МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПРИСВОИЛА СЕБЕ ПРАВО ВЫДАВАТЬ РАЗРЕШЕНИЯ
Любому человеку, хоть немного знакомому с избирательным процессом, известно, что выборы организуют избирательные комиссии. И от того, кто войдет в состав этих комиссий, во многом зависит, насколько выборы будут честными.
С одной стороны, избирательные комиссии формируются органами власти. С другой стороны, по закону они от власти должны быть независимы. Для этого они должны как минимум, состоять из людей, независимых от власти. Но органы власти, которые принимают решения о включении тех или иных лиц в состав избирательной комиссии, напротив, хотят, чтобы комиссии были послушными. И находят любую лазейку в законе, чтобы этого добиться.
Закон предусматривает, что избирательные комиссии формируются на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей и др. И никаких подробностей. Законодателям не пришло в голову, что процесс выдвижения кандидатов в избирательные комиссии нужно прописывать почти так же подробно, как и выдвижения кандидатов в депутаты. Ибо чиновники привыкли заполнять пустоты в законе собственным творчеством.
И хотя в московском законе о выборах ясно сказано: “Глава Управы принимает предложения по составу территориальной избирательной комиссии и вносит все поступившие предложения на рассмотрение районного Собрания”, орготделы некоторых районных Управ придумывают всевозможные предлоги, чтобы не принимать предложения “нежелательных” общественных объединений (например, “Российского объединения избирателей”). Одни утверждают, что объединение должно быть зарегистрировано за год до выборов, хотя это требование относится к выдвижению кандидатов в депутаты, а не кандидатов в избирательные комиссии. Другие требуют предоставить им нотариально заверенную копию устава. Можете себе представить, какие расходы должно нести в этом случае общественное объединение, которое выдвигает своих представителей в несколько десятков территориальных комиссий!
Центризбирком еще в августе принял разъяснения порядка формирования избирательных комиссий. В этих разъяснениях написано, что к решениям о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий прилагаются сведения о кандидате и письменное согласие кандидата. И все. Но, судя по всему, в районных Управах эти разъяснения Центризбиркома неизвестны.
Подозреваю, что эти разъяснения неизвестны и членам Московской городской избирательной комиссии, которая 30 сентября приняла удивительное решение. Московская комиссия РАЗРЕШИЛА избирательным объединениям, имеющим фракции в Государственной и городской Думе, не предоставлять нотариально заверенную копию устава. Тем самым члены городской комиссии подразумевают, что другие общественные объединения должны тащить в каждую Управу копию устава.
Поражает правовая безграмотность городской комиссии. Что значит “разрешила”? Если бы закон обязывал предоставлять копию, не в ее компетенции было бы разрешать не выполнять требование закона. А поскольку закон этого не предусматривает и постановление Центризбиркома этого не предусматривает, то почему нужно разрешать то, на что и так есть право? И не всем, а только избранным? Нет никакого сомнения в том, что городская комиссия превысила свои полномочия.
Зато теперь в Управах ссылаются на “выписку из протокола” Московской городской избирательной комиссии. И хотя в выписке сказано “разрешить” (для избранных), чиновники трактуют это решение как запрет для всех остальных.
Если победят чиновники, смешно будет говорить о честных выборах.
А.Любарев, член московского "Объединения избирателей"
|