Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Местные выборы в Украине – 2015. Часть 5: Агитационная кампания, общий взгляд

Аркадий Любарев

Агитационная кампания была весьма интенсивна. Во всех крупных городах на каждом шагу встречались баннеры и растяжки. Также на столбах, тумбах и пр. были наклеены листовки. На многих площадях и перекрестках стояли палатки, где агитаторы раздавали газеты, буклеты и/или календари, а также конструкции, которые у нас получили название «кубы Навального».

Агитационные палатки на площади Героев Майдана в  Кировограде

В Киеве около одной из палаток я встретил кандидата в городскую Раду от партии «Батьковщина», который агитировал за себя и свою партию. В его территориальном округе 18 тыс. избирателей.

В небольших городах и поселках уличной агитации было меньше. Видимо, там кандидаты больше общались с избирателями напрямую. В поселке городского типа Добровеличковка (районный центр Кировоградской области) стояла палатка только партии УКРОП. Правда, мне сказали, что в базарные дни агитация велась активнее. В городе Помошная Добровеличковского района я вообще не увидел уличной агитации, но висело объявление о встрече с кандидатами во Дворце культуры.

Но и в крупных городах кандидаты встречались с избирателями. Так, наша бывшая соотечественница Мария Гайдар, кандидат в депутаты Одесской областной Рады от партии «Блок Петра Порошенко – Солидарность» (в ее округе 42 тыс. избирателей), регулярно проводила встречи: на них по телефону приглашались граждане, оставившие свои координаты агитаторам.

Встреча Марии Гайдар с избирателями

Проходили и митинги и другие подобные мероприятия.

Митинг партии «Свобода» в Кировограде

Кировоградские журналисты за две недели до дня голосования отмечали, что грязи в этой кампании значительно меньше, чем раньше. Впрочем, они подозревали, что подметные листовки и газеты-фальшивки еще будут (сбылся ли этот прогноз, я не знаю).

По данным экспертов, централизованно (т.е. из Киева) административный ресурс в этой кампании не применялся (в отличие от аналогичной кампании пятилетней давности). Но на местах он, безусловно, был. В качестве примера можно привести данные КВУ по Одессе. Здесь «партией городской власти» стала возглавляемая городским головой Геннадием Трухановым партия «Доверяй делам». Вот цитаты из отчета одесской областной организации КВУ:

«Партия, находящаяся у власти в Одесском городском совете (Доверяй Делам), в своей агитационной кампании активно использует реализующиеся не первый год городские целевые программы, финансируемые из городского бюджета, а также другие проекты, финансируемые из средств Одесской громады, в своей рекламной кампании. Внешняя реклама, оформленная в символике партии «Доверяй делам» (имеющей схожую цветовую гамму с цветами флага г. Одессы) со слоганом «Только в Одессе». До официальной регистрации в качестве кандидата на должность городского головы, значительная часть официальных мероприятий, организованных исполнительными органами городского совета при участии Геннадия Труханова проходила при использовании символики партии «Доверяй Делам»».

Традиционной проблемой украинских выборов является подкуп избирателей. В этот раз кампания была весьма короткой (она началась 5 сентября, то есть длилась всего 50 дней), но плановой, поэтому отмечалось, что агитация, сопровождаемая подкупом, весьма активно велась в августе, то есть еще до старта официальной кампании. Будущие кандидаты активно ремонтировали подъезды, укладывали асфальт и выполняли другие работы по благоустройству территорий (подрезка сухостоя и т.п.), а также раздавали продуктовые наборы. До начала официальной избирательной кампании такие действия невозможно было признать нарушением.

Содержимое продуктового набора, раздаваемого одним из будущих кандидатов в мэры Кировограда до официального старта избирательной кампании

После начала избирательной кампании подкуп осуществлялся уже скрытно, так что выявленных фактов немного. Тем не менее, в день голосования в нескольких городах были пойманы студенты, фотографировавшие свой заполненный бюллетень (что прямо запрещено украинским законом) – они должны были получить деньги за «правильное» голосование. Цена голоса составляла от 300 до 450 гривен.

Один из кандидатов на должность мэра города Черновцы рассылал избирателям некую социальную карту, якобы дающую право на бесплатный проезд в городском транспорте.

Агитационный материал, рассылавшийся на выборах мэра г. Черновцы

Согласно украинскому закону, накануне дня голосования вся агитация должна быть с улиц убрана. Баннеры, растяжки и аналогичные конструкции, действительно, были убраны (были случаи, когда не убрали, но это рассматривалось как ЧП). С листовками на столбах, у подъездов и т.п. ситуация как обычно: все убрать нереально. Так что их можно было встретить и в день голосования.

В Черновцах мы обнаружили любопытную технологию: перед днем голосования там были расклеены квадратики, на которых было лишь число 16 и галочка рядом, причем синим цветом. На выборах в Черновицкую городскую Раду 16-й номер имел Оппозиционный блок (его агитация везде выдержана в синих цветах), на выборах в Черновицкую областную Раду было всего 15 списков.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев