемых в порядке главы 26 ГПК РФ, указав в частности, на обращение внимания судов на обстоятельства, связанные с неисполнением законодательно установленных процедур со стороны избирательных комиссий, на тщательное рассмотрение ходатайств сторон, участвующих в деле, и на критерии допустимости представляемых сторонами доказательств, на обязательный пересчет голосов в случае расхождений между копией протокола, выданной наблюдателю и официальными итогами голосования.

Ну и для ЦИКа - целый букет заданий. ЦИК может и должен принять Разъяснения, которые могли бы реально повысить общественное доверие к выборам. Ниже конкретные темы таких Разъяснений приведены очень кратко, но по большинству из них проекты уже написаны и переданы (см на сайте www.votas.ru), так что ЦИКу остается их только принять и зарплату получить.  

Итак, вот что ЦИК мог бы разъяснить:

a)     Содержания и форму документов, подтверждающих статус представителя СМИ.

b)    Недопуск или несвоевременный допуск наблюдателя (здесь под наблюдателем мы подразумеваем лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования и при подсчете голосов) в помещение для голосования является достаточным основанием для привлечения к административной по ст.5.6 КоАП или к уголовной по ст. 141 УК РФ ответственности.

c)     Удаление наблюдателей, отстранение от работы членов избирательной комиссии должно производиться в полном соответствии с процедурой, предписанной законом. Любое отклонение от этой процедуры, необоснованное удаление и отстранение должно влечь за собой немедленную реакцию прокуратуры и сотрудников ОВД с восстановлением нарушенных прав и привлечением к административной по ст. 5.6 КоАП, а при отягчающих обстоятельствах – к уголовной по ст. 141 УК РФ ответственности руководства избирательных комиссий и, возможно, сотрудников ОВД.

d)    Порядок ознакомления наблюдателей с избирательными документами, в частности, со списком избирателей перед началом голосования, в процессе голосования и после подсчета по списку избирателей, с реестром заявлений на голосование вне помещения, с актами о голосовании вне помещения, с избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями.

e)     Нарушение прав наблюдателей в части, связанной с их возможностью наблюдать за всеми действиями избирательной комиссии, получать информацию об избирательных документах и  знакомиться с ними, производить фото-и видеосъемку, не нарушающую тайну голосования, осуществлять сбор и распространение информации, не нарушающие законодательство РФ, должно немедленно пресекаться со стороны прокуратуры и сотрудников ОВД и сопровождаться возбуждением дела об административном правонарушении по ст. 5.6 ч.1 и ст.5.39 КоАП РФ.

f)      Отказ в своевременной (до отправления первого экземпляра протокола в территориальную комиссию) выдаче заверенной копии протокола, также как и его заверение, не соответствующее требованиям п.12 ст.30 ФЗ «Об основных гарантиях…» должно быть основанием для пересчета голосов, осуществляемого вышестоящей комиссией с обязательным привлечением наблюдателей, присутствовавших при подсчете голосов в участковой комиссии. Такой отказ должен являться основанием  для привлечения к административной ответственности руководителей участковой комиссии по статье 5.6 КоАП РФ.

g)     Порядок принятия и рассмотрения избирательными комиссиями обращений (заявлений, жалоб) о нарушениях избирательного законодательства и порядок заверения их копий. Рассмотрение обращений в комиссиях всех уровней должно производиться в присутствии авторов обращения или их представителей.  Отказ в принятии обращения, заверения его копии, нерассмотрение обращения, невнесение числа заявлений (жалоб) в протокол участковой комиссии об итогах голосования должны влечь за собой административную ответственность по ст.5.6 КоАП РФ.

h)     Там, где установлены видеокамеры, следует фиксировать с их помощью заполненный и подписанный всеми членами комиссии первый экземпляра протокола об итогах голосования перед отправкой его в территориальную комиссию.

i)       Там, где установлены видеокамеры, следует фиксировать с их помощью упаковку с документами участковой избирательной комиссии.

j)       Увеличенную форму протокола следует упаковывать и хранить вместе с другими документами участковой комиссии.

Следует разъяснить порядок передачи протокола участковой комиссии в территориальную избирательную комиссию, указав что:

k)     Должна быть обеспечена возможность общественного наблюдения за следованием протокола от входа в здание территориальной комиссии до помещения, в котором находится увеличенная форма сводной таблицы.

l)       Внесение данных в ГАС «Выборы» должно осуществляться непосредственно в помещении, где расположена увеличенная форма сводной таблицы (конечно, по этому пункту будут возражения, что, мол, это невозможно осуществить. НЕПРАВДА! Эта задача не более трудная, чем оснащение 90 тысяч избирательных участков видеокамерами).

m)  При внесении данных в увеличенную форму сводной таблицы они должны оглашаться.

n)     Случаи обнаружения недостатков в протоколе решение о составлении повторного протокола или о повторном подсчете голосов должно оглашаться.

o)    Внесение данных повторного протокола в увеличенную форму сводной таблицы производится в том же порядке, что и внесение первичных данных.

p)    При сдаче упаковок с документами участковой комиссии на хранение в территориальную комиссию, на упаковках имеют право расписаться лица, указанные в пункте 3 статьи 30 ФЗ «Об основных гарантиях…».

 

А на 13 миллиардов можно купить много-много фанеры, построить большой аэроплан и улететь в страну честных выборов…

 

А. Бузин

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев