|
|
|
Тема 1: Работа в избирательных комиссиях На вопросы отвечает к.ю.н. А.Е. Любарев Вопрос 1: Что такое избирательные комиссии и зачем они нужны? Вопрос 2: Как обеспечить реальную независимость избирательных комиссий? Вопрос 3: Какие избирательные комиссий существуют в Российской Федерации? Вопрос 4: Как формируются избирательные комиссии? Вопрос 5: Как стать членом избирательной комиссии? Вопрос 6: Кто такие “члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса”? Вопрос 7: Какие обязанности у члена избирательной комиссии? Вопрос 8: Что могут члены избирательной комиссии? Вопрос 1: Что такое избирательные комиссии и зачем они нужны? Организация выборов требует серьезных усилий. Необходимо проделать большую организационную работу по обеспечению процесса голосования и подсчета голосов, а также обеспечить финансирование этого процесса. Необходимо принять ряд важных решений, в частности, о регистрации кандидатов (или списков кандидатов), а затем – о результатах выборов. Важно обеспечить условия для свободной и равной конкуренции кандидатов (или избирательных объединений), разрешать возникающие между ними конфликты и принимать оперативные решения при возникновении различных непредвиденных обстоятельств. Для выполнения этих функций нужен специальный орган, который в международных документах обычно называется избирательной администрацией. Она может иметь разную природу. В ряде стран избирательная администрация создается на основе исполнительной власти, в некоторых – на основе власти судебной. Но наиболее целесообразно – особенно для стран незрелой демократии – создание особых органов, независимых от других органов государственной власти. Некоторые юристы даже выделяют эти органы в отдельную ветвь власти – избирательную власть. Поскольку на выборах избираются (и переизбираются) именно властные органы, постольку лица, в этих органах работающие, и в особенности те, которые эти органы возглавляют, очень заинтересованы в их результатах. Именно поэтому важнейшей предпосылкой честных и справедливых выборов является независимость избирательной администрации от других органов власти – в первую очередь от власти исполнительной, так как она именно она обладает основными ресурсами, которые можно использовать для влияния на выборы. Иначе избирательная администрация будет обеспечивать главным образом самовоспроизводство власти независимо от воли избирателей. В “Своде рекомендуемых норм при проведении выборов”, подготовленном Европейской комиссией “За демократию через право” (Венецианской комиссией) сказано: “Там, где отсутствует многолетняя традиция независимости административных властей от органов политической власти … должны создаваться независимые, беспристрастные избирательные комиссии”. Независимость административных властей от органов политической власти – это по сути независимость чиновников от политических пристрастий руководителей государства, их ориентация исключительно на требования закона. В нашей стране об этом пока можно только мечтать. Создание избирательной администрации на основе судебных органов также имеет свои минусы. Во-первых, у избирательной администрации много чисто организационных и хозяйственных задач, далеких от специфики судебной власти. Во-вторых, в условиях избирательной кампании требуется высокая оперативность принятия решений и слаженная работа всех избирательных органов, определенный уровень их вертикальной соподчиненности, что сложно обеспечить в рамках судебной системы. В нашей стране функции избирательной администрации выполняют избирательные комиссии, для которых закон установил два важных качества. Во-первых, они “в пределах своей компетенции” независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, должностных лиц и т.д. Во-вторых, избирательные комиссии являются коллегиальными органами. Коллегиальность комиссий призвана обеспечить их большую беспристрастность, учет различных мнений и позиций при принятии решений. Вопрос 2: Как обеспечить реальную независимость избирательных комиссий? На практике система избирательных комиссий в нашей стране находится в сильной зависимости от исполнительной власти. Более того, многие функции по организации выборов, формально входящие в обязанность избирательных комиссий, фактически осуществляют исполнительные органы. Это обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, хозяйственной несамостоятельностью избирательных комиссий, из-за которой они вынуждены по любому вопросу материально-технического плана обращаться в исполнительные органы, и во-вторых, персональным составом комиссий, который в большой степени подвержен влиянию со стороны администрации. Преодоление обоих недостатков требует внесения определенных изменений в законодательство, однако для преодоления второго недостатка только законодательных мер недостаточно – в большей степени необходима активность граждан и общественных объединений. С одной стороны, органы власти, формирующие избирательные комиссии, заинтересованы в том, чтобы комиссии были слабыми и зависимыми, и поэтому предпочитают включать в их состав людей зависимых, не очень компетентных и, в основном, равнодушных. С другой стороны, гражданское общество уделяет проблеме формирования избирательных комиссий недостаточное внимание и не проявляет должной активности при их формировании, а также в контроле за их деятельностью. От власти трудно ждать иного подхода. Поэтому главный фактор повышения независимости избирательных комиссий – активная позиция гражданского общества. Вопрос 3: Какие избирательные комиссий существуют в Российской Федерации? Российское избирательное законодательство предусматривает шесть типов избирательных комиссий:
Первые четыре типа комиссий действуют на постоянной основе и формируются раз в четыре года. Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ в соответствии с федеральным законом являются государственными органами, территориальные избирательные комиссии – государственными органами или подразделениями государственных органов, избирательные комиссии муниципальных образований – муниципальными органами. Окружные избирательные комиссии формируются для проведения конкретных выборов (это всегда выборы депутатов представительного органа) в начале избирательной кампании (или перед ее началом), и их полномочия прекращаются вскоре после выборов. Статус окружных комиссий остается неопределенным. Участковые избирательные комиссии формируются для проведения голосования на конкретных выборах примерно за месяц до дня голосования, их полномочия формально прекращаются через 10 дней после опубликования результатов выборов, а фактически они прекращают работу сразу после подведения итогов голосования на своем участке. По своим функциям на конкретных выборах избирательные комиссии делятся на:
Между типом избирательной комиссии и ее функцией существует определенная связь. Так, именно участковые комиссии организуют голосование и непосредственно подсчитывают голоса избирателей. Территориальные комиссии являются промежуточными (кроме тех случаев, когда на них возлагают полномочия иных комиссий). Окружные комиссии регистрируют кандидатов на выборах депутатов представительных органов и определяют результаты выборов по своему избирательному округу. В то же время комиссии, организующие выборы, обычно выполняют и другие функции. Так, Центральная избирательная комиссия РФ не только организует выборы федерального уровня, но и регистрирует кандидатов на должность Президента РФ и списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, а также определяет результаты этих выборов по единому федеральному округу. Аналогично, избирательная комиссия субъекта РФ не только организует выборы депутатов законодательного органа субъекта РФ, но также на этих выборах регистрирует списки кандидатов и определяет результаты выборов по единому округу. Кроме того, на федеральных выборах эта же комиссия является промежуточной. Избирательная комиссия муниципального образования организует муниципальные выборы, но в тех случаях, когда проводятся прямые выборы главы муниципального образования и (или) выборы депутатов по единому округу, она регистрирует кандидатов (списки кандидатов) и определяет результаты выборов по этому округу. Кроме того, на некоторые избирательные комиссии могут возлагаться полномочия других комиссий. Так, закон предусматривает возможность возлагать на территориальные комиссии полномочия комиссий муниципальных образований и наоборот (первый вариант на практике встречается чаще второго). На муниципальных выборах часто окружные комиссии не образуются, а их полномочия возлагаются на комиссию муниципального образования (или на территориальную комиссию, осуществляющую также полномочия комиссии муниципального образования). В сельских поселениях возможно осуществление комиссией муниципального образования (поселения) и полномочий участковой комиссии. Вопрос 4: Как формируются избирательные комиссии? Избирательные комиссии разного уровня формируются различным способом. Членов Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса назначают Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации – каждый орган по пять членов. Избирательные комиссии субъектов РФ формируются на паритетных началах законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта РФ (т.е. каждый назначает половину членов комиссии). Избирательные комиссии муниципальных образований формируются представительными органами этих муниципальных образований. Остальные избирательные комиссии (окружные, территориальные, участковые) формируются вышестоящими комиссиями: территориальные комиссии (кроме комиссий, созданных для руководства зарубежными участковыми комиссиями) формируются комиссиями субъектов РФ; окружные – в зависимости от уровня выборов комиссиями субъектов РФ или комиссиями муниципальных образований; участковые – в зависимости от уровня выборов и местных условий могут формироваться территориальными, окружными комиссиями или комиссиями муниципальных образований. Органы, формирующие избирательную комиссию, должны назначать ее членов с правом решающего голоса не произвольно, а на основании поступивших к ним предложений от предусмотренных законом субъектов выдвижения. Единственное исключение – Президент РФ, который назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ абсолютно свободно. Что касается Государственной Думы и Совета Федерации, то они ограничены законом, но в минимальной степени. Государственная Дума назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ из числа кандидатур, предложенных ее же фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя. Совет Федерации назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными органами и высшими должностными лицами субъектов РФ. Для других избирательных комиссий субъекты выдвижения кандидатур и другие правила формирования в основном сходны. Самое главное правило состоит в обязательном назначении членами комиссий кандидатур, выдвинутых определенными субъектами, – во-первых, представителей парламентских партий (партийная квота), во-вторых, представителей вышестоящих комиссий. Правило партийной квоты распространяется на все комиссии (единственное исключение, как было показано выше, – Центральная избирательная комиссия РФ); а представители вышестоящих комиссий (по два) должны быть назначены в те комиссии, которые вышестоящими комиссиями не формируются: в комиссии субъектов РФ – представители Центральной избирательной комиссии РФ, в комиссии муниципальных образований (кроме поселений) – представители комиссии субъекта РФ, в комиссии поселений – представители комиссии муниципального района. Партийная квота в настоящее время определена в размере “не менее половины от состава комиссии”. Для комиссий субъектов РФ, формируемых двумя ветвями власти, действует правило, согласно которому каждая ветвь должна назначить по партийной квоте “не менее половины” от своей части. Таким образом, для комиссий, состоящих из 14 членов (это наиболее распространенная численность), партийная квота оказывается равной 8 (т.е. 4 члена, назначаемых законодательным органом, и 4, назначаемых главой исполнительной власти). Данная квота распространяется на партии, допущенные к распределению мандатов в Государственной Думе и законодательном органе соответствующего субъекта РФ, а для комиссий муниципальных образований, территориальных комиссий, окружных комиссий на муниципальных выборах и участковых комиссий – также на избирательные объединения, допущенные к распределению мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования (это касается тех муниципальных образований, где депутаты избраны по пропорциональной или смешанной системе). При этом действует правило, согласно которому в комиссию может быть включено не более одного представителя каждой партии. Реально правило партийной квоты работает по-разному в зависимости от численности комиссии и числа партий, на которые распространяется данная квота. В одних случаях квота просто не может быть заполнена. Так, в настоящее время к распределению мандатов в Государственной Думе допущены четыре партии. Во многих субъектах РФ к распределению мандатов оказались допущены те же партии, что и в Государственной Думе (а то и часть из них). В этих субъектах по партийной квоте могут быть заполнены лишь четыре места в избирательных комиссиях, при том что квота может составлять 7 или 8 членов. Другая ситуация возникает тогда, когда число партий, на которые распространяется квота, больше самой квоты. Так, максимальное число членов территориальной комиссии – 9, соответственно квота для таких комиссий – 5 человек. Однако в некоторых регионах в законодательный орган удалось пройти на выборах более чем пяти партиям. Закон не запрещает включать в комиссии представителей таких партий сверх квоты, но те, кто формируют комиссии, часто рассматривают партийную квоту как нечто, навязываемое извне, и стремятся ограничиться минимальным соблюдением закона. Поэтому в тех случаях, когда число партий, на которые распространяется квота, больше самой квоты, они “отсекают лишних”, отбирая представителей тех партий, которые наиболее лояльны действующей власти. Следует отметить, что партийные квоты часто не заполняются из-за того, что партии не обладают достаточными ресурсами для выдвижения кандидатур в избирательные комиссии нижнего уровня (в особенности в участковые), а также из-за недостаточного внимания партий к процессу формирования избирательных комиссий. Нередко бывает и так, что некоторые партии (в том числе и декларирующие оппозиционность) делегируют в состав комиссий не своих реальных представителей, а лиц, которых им рекомендует исполнительная власть. На места в избирательных комиссиях, которые остаются после заполнения квот (партийной и квоты вышестоящей комиссии), формально могут претендовать представители широкого круга субъектов выдвижения. Так, во все комиссии (от комиссий субъектов РФ до участковых) своих представителей вправе выдвигать любые политические партии и общественные объединения. Право выдвижения имеют и представительные органы муниципальных образований (во все комиссии, кроме комиссии муниципального образования). В избирательные комиссии, действующие на постоянной основе (комиссии субъектов РФ, муниципальных образований, территориальные), вправе выдвигать кандидатуры также избирательные комиссии предыдущего состава. Кроме того, во все комиссии, кроме комиссий субъектов РФ, правом выдвижения кандидатур обладают “собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы”. При этом закон не уточняет ни число участников такого собрания (формально может быть хоть два человека), ни связь этих избирателей с территорией, на которой действует комиссия. Сроки формирования избирательных комиссий и сроки приема предложений по кандидатурам должны быть прописаны в законах о конкретных выборах. При этом период, в течение которого принимаются предложения по кандидатурам в состав комиссий, действующих на постоянной основе, должен быть не меньше месяца, а остальных комиссий – не меньше 10 дней. Реальная же картина формирования избирательных комиссий далека от той схемы, которая вырисовывается при чтении закона. Почти никто из субъектов выдвижения кандидатур (кроме парламентских партий, да и то не всех) не делает это самостоятельно, по собственной инициативе. В этом проявляется крайняя слабость гражданского общества, невнимание общественности к важнейшему процессу организации выборов. В то же время видно, что сама власть не заинтересована в участии гражданского общества в этом процессе и делает все, чтобы погасить изредка возникающую инициативу. На практике формированием избирательных комиссий занимаются исполнительные органы, где обычно существуют отделы или управления, непосредственно связанные с организацией выборов (обычно это – организационные отделы или управления делами). Эти отделы и подбирают кандидатуры, а затем распределяют, какие организации или собрания должны их официально выдвинуть. При этом часто такая “разнарядка” делается настолько формально, что выдвигаемые кандидатуры не имеют и малейшего отношения к субъектам выдвижения. В результате обычной является ситуация, когда в избирательную комиссию нет конкурса: сколько мест, столько и кандидатур. И орган, формирующий комиссию, просто и без особых затей утверждает эти кандидатуры. Если же число кандидатур оказывается больше, чем число мест в комиссии (чаще всего это бывает при формировании комиссии субъекта РФ), то это, скорее всего, означает, что помимо кандидатур, подобранных исполнительной властью, есть те, кто выдвинут по собственной инициативе или по инициативе своей организации. Однако орган, формирующий комиссию, легко отличает первых от вторых, и вторые почти всегда отсекаются, даже если по всем параметрам (возраст, образование, опыт работы) они предпочтительнее первых. Особая ситуация с участковыми избирательными комиссиями. Как и в советское время, они чаще всего формируются на базе трудовых коллективов. С одной стороны, это позволяет им более или менее слаженно работать в день голосования, в то время как у членов участковой комиссии, ранее между собой незнакомых, практически нет возможности сработаться. С другой стороны, члены комиссии, состоящие в одном трудовом коллективе, часто оказываются сильно зависимы от председателя комиссии или еще кого-то, кто может командовать комиссией; и такие комиссии оказываются легко управляемыми. Кроме того, в комиссиях, сформированных по “производственному принципу”, сильно чувство “коллективной ответственности”, которое препятствует вскрытию недостатков в ее работе. Тем не менее, довольно часто кандидатур в участковые комиссии не хватает (даже с учетом добровольно-принудительного их формирования через трудовые коллективы), и органы, подбирающие кандидатуры, идут навстречу инициативам со стороны партий, общественный объединений и просто активных избирателей. Чаще всего такие “инициативники” включаются в состав комиссий, сформированных на базе трудовых коллективов, где имеется недобор. Но бывают и случаи, когда участковые комиссии целиком формируются на базе общественных объединений, созданных по месту жительства. Вопрос 5: Как стать членом избирательной комиссии? Как видно из изложенного в ответе на предыдущий вопрос, политически активным гражданам не просто стать членами избирательных комиссий выше участковых с правом решающего голоса. Значительно больше шансов у граждан, являющихся членами партий, на которые распространяется партийная квота. Тем не менее, и другим активным гражданам нужно уметь пользоваться теми возможностями, которые есть, и стремиться их расширить. Основных путей, как можно понять, два – через партийные квоты и без них. Во втором случае решение полностью в руках тех, кто формирует комиссию. И здесь мы может дать две общие рекомендации. Первая рекомендация: гражданин, претендующий на работу в избирательной комиссии, должен быть достаточно компетентным. Поэтому лучше всего набирать опыт, начиная с работы в комиссиях самого нижнего уровня – участковая, территориальная и т.д. За четырехлетний цикл в каждом регионе обычно проходит как минимум две, а чаще три и больше избирательных кампаний, так что опыт приобретается быстро. Конечно, для тех, кто формирует комиссии, опыт кандидата может не иметь решающего значения, но все же совершенно игнорировать этот фактор они не всегда могут. Вторая рекомендация относится к общественности в целом. Необходимо оказывать давление на органы, назначающие членов комиссий, – через прессу и другие способы привлечения общественного внимания. Важно добиться, чтобы процесс формирования комиссий был гласным, чтобы при назначении их членов трудно было оказывать предпочтение зависимым и некомпетентным кандидатам. Но для этого, безусловно, нужно, чтобы был выбор, конкурс и чтобы были предложены независимые и грамотные кандидаты. Что касается использования беспартийными гражданами партийных квот, то этот путь нам представляется вполне перспективным. Мы полагаем, что партии, оппонирующие власти, вполне заинтересованы в таком сотрудничестве. Возможно, они не до конца осознают свой интерес, и здесь необходима дополнительная разъяснительная работа. Как уже отмечалось, у партий часто не хватает людей для того, чтобы “закрыть” не только все участковые, но даже территориальные комиссии. Кроме того, не нужно забывать, что членам избирательных комиссий с правом решающего голоса запрещено участвовать в предвыборной агитации. Таким образом, делегируя в комиссию своего активиста, партия тем самым теряет его как возможного агитатора. Именно поэтому партии может быть выгодно выдвижение в комиссию гражданина, не являющегося ее членом и не готового за нее агитировать, но способного оказывать партии помощь именно в качестве члена избирательной комиссии. Вопрос 6: Кто такие “члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса”? Закон предоставляет кандидатам и избирательным объединениям, участвующим в выборах, возможность назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. В комиссию, регистрирующую кандидата или список кандидатов, назначать членов с правом совещательного голоса можно со дня предоставления документов на регистрацию, в нижестоящие комиссии – после регистрации. Срок окончания полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса зависит от типа комиссии и от результатов выборов. Полномочия членов окружных и участковых комиссий с правом совещательного голоса заканчиваются одновременно с окончанием полномочий этих комиссий. Полномочия членов комиссий, действующих на постоянной основе, которые были назначены проигравшими кандидатами или проигравшими избирательными объединениями, заканчиваются с окончанием избирательной кампании (т.е. после представления комиссией, организующей выборы, финансового отчета). Полномочия членов комиссий, действующих на постоянной основе, которые были назначены кандидатами–победителями или избирательными объединениями, допущенными к распределению мандатов, продолжаются почти весь срок полномочий избираемого органа и заканчиваются после окончания регистрации кандидатов на следующих выборах. Согласно закону член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов за исключением права:
Первые два ограничения относятся в основном к членам участковых комиссий, а последнее не играет существенной роли, поскольку право составления протоколов об административном правонарушении предоставляется не любому члену комиссии с правом решающего голоса, а только особо избранным. Таким образом, наиболее существенным ограничением является невозможность участвовать в голосовании. Но и в этом отношении член комиссии с правом совещательного голоса не сильно ущемлен по сравнению с тем членом комиссии с правом решающего голоса, который при голосовании всегда оказывается в меньшинстве. Статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса двойственен. С одной стороны, он является представителем назначившего его кандидата или избирательного объединения и обязан защищать интересы того, кто его назначил. И в этом отношении его статус существенно отличается от статуса члена комиссии с правом решающего голоса, в том числе назначенного по представлению того же избирательного объединения. Последний не может быть отозван ни выдвинувшим его объединением, ни кем-либо еще; его полномочия могут быть досрочно прекращены либо по собственному заявлению, либо в связи с появлением обстоятельств, несовместимых с его членством в комиссии (например, при выдвижении в качестве кандидата его родственника или начальника), либо по решению суда в связи с систематическим невыполнением своих обязанностей, либо его осуждения за нарушение законодательства о выборах. Таким образом, член комиссии с правом решающего голоса сохраняет независимость от выдвинувшей его партии или иного общественного объединения. В отличие от него член комиссии с правом совещательного голоса в любой момент может быть отозван назначившим его кандидатом или избирательным объединением и заменен на другого. С другой стороны, член комиссии с правом совещательного голоса является членом коллегиального органа, который в соответствии с законом должен обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан и осуществлять подготовку и проведение выборов. Тем самым на него возлагается ответственность не только за защиту интересов назначившего его кандидата (избирательного объединения), но и за защиту избирательных прав других граждан, а также за организацию выборов. Это в наименьшей степени относится к членам участковых комиссий с правом совещательного голоса в силу специфики этих комиссий, которые не столько принимают решения, сколько совершают определенную работу, и в наибольшей степени – к тем членам комиссий, срок полномочий которых по результатам выборов продлевается на несколько лет. Степень их вовлеченности в работу комиссии зависит от их собственного желания и личных взаимоотношений в другими членами и руководителями комиссии, и, как показывает опыт (в том числе и личный опыт автора этих строк), она может быть довольно значительной. Вопрос 7: Какие обязанности у члена избирательной комиссии? Закон требует, чтобы член комиссии с правом решающего голоса присутствовал на всех заседаниях комиссии. Разумеется, это требование практически никем строго не выполняется. Тем не менее, участие в заседаниях является одной из главных обязанностей членов комиссии. Отметим, что комиссия может обратиться в суд с заявлением о признании члена комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, и если суд удовлетворит такое заявление, этот член будет исключен из состава комиссии. В участковых избирательных комиссиях члены с правом решающего голоса обычно поочередно несут дежурство в помещении комиссии в течение примерно трех недель перед днем голосования. Такое дежурство в первую очередь направлено на обеспечение права граждан проверить их включение в список избирателей – права, которым мало кто пользуется. Но в тех случаях, когда на выборах предусмотрены выдача открепительных удостоверений или проведение досрочного голосования, это может стать главным занятием дежурных членов комиссии. В комиссиях более высокого уровня члены с правом решающего голоса обычно отвечают за определенный участок работы, входят в состав рабочих групп (например, группы по проверке подписных листов, по рассмотрению жалоб) и/или курируют часть нижестоящих комиссий. Обычно обязанности распределяются между членами вскоре после формирования комиссии. Часто такое распределение носит формальный характер, а реальную работу выполняют работники аппарата (в тех комиссиях, где есть аппарат) и/или представители администрации, но это зависит в первую очередь от руководства комиссии и самих ее членов. Для членов участковой комиссии главная работа происходит в день голосования – им приходится практически непрерывно работать примерно с 7.30 и до тех пор, пока не будут подведены итоги голосования на участке (иногда это происходит уже после полуночи). Члены вышестоящих комиссий в период голосования заняты мало – они в основном контролируют работу участковых комиссий и разбирают поступающие жалобы. Их основная работа начинается после окончания голосования, когда поступают протоколы нижестоящих комиссий. Для тех комиссий, которые принимают протоколы участковых комиссий (на разных выборах это могут быть различные комиссии), основная работа начинается в день голосования вечером, для комиссий более высокого уровня она может начаться утром следующего дня или еще позже. Закон требует, чтобы именно члены комиссии с правом решающего голоса принимали протоколы нижестоящих комиссий, проверяли правильность их оформления и суммировали данные, содержащиеся в этих протоколах. На практике эти требования не всегда соблюдаются. После окончания подведения итогов комиссия принимает решение об итогах голосования или результатах выборов, и члены комиссии подписывают итоговый протокол. Что касается членов комиссий с правом совещательного голоса, то обычно руководство комиссии не возлагает на них никаких обязанностей. Они могут добровольно (с согласия комиссии) взять на себя какие-либо обязанности (например, участие в группе по рассмотрению жалоб или по контролю за ГАС “Выборы”), в определенных случаях руководитель комиссии может обратиться к ним с просьбой о выполнении какой-либо работы. Здесь многое зависит от характера взаимоотношений члена комиссии с правом совещательного голоса с руководителями и другими членами комиссии. Следует также отметить, что закон позволяет выплачивать члену комиссии с правом решающего голоса вознаграждение за работу в комиссии, и обычно такое вознаграждение выплачивается после подведения итогов голосования. Его размер зависит от многих факторов и потому сильно различается в разных комиссиях, в том числе комиссиях одного уровня. Что касается членов комиссий с правом совещательного голоса, то у комиссии есть только право заключать с ними, как и с любыми другими гражданами, гражданско-правовые договора, что используется достаточно редко. Обычно член комиссии с правом совещательного голоса работает бесплатно или получает вознаграждение от назначившего его кандидата (избирательного объединения). Вопрос 8: Что могут члены избирательной комиссии? В соответствии с законом член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса имеет право:
Польза, которую член избирательной комиссии может принести делегировавшему его кандидату или избирательному объединению, а также другим гражданам, чьи избирательные права он готов защищать, имеет две составляющие: оперативное получение информации из избирательной комиссии и оказание влияния на решения и иные действия комиссии. Информация, которую член избирательной комиссии может оперативно получить, не сводится только к решениям самой комиссии. В соответствии с законом в избирательную комиссию стекается практически любая информация, так или иначе связанная с выборами. Это и информация из нижестоящих комиссий (что особенно важно, если в этих комиссиях в силу тех или иных причин нет представителей данного кандидата или партии), и информация из органов власти (например, решение об образовании избирательных участков), и информация о действиях конкурентов (например, финансовый отчет или образцы агитационных материалов), и данные о средствах массовой информации (например, какие из них заявили о своем участии в предвыборной агитации, а также об их расценках на публикацию агитационных материалов). Что касается влияния на принятие комиссией решений, то важным способом такого влияния являются выступления на заседании. Если член комиссии компетентен и умеет убедительно выступать, то иной раз ему удается переломить ход обсуждения, даже если изначально его позиция не поддерживалась другими членами комиссии. Однако желательно, чтобы деятельность члена комиссии не сводилась лишь к участию в ее заседаниях. Заседанию обычно предшествует подготовительная работа – это могут быть различные рабочие группы (например, по рассмотрению поступивших в комиссию жалоб) или просто изучение поступивших документов. Участие в деятельности рабочих групп позволяет, во-первых, оказывать влияние на подготовку проекта решения комиссии (а иногда и самому готовить такой проект), во-вторых, лучше быть готовым к заседанию комиссии, в-третьих, получать дополнительную информацию, которая может быть полезна кандидату или партии. В ряде случаев член комиссии может по собственной инициативе подготовить проект решения комиссии по тому вопросу, где он достаточно компетентен. Наиболее часто такая необходимость возникает в окружных избирательных комиссиях, которые наделены важными функциями, но не имеют аппарата, который мог бы обеспечить их работу; в результате эти комиссии часто принимают плохо подготовленные решения, иногда и просто с голоса. В таких случаях активные и грамотные члены комиссии должны брать на себя инициативу и пытаться придать работе комиссии более деловой и культурный характер. Следует отметить также важность участия члена избирательной комиссии в различных действиях комиссии, не связанных с ее заседаниями, например, получение избирательных бюллетеней в типографии или жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени. Участвуя в таких мероприятиях, член комиссии может проконтролировать, происходят ли они в соответствии с законом, и в случае нарушения закона оперативно вмешаться или подать соответствующую жалобу. Остается лишь подчеркнуть, что работа в избирательной комиссии требует значительных затрат времени и усилий, и гражданин, собирающийся стать членом комиссии, должен заранее отдавать себе в этом отчет. Чем больший вклад он будет вносить в работу комиссии и чем более компетентен будет этот вклад, тем большим будет его авторитет и тем большее влияние он сможет оказать на работу комиссии. Важную роль также играет умение работать в коллегиальном органе: терпимость к чужому мнению, выдержка, корректность, умение отстаивать свои убеждения и стойко переносить поражения при голосовании.
|
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |