Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Местные выборы в Украине – 2015. Часть 6: Уличная агитация

Аркадий Любарев

Баннеры, растяжки и тому подобные формы в принципе мало информативны. Их задача, скорее, напоминать избирателям о существовании партии или кандидата. Более подробную информацию несут листовки и тем более газеты. В последнее время, правда, появилась достаточно информативная форма уличной агитации – кубы (в России названные именем Навального), имеющие четыре стороны, каждая из которых может быть при желании наполнена своим содержанием.

На прошедших местных украинских выборах кубы применялись довольно широко, хотя и в меньшей степени, чем другие формы уличной агитации.

Куб партии «Наш край» в Кировограде. Фото: Аркадий Любарев

Все же по баннерам и растяжкам в некоторой степени можно судить о характере агитационной кампании. И, говоря о прошедших украинских выборах, можно сделать вывод, что они в очень небольшой степени были соревнованием конкретных программ.

В первую очередь обращало на себя внимание то обстоятельство, что значительная часть агитационных материалов апеллировала к общенациональным проблемам. В этом отношении особенно отличился УКРОП, выставивший везде однотипные баннеры из цикла «10 требований патриотов». Но похожим образом вели себя и другие партии: «Блок Петра Порошенко – Солидарность» («Выбери мир»), «Батьковщина» («Справедливые тарифы»), «Свобода» («Верный щит своей нации»). Впрочем, могу предположить, что часто такая реклама не считалась предвыборной агитацией и не оплачивалась из избирательных фондов.

Баннер партии УКРОП в Кировограде. Фото: Аркадий Любарев

Правда, следует отметить, что агитация партии УКРОП этими баннерами часто не ограничивалась. Например, в Киеве партия использовала кубы.

Куб партии УКРОП в Киеве. Фото: Аркадий Любарев

Многие партии уделяли главное внимание номеру, под которым эта партия значилась в избирательной бюллетене. При этом они даже не всегда сообщали избирателю, о каком бюллетене идет речь. Вот, скажем, баннер партии «Родной город» из Кировограда, где избиратели получали три бюллетеня по партийным спискам – в областную, городскую и районную раду. Из плаката совершенно неясно, в каком бюллетене у данной партии был № 9. Правда, в областную раду партия список не выдвигала, но наверняка не всем избирателям это было известно.

Баннер партии «Родной город» в Кировограде. Фото: Аркадий Любарев

Более разумен в этом отношении баннер «Батьковщины»:

Баннер партии «Батьковщина» в Кировограде. Фото: Аркадий Любарев

Не обошлось и без политической клоунады. Речь, конечно же о «Блоке Дарта Вейдера». Впрочем, его агитация мне встречалась только в Одессе: «Темные начинают и выигрывают», «Пока светлые обещают, темные делают» и «Кандидат с человеческим лицом». Некоторым одесситам такой юмор понравился: за блок на выборах городской Рады проголосовало 2,7%, за самого Вейдера Дарта Николаевича на выборах одесского головы – 1,8% (6-е место после пяти основных кандидатов).

Агитационный плакат «Блока Дарта Вейдера» в Одессе. Фото: Аркадий Любарев

Агитационные материалы кандидатов в большинстве случаев сопровождались их фотографиями. Однако один кировоградский журналист ехидно отметил: «Со всех сторон над тобой нависают биг-морды на биг-бордах. Такое впечатление, что их разрабатывал один дизайнер. Фейсы претендентов на наши голоса так старательно зачищены фотошопом, что напоминают скорее розовые младенческие попки, чем лица взрослых людей».

Баннер кандидата от «Оппозиционного блока» в Кировограде. Фото: Аркадий Любарев

И все же можно привести примеры более содержательных и креативных агитационных материалов.

Баннер партии «Движение за реформы» в Киеве

Листовка партии «Гражданская позиция в Хмельницком». Фото: Аркадий Любарев

Баннеры «Демократического альянса» в Одессе были посвящены городским проблемам – «Обеспечить точный график движения транспорта», «Обустроить пандусами улицы и парки», «Пляжи одесситам, а не прокурору», «Восстановить заброшенные зеленые зоны».

Баннер партии «Демократический альянс» в Одессе. Фото: Аркадий Любарев

К сожалению, партии, использовавшие такие формы агитации, не слишком преуспели: у «Гражданской позиции» в Хмельницком 2,2%; у «Демократического альянса» в Одессе 1,9%.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев