Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Тема 8: Списки избирателей

На вопросы отвечает к.ю.н. А.Е. Любарев
(с участием к.ю.н. А.Ю. Бузина и к.ю.н. Е.Е. Скосаренко)

Вопрос 1: В чем значение списков избирателей?

Вопрос 2: Кто составляет и уточняет список избирателей?

Вопрос 3: Как составляется список избирателей?

Вопрос 4: Почему в списках избирателей много ошибок?

Вопрос 5: Какова роль избирателей в проверке списков избирателей?

Вопрос 6: Нужно ли проверять списки избирателей до дня голосования?

Вопрос 7: Как контролировать списки избирателей в день голосования?

Вопрос 1: В чем значение списков избирателей?

Списки избирателей, с одной стороны, являются главным инструментом реализации активного избирательного права. Именно включение гражданина в список избирателей на одном из избирательных участков является основанием для выдачи ему избирательного бюллетеня, т.е. для предоставление ему возможности проголосовать. С другой стороны, на основании данных из списка избирателей заполняется часть строк итогового протокола участковой избирательной комиссии. Эти строки протокола имеют важное значение для контроля за соблюдением закона в ходе голосования и подсчета голосов.

Многолетний российский опыт показывает, что списки избирателей являются одной из самых серьезных проблем в деле обеспечения контроля за честностью проведения выборов. Этому есть объективные причины, связанные с несовершенством системы учета избирателей. В то же время, очевидно, что списки избирателей являются удобным инструментом возможных манипуляций, тем более что общественный контроль за их правильностью существенно затруднен.

Вопрос 2: Кто составляет и уточняет список избирателей?

Список избирателей составляется избирательной комиссией, на которую эта обязанность возложена законом о конкретных выборах. Для большинства избирательных участков такую функцию выполняет территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования. На особых участках (за рубежом, в труднодоступных и отдаленных местностях, в воинских частях, больницах, СИЗО, на судах, полярных станциях и т.п.) список составляется участковой избирательной комиссией. Сведения об избирателях, на основании которых составляется список, предоставляются для основной части населения главами местных администраций; об избирателях, проживающих или находящихся на территории воинской части, – командирами воинских частей; об избирателях, проживающих за рубежом или находящихся в длительных зарубежных командировках – руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения.

В соответствии с законом список, составленный вышестоящей комиссией, передается в участковую комиссию практически сразу после ее формирования (по последним федеральным законам – не позднее чем за 20 дней до дня голосования). На участковую комиссию возложена обязанность уточнения списка, в том числе и на основании заявлений избирателей. С этой целью комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования должна предоставить список для ознакомления с ним избирателей. Опыт однако показывает, что избиратели в основной своей массе не участвуют в предварительной проверке списка и большая часть уточнений, связанных с заявлениями избирателей, происходит в день голосования.

Вопрос 3: Как составляется список избирателей?

Форма списка избирателей для каждых выборов утверждается избирательной комиссией, организующей выборы. Однако основные требования к списку указаны в законе, поэтому списки для разных выборов сильно не различаются. Если совмещаются выборы разных уровней, то обычно одна из избирательных комиссий принимает решение о составлении единых списков для всех видов голосования.

Список избирателей составляется для каждого избирательного участка. Председатель и секретарь избирательной комиссии, составившей список, подписывают его и заверяют его печатью комиссии. Первый экземпляр списка передается в участковую избирательную комиссию. Участковая комиссия обычно делит его на несколько книг – для того, чтобы сразу несколько членов комиссии могли одновременно выдавать избирателям бюллетени. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью участковой комиссии и подписью ее председателя. Брошюровка необходима для предотвращения подмены листов в списке, поэтому члены комиссии с правом совещательного голоса или наблюдатели должны проконтролировать выполнение этой нормы закона, а в случае, если книги не сброшюрованы – требовать, чтобы это было сделано.

В Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав…” не оговорено, что нумерация избирателей в списке должна быть единой по всем книгам. Такое требование есть в старом (уже не действующем) законе о выборах депутатов Государственной Думы и ряде региональных законов. Впрочем, это требование можно считать подразумевающимся, поскольку разделение списка на книги происходит после его составления. Единая нумерация облегчает контроль за правильностью ведения списка и подсчета данных их него.

Избиратели, включаемые в список после его составления, помещаются в конец списка. Обычно для этого используется отдельная книга, которую для простоты и по традиции называют “дополнительным списком” (хотя такое название не является официальным).

В законе сказано, что сведения об избирателях в списке “располагаются в алфавитном или ином порядке”. Чаще всего они располагаются по адресам, что удобно и для участковой комиссии, и для контроля. В этом случае легче обнаружить пропуски, дублирование и другие ошибки или подтасовки. Например, если запись о каком-то избирателе оказалась не на надлежащем месте, следует проверить, нет ли дублирующей записи на положенном месте.

При составлении списка в нем указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя. Когда избиратель получает бюллетень, он должен вписать в предусмотренную для этого клетку серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа (обычно это делает член комиссии, выдающий бюллетень, что разрешается законом “с согласия избирателя”) и расписывается отдельно за каждый выданный бюллетень (для этого в списке должны быть предусмотрены клетки в соответствии с количеством бюллетеней, по которым осуществляется голосование). Член комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей клетке.

В списке избирателей также имеется колонка “Особые отметки”, которая должна использоваться в следующих случаях:

  • исключения избирателя из списка (указываются дата и причина исключения, запись заверяется: в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения – подписью члена комиссии, выдавшего удостоверение; в иных случаях – подписью председателя комиссии);
  • досрочного голосования (делается отметка: “Проголосовал досрочно”; четко не указано, когда делается эта отметка, но можно понять так, что она делается уже в день голосования, после опускания бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей в ящик для голосования);
  • голосования избирателя по открепительному удостоверению (этот момент не урегулирован подробно в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав…”, поэтому в разных специальных законах может быть разный порядок);
  • голосования избирателя вне помещения для голосования (делается отметка: “Голосовал вне помещения для голосования” и ставятся подписи членов комиссии, проводивших голосование);
  • выдачи избирателю бюллетеня взамен испорченного;
  • оказания избирателю помощи в заполнении бюллетеня (указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю).

Вопрос 4: Почему в списках избирателей много ошибок?

Часто бывает, что граждане, пришедшие на избирательный участок, сообщают членам участковой комиссии о том, что кто-то из их родственников или соседей умер или выбыл по иной причине. Тем не менее, на следующих выборах эти люди вновь оказываются в списке, и история повторяется. Бывает и наоборот: избирателя забывают включить в список на нескольких выборах подряд.

Высказываются подозрения, что “мертвые души” в списках сохраняются сознательно, так как дают определенные возможности для манипуляций. Вероятно, эти подозрения не беспочвенны. В то же время, главную роль, скорее всего, играют традиционная безалаберность и несовершенство законодательства. Руководители местных администраций плохо исполняют свои обязанности по ведению учета избирателей. Закон предусматривает административную ответственность за предоставление недостоверных сведений об избирателях (статья 5.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях), но эта норма реально не работает.

Что касается информации о неточностях в списке избирателей, которая поступает в участковую комиссию, то до недавнего времени она и не могла быть учтена на следующих выборах. Списки избирателей, в которых делаются уточнения, после выборов хранились в опечатанном виде и не были доступны для лиц, ведущих учет избирателей. А участковую комиссию закон не обязывает доводить до этих лиц информацию о выявленных неточностях; и она этого не делает, так как у нее и без того хватает работы. Поэтому не стоит удивляться, что умершие граждане помногу лет оставались в списках избирателей.

В 2005 году в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав…” был добавлен пункт, гласящий, что после официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей. Эту норму закона избирательные комиссии стали активно использовать после выборов в Государственную Думу, прошедших 2 декабря 2007 года. Пока неясно, насколько это помогло улучшить качество списков избирателей. В то же время, есть основания считать, что она стала использоваться для контроля за участием граждан в выборах. Кроме того, выполнение данной нормы предусматривает вскрытие опечатанных ящиков с документацией участковых комиссий, после которой оказывается затруднено оспаривание итогов голосования.

Вопрос 5: Какова роль избирателей в проверке списков избирателей?

Было бы желательно, чтобы политически активные граждане более широко пользовались своим правом на ознакомление со списком избирателей. Правда, в законе четко не указано, имеет ли право избиратель ознакомиться с записями обо всех гражданах, включенных в список, или только с записью о себе самом. В то же время понятно, что если участковая комиссия действительно заинтересована в уточнении списка, она должна позволить избирателю ознакомиться с записями по крайней мере о членах его семьи и знакомых ему соседях.

Более того, закон предоставляет избирателю право сообщать в комиссию не только о неточностях в сведении о нем, но и об изменениях сведений о других избирателях, включенных в список. Правда, в случае заявления избирателя о неточностях в сведениях о нем (как и в случае заявления о включении его в список), закон обязывает комиссию проверить заявление и принять решение в течение 24 часов (а в день голосования – в течение двух часов, но не позднее окончания голосования); в случае же сообщения о других избирателях закон комиссию вообще ни в чем не обязывает.

Следует также иметь в виду требование закона (не всегда, к сожалению, выполняемое), согласно которому исключение гражданина из списка избирателей производится только на основании официальных документов. Это означает, в частности, что в случае сообщения о смерти гражданина, включенного в список, комиссия может исключить его из списка только при предъявлении свидетельства о смерти; если же свидетельство не предъявлено, участковая комиссия должна запросить (скорее всего, через вышестоящую комиссию) подтверждение из ЗАГСа.

Тем не менее нередки случаи одностороннего “уточнения” списков избирателей непосредственно перед днем голосования, а иногда и в день голосования. С целью увеличения показателя явки участковые комиссии активно “выявляют” выбывших избирателей и исключают их из списка, иногда без достаточных на то оснований, одновременно проявляя недостаточную активность по выявлению вновь прибывших избирателей.

Вопрос 6: Нужно ли проверять списки избирателей до дня голосования?

Избирательным штабам кандидатов и партий следует уделять серьезное внимание контролю за списком избирателей. Для этого недостаточно иметь наблюдателей, которые участвуют в контроле только в день голосования. Более эффективно контроль могут осуществить члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, которых нужно назначить хотя бы за несколько дней до дня голосования. Обычно накануне дня голосования (в субботу) участковые комиссии проводят так называемую “репетицию”, и в этот день у членов комиссии с правом совещательного голоса будет гораздо больше возможностей, чем в день голосования, ознакомиться со списком и начать контроль за его использованием.

В этот день желательно проверить:

  • сброшюрованы ли книги списка избирателей, есть ли заверяющие подписи и печати;
  • нет ли сбоев в нумерации избирателей, в порядке размещения сведений об избирателях, дублирующих записей;
  • много ли избирателей внесено в список дополнительно, т.е. после его составления;
  • много ли избирателей исключено из списка, сделано ли это на основании официальных документов, указаны ли причины исключения, есть ли соответствующие подписи;
  • сколько избирателей получили открепительные удостоверения в вышестоящей комиссии (должно соответствовать числу записей в реестре выдачи открепительных удостоверений, который получен от вышестоящей комиссии);
  • сколько избирателей получили открепительные удостоверения в участковой комиссии (впоследствии это число должно совпасть с соответствующей записью в протоколе комиссии об итогах голосования);
  • нет ли росписей избирателей о получении бюллетеней (это лучше всего проверять перед самым началом голосования, но в этот момент проверка не всегда возможна, так как со списком сразу же начинается работа); подпись избирателя может оказаться в списке избирателей до начала голосования лишь в том случае, если рядом стоит отметка “Проголосовал досрочно в участковой комиссии”;
  • нет ли каких-либо иных, не предусмотренных законом записей или знаков (галочкой или подобным знаком в списке могут быть помечены избиратели, про которых известно, что они не придут голосовать – чтобы можно было вместо них вбросить бюллетень, а их пометить как проголосовавших).

Вопрос 7: Как контролировать списки избирателей в день голосования?

В день голосования контроль за списком избирателей затруднен. Все книги находятся на руках у членов комиссии, выдающих бюллетени, и попытки ознакомиться с ними могут восприниматься как стремление помешать работе комиссии (за что наблюдатель может быть удален, а член комиссии с правом совещательного голоса отстранен от участия в работе, т.е. тоже удален). Тем не менее в периоды затишья (которые обязательно бывают в день голосования), сочетая настойчивость и вежливость, можно добиться разрешения ознакомиться со списком.

Особенно важно в этот период ознакомиться с той книгой, куда дополнительно включаются “новые” избиратели. Это – те, кто имеют право голосовать на данном участке, но по какой-либо причине не оказались в списке (по ошибке или из-за того, что поселились в последний месяц перед голосованием), и те, кто голосуют по открепительным удостоверениям. Поэтому у этих избирателей либо должен быть указан адрес в пределах данного избирательного участка, либо должна быть отметка, что они голосовали по открепительному удостоверению.

В день голосования наблюдатели и члены комиссии с правом совещательного голоса должны следить, чтобы списки избирателей не выносились из помещения. Необходимо обращать внимание и на внесение каких-либо записей в список в отсутствие избирателей, находящихся рядом с членом комиссии, который работает со списком. Такие действия возможны в редких случаях: внесение записей о досрочно проголосовавших избирателях (в самом начале работы – если есть досрочное голосование), внесение записей об избирателях, проголосовавших вне помещения (после возвращения членов комиссии с переносной урной), поступление официальных документов о выбытии избирателей (в этом случае запись вносится при участии председателя комиссии, который должен поставить свою подпись). В остальных случаях подобные действия должны вызывать подозрения в подтасовке.

Осуществляя контроль за списком избирателей, необходимо иметь в виду, что закон запрещает выдавать наблюдателям и членам избирательных комиссий копии списка. Это может толковаться и более широко, и наблюдателю могут не позволить даже делать какие-либо записи, когда он просматривает список. В этом случае необходимо мобилизовать свою память и запомнить подозрительные данные в списке, чтобы затем их записать.

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев