Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

Рекомендации членам

окружных и территориальных избирательных комиссий в городе Москве

Аннотация

Эти рекомендации не предназначены тем членам ОИК и ТИК, которые

считают, что работа в избирательной комиссии - чистая формальность, мало влияющая на результат выборов, а сама избирательная комиссия должна делать то, что ей скажут чиновники;

согласились быть членами комиссии только потому, что ожидают за это денежного или материального вознаграждения, протекции или дальнейшего продвижения по службе;

не чувствуют в себе сил или желания разбираться в избирательном законодательстве и не готовы к отстаиванию своего взгляда.

Эти рекомендации - для тех, кто хочет внести хоть маленькую лепту в построение правового и гражданского общества в нашей стране (так, как они его понимают).

В идеале действующая власть не должна использовать предоставленные ей в распоряжение общественные ресурсы с целью создания преимуществ тем или иным кандидатам на выборах. В противном случае, власть будет сама себя воспроизводить путем псевдодемократических выборов, а основополагающий демократический принцип разделения властей останется пустым звуком, что приведет к так называемому «тоталитарному» обществу. Избирательные законы демократических государств, в том числе и российские избирательные законы, предусматривают равноправие кандидатов. Как обычно это бывает в России, реальная ситуация далека от требуемой по закону.

Московская исполнительная власть представляет собой не только хозяйственную, но и политическую структуру, имеющую собственные политические интересы, и соответственно - заинтересованность в результатах выборов. Совокупность методов, которые она использует для влияния на результаты выборов, мы называем «административными избирательными технологиями» (см. статью Бузина и Любарева «Московские избирательные технологии» на сайте www.votas.ru). Эти методы достаточно эффективны, а шансы на избрание у кандидатов, не поддерживаемых московской исполнительной властью крайне низки. Эти методы иногда просто противоречат закону, иногда лежат “на грани закона”. Призванные осуществлять надзор за исполнением избирательного законодательства избирательные комиссии проявляют пассивность если речь идет о нарушениях со стороны кандидатов, поддерживаемых исполнительной властью.

Причина пассивности заключается в том, что само формирование избирательных комиссий осуществляется фактически под контролем исполнительной власти (можно сказать, что контроль формирования избирательных комиссий является одной из административных избирательных технологий). (См. статью А.Любарева “Формирование окружных комиссий: политические пристрастия МГИК” на сайте www.votas.ru).

Помимо предвзятости комиссий это также приводит к тому, что вопреки избирательному законодательству, выборы фактически организуются и проводятся не комиссиями, а орготделами районных Управ и оргуправлениями префектур. Справедливости ради следует сказать, что чиновники имеют намного больший опыт организации выборов, чем члены избирательных комиссий, да и ресурсов для организации выборов у них гораздо больше.

В связи со сказанным деятельность независимых от исполнительной власти членов избирательных комиссий приобретает особое значение, требует высокой квалификации, психологической устойчивости, активности, больших затрат моральных и физических сил.

Данный текст содержит комментарии к этапам избирательной кампании, рекомендации по вашим инициативам на разных этапах избирательной кампании, образцы проектов решений, которые можно использовать для вынесения их на заседания ОИК и ТИК.

Общие рекомендации членам ОИК и ТИК

Поведение в комиссии

Пожалуй, главное, что следует учитывать члену ТИК и ОИК - это то, что избирательная комиссия представляет собой коллегиальный орган, состоящий из членов с разными характерами и темпераментами, жизненными мироощущениями и политическими взглядами. Это означает, что вы должны быть терпимы, уметь убеждать и отстаивать свою позицию, стойко переносить поражения, нанесенные вам путем голосования. В разнородном коллективе, там, где нет единомыслия и единоличного лидерства, ценится в первую очередь компетентность, выдержка, корректность при общении. Большую роль также играет доля вашего конструктивного участия в работе комиссии. Однако, вы должны понимать, что конфликты неизбежны, и из конфликтных ситуаций вы должны выходить с честью. При решении какого-либо вопроса вы можете оказаться в одиночестве, и на вас будет оказано моральное давление, которому надо уметь противостоять.

Работа в избирательных комиссиях высшего уровня (к которым мы относим все комиссии, кроме участковых) требует значительных затрат времени и усилий. Это связано с тем, что борьба за голоса избирателей развертывается очень серьезная, некоторые эффективные способы этой борьбы являются противозаконными, а некоторые находятся на грани закона. Если вы не будете уделять достаточно времени работе в комиссии, может оказаться, что вы упустите из виду наиболее важные нарушения.

Избирательное законодательство

Избирательное законодательство включает в себя довольно широкий круг нормативных актов: это законы о выборах, другие законы, Постановления Центральной избирательной комиссии РФ и решения Московской городской избирательной комиссии, Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного суда. Естественно, что избирательное законодательство нельзя освоить за один день.

Для работы в избирательной комиссии вы, в первую очередь, должны изучить 2 закона: закон о конкретных выборах, которые проводит комиссия (в случае выборов депутатов Московской городской Думы - это Закон города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве") и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - «ФЗ о гарантиях»). Второй закон является как бы «рамочным» законом для всех избирательных законов в России, и многое из того, что написано в первом законе, просто перенесено в него из второго.

Аргументируя свое утверждение, вы должны, в первую очередь, ссылаться на частный Закон, но если он противоречит ФЗ о гарантиях, то в соответствии со статьей 1 ФЗ о гарантиях, действуют нормы именно ФЗ о гарантиях.

Нелишне ознакомиться со ст.141,142 УК РФ, ст.40 КОАП РСФСР и ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Вообще говоря, при решении избирательных споров может возникнуть необходимость ссылаться и на другие законы («Устав города Москвы», «Закон о милиции», «Закон о СМИ» и пр.), однако, все это приходит с опытом. Удобным источником этих нормативных актов являются электронные правовые системы «Гарант», «Кодекс», «Энциклопедия Российского права».

Постановления ЦИК РФ можно найти на сайте www.fci.ru, а постановления МГИК - на сайте www.mgik.mos.ru .

Заседания комиссии

1.К заседаниям надо готовиться. Требуйте повестку дня заранее (по крайней мере за день), чтобы быть готовым к обсуждению вопроса. Требуйте ознакомиться с проектами решений, если они есть.

Если вы считаете какой-то вопрос достаточно важным, то обязательно предлагайте его как пункт повестки дня. Дело в том, что в соответствии с п.7 ст.27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и с п.7ст.20 московского закона «избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам … в соответствии с утвержденной повесткой дня». Попробуйте заранее подготовить проект решения, по выносимому Вами вопросу.

2.Не горячитесь. Даже если вам глубоко противна чья-либо беспринципность, считайте, что вас провоцируют. Говорить надо спокойно и проникновенно.

3.Не выступайте по пустякам. Если в повестке дня комиссии стоит вопрос «Об обеспечении заседаний комиссии газированной водой», значит на вопрос «О нарушении кандидатом N порядка предвыборной агитации» останется меньше времени.

4. При выступлении старайтесь ссылаться на закон. Это требует некоторой подготовки перед выступлением. Делайте предварительные записи для выступления.

5.Если вы считаете вопрос важным, то предлагайте комиссии принять по нему решение (решения бывают протокольные - по вопросам, связанным с комиссией, и номерные - по вопросам, связанным с ходом избирательного процесса, с избирательными правами граждан). Сначала сформулируйте решение для себя. Сформулируйте письменно главный пункт решения. Скажите, что сначала пойдет констатирующая часть (допишите потом) и ссылки на соответствующие статьи закона. Предложите возложить обязанность по контролю за исполнением решения на председателя (иногда - на себя).

Требуйте, чтобы важные решения не принимались с голоса. Если проекта решения нет перед глазами, можно предложить перенести принятие решения на следующее заседание.

6.Требуйте дословного протоколирования обсуждения вопросов, связанных с нарушением буквы и духа закона. Неплохо фиксировать все на диктофон. Предложите, чтобы это делал секретарь комиссии, а когда он откажется, можете сами попробовать делать это.

7.Если решение содержит более одного пункта по существу, предложите голосовать по пунктам.

6.Если вопрос кажется вам принципиальным, а решение большинства вас не удовлетворило, пишите Особое мнение. Особое мнение лучше написать в спокойной обстановке после заседания, обстоятельно изложив причины, однако сразу после голосования по этому вопросу заявите для протокола, что вы имеете Особое мнение. Проследите за тем, чтобы ваше Особое мнение в положенный срок попало в вышестоящую комиссию. Если вопрос очень принципиальный, вы можете одновременно с Особым мнением направить в вышестоящую комиссию заявление.

7.Следует учитывать, что в неофициальной обстановке человек ведет себя несколько иначе, чем на заседаниях комиссии, поэтому не пренебрегайте неофициальным общением. Если вы считаете работу в избирательных комиссиях своим гражданским долгом и предполагаете в будущем работать в комиссиях, присматривайтесь к членам комиссии; надо формировать контингент людей, которые могут этим заниматься по убеждению, а не по указке сверху.

Акты о нарушениях избирательного законодательства

Возможно, вам придется лично встретиться с нарушением избирательного законодательства (например, вы случайно увидели, что агитаторы раздают подарки). Возникает вопрос о том, как зафиксировать это нарушение.

Вообще говоря, этим должна заниматься милиция (она должна составлять протокол), но вряд ли рядом окажется милиционер, а если окажется, то вряд ли он будет составлять протокол (запишите в этом случае ФИО и место службы милиционера). Фиксация нарушений потребует от вас определенного мужества и твердости.

Не возмущаясь, попробуйте получить максимальную информацию о происходящем нарушении (фамилии, названия организаций, адреса, телефоны). Если кто-либо кроме вас готов подписать акт о событии, составьте его тут же. В этом акте не пишите о том, что вы обнаружили нарушение, а лишь максимально точно воспроизведите факты и утверждения назвавшихся других лиц. В акте укажите время и место действия, адреса и телефоны свидетелей, максимальное количество подписей под фразой «С актом ознакомлен». В дальнейшем копия этого акта должна стать приложением к заявлению о нарушении в избирательную комиссию или в суд.

В принципе избирательная комиссия или ее члены по поручению избирательной комиссии имеют право составлять такой официальный документ как «протокол об административном правонарушении». Это сильное средство, поскольку такой протокол автоматически означает возбуждение дела об административном правонарушении. Однако, протокол об административном правонарушении составляется по определенной форме (см. КоАП РСФСР), и эта возможность избирательными комиссиями практически никогда не используется. Если вы чувствуете в себе силы составлять такие протоколы, предложите избирательной комиссии принять решение о том, чтобы уполномочить на это вас или других членов комиссии.

До выдвижения кандидатов

Образование рабочей группы при избирательной комиссии

Скорее всего, на первом же заседании Вам предложат принять решение о рабочей группе при избирательной комиссии. Такое решение не предусмотрено законом, но уже вошло в практику работы избирательных комиссий. Реальная подоплека принятия такого решения - сделать более легитимным деятельность сотрудников орготделов по организации выборов. Учтите следующее.

Без помощи исполнительной власти комиссии не обойтись. Сотрудники орготделов обязательно будут участвовать в организации выборов, и речь может идти лишь о том, чтобы они занимались только организационным и материально-техническим обеспечением выборов, не подменяя собой комиссию. Таким образом, для того, чтобы решение о рабочей группе не стало разрешением чиновникам заниматься всеми вопросами, связанными с проведением выборов, следует настаивать, чтобы оно содержало Положение о рабочей группе, в котором максимально четко указана компетенция рабочей группы и порядок ее деятельности.

Итак, настаивайте на принятии Положения о рабочей группе. Это лучше делать одновременно с утверждением персонального состава рабочей группы, однако можно сделать и позже. Возможно, именно вам придется проявить инициативу по внесению этого вопроса в повестку дня. Проект такого положения приведен ниже.

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей группе при окружной (территориальной)

избирательной комиссии по……

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение определяет основные задачи, функции, права и обязанности Рабочей группы при …. избирательной комиссии по ….. (далее - Рабочая группа).

1.2. Рабочая группа создается на период избирательной кампании по выборам ….. с целью материально-технического обеспечения деятельности избирательных комиссий, организующих и проводящих выборы на территории ….

1.3. Персональный состав рабочей группы утверждается решением избирательной комиссии. Рабочая группа состоит из сотрудников органов исполнительной власти г.Москвы и органов местного самоуправления.

1.4. При осуществлении деятельности, связанной с организацией и проведением выборов, члены Рабочей группы руководствуются исключительно избирательным законодательством, данным Положением, решениями избирательной комиссии, поручениями председателя избирательной комиссии.

1.5. Рабочую группу возглавляет руководитель рабочей группы, назначаемый избирательной комиссией. На время проведения выборов он подчиняется председателю избирательной комиссии и работает под его непосредственным руководством. Председатель Рабочей группы может давать поручения членам Рабочей группы исключительно в соответствии с решениями избирательной комиссии и поручениями председателя избирательной комиссии.

2. ОБЯЗАННОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

2.1. Оперативное обеспечение выполнения решений избирательной комиссии, поручений председателя комиссии.

2.2. Подготовка проектов методических материалов, предложений по организации и проведению выборов для рассмотрения на заседаниях избирательной комиссии.

2.3. Оказание материально-технической и организационной помощи при подготовке заседаний и других мероприятий, проводимых избирательной комиссией.

2.4. Обеспечение информационными материалами членов избирательной комиссии, других лиц по поручению избирательной комиссии.

2.5. Осуществление взаимодействия избирательной комиссии с органами исполнительной власти г.Москвы и органами местного самоуправления в г.Москве.

2.6. Проверка по поручению избирательной комиссии заявлений и жалоб избирателей, связанных с организацией и проведением выборов.

2.7. Оказание материально-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям.

О смете комиссии и бухгалтере

На одном из заседаний вам скажут следующее: «нашей комиссии выделено столько-то денег, а вот - смета, которую надо утвердить». То, что вам предложат в этот момент - это некоторое примерное распределение денег, которые поступят в комиссию позже. Реальные деньги все равно будут тратиться не совсем так, как указано в смете, да и на количество денег вы никак не можете повлиять. Поэтому, данное решение не является очень принципиальным.

На один пункт, однако, следует обратить внимание. Позже вы будете добиваться широкого распространения сводного плаката комиссии (см. ниже), и если на него будут в смете выделены недостаточные средства, то это окажется аргументом ваших оппонентов. Поэтому, вы должны настаивать на достаточной сумме, выделенной на «информационные материалы комиссии». Прикиньте: хорошо иметь 1 плакат на подъезд (вам будут говорить, что плакаты надо развешивать только на избирательных участках - см. ниже) или 10 плакатов на участковую комиссию, а один черно-белый плакат можно заказать приблизительно за 25-30 центов США.

Кроме этого вы будете утверждать бухгалтера комиссии. Бухгалтера вам предложат из сотрудников исполнительной власти. Работы там немного, а зарплата бухгалтера почему-то оказывается больше зарплаты члена комиссии. Если вы предложите сразу оговорить будущую зарплату бухгалтера, то, возможно, кто-нибудь из членов комиссии возьмет эту миссию на себя.

О СМИ, которые должны обеспечить кандидатам равные условия

Важнейшей административной избирательной технологией является предоставление продвигаемому кандидату неявных преимуществ средствами массовой информации, издаваемыми за счет местных бюджетов и фактически управляемых местными органами власти. Следует учесть, что такие газеты в большом количестве бесплатно распространяются по почтовым ящикам избирателей. Фактически это косвенная поддержка агитационной кампании кандидата из бюджетных средств.

Более благоприятные условия выражаются в следующем:

1)Упоминания о кандидате или его работе начинаются задолго до выдвижения кандидата;

2)Размещение платных агитационных материалов кандидата заранее планируется по выпускам газет, начинается сразу же после регистрации и продолжается почти в каждом выпуске. Для других кандидатов всегда находятся объективные причины, почему материалы публикуются позже или почему нет «технических» условий для публикации.

3)В период агитационной кампании упоминания о кандидате или его деятельности подаются как независимая «информация» от имени редакции, журналистов или просто избирателей.

В результате оказывается, что количество упоминаний об одном из кандидатов в этих СМИ существенно больше, чем о других кандидатах. Между тем, закон требует, чтобы бюджетные СМИ «обеспечивали кандидатам равные условия».

Что можно противопоставить этой административной избирательной технологии?

1)Достоверное установление списка СМИ,

удовлетворяющих требованиям п.1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствующей норме конкретного Закона (напр. п.3 ст.37 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве"); мы будем условно назвать такие СМИ бюджетными.

Московский закон устанавливает, что список бюджетных СМИ должен быть опубликован за 70 дней до выборов. Опыт показывает, что этот список публикуется под несоответствующим названием, с ошибками, и самое главное - не доводится до кандидатов или доводится поздно. (На выборах депутатов Мосгордумы 2001г. список опубликован в газете «Московская правда» 4.10.01).

Ваша задача - как можно ранее ознакомиться с этим списком. Вам следует убедиться в том, что в нем присутствуют все местные газеты, распространяемые бесплатно на территории избирательного округа и все местные студии кабельного ТВ. Если какое-то СМИ вызывает у вас сомнение (то есть его нет в списке бюджетных СМИ, но вам кажется, что она финансируется из бюджета), то вы можете попросить комиссию отправить в это СМИ запрос. В запросе попросите указать, какими источниками финансирования и в какой пропорции пользовалось данное СМИ в течение года, предшествующего дате выборов.

2) Доставка в избирательную комиссию местных печатных изданий

С целью наблюдения за правильностью ведения избирательной кампании избирательная комиссия должна получать все экземпляры местных СМИ. Однако, этого обычно не происходит. В действительности, префектура имеет возможность получения всех экземпляров местных газет. Поэтому избирательная комиссия должна потребовать от руководителя рабочей группы (обычно - это сотрудник оргуправления префектуры), чтобы в комиссию оперативно доставлялись экземпляры выпусков местных газет. Префектура будет сопротивляться этому, поэтому следует принять решение комиссии по этому вопросу.

3) Проверка наличия опубликованных расценок на публикацию агитационных материалов

В соответствии с московским законом (п.4 ст.37) бюджетные СМИ обязаны не позднее чем в день начала выдвижения кандидатов опубликовать расценки на размещение платных агитационных материалов. Небюджетные СМИ публикуют платные материалы всех кандидатов «на равных условиях». Таким образом, дело комиссии - убедиться, что соответствующие расценки опубликованы.

4) Доведение сведений о местных СМИ до всех кандидатов

Список местных СМИ следует как можно быстрее довести до сведения кандидатов. Для этого этот список вместе с расценками следует вывесить на стенде комиссии. Вы можете дать комментарий для кандидатов, что чем раньше они заключат договор со СМИ о публикациях на платной основе, тем выше у них шансы быть опубликованными.

5)О бесплатных публикациях

Следует также проследить, чтобы все бюджетные СМИ предоставили кандидатам бесплатную площадь и эфирное время. Это делается в соответствии с порядком, установленным МГИК (соответствующее постановление МГИК должно быть в вашей комиссии). Если вы не будете обращать внимание на этот вопрос, может оказаться так, что некоторые СМИ не предоставят бесплатные площади и эфир.

Об агитации до регистрации

В избирательных законах сказано, что агитация начинается с момента регистрации кандидата. Это утверждение может трактоваться и, как показывает опыт, трактуется по-разному. Часто считают, что это утверждение означает запрет на агитацию до регистрации кандидата. Однако период времени до регистрации сам делится на два периода: с момента назначения выборов до момента выдвижения (моментом выдвижения будем считать момент выдачи кандидату разрешения на открытие избирательного счета) и с момента выдвижения до момента регистрации. В первый из этих периодов агитация невозможна по определению агитации (см. ст.2 ФЗ о гарантиях), поскольку нет кандидата, однако ЦИК, а вслед за ним и Верховный Суд, принимали решения, в которых сказано: «действия граждан…., подпадающие под признаки предвыборной агитации… совершаемые со дня назначения выборов, осуществляются в нарушение Федерального закона (Постановление ЦИК РФ №8/52-3).

Кроме того, материалы, появляющиеся в период до регистрации кандидата часто представляются не агитационными, а «информационными». Да и вообще, как показывает опыт, вопрос о квалификации материала как агитационного, решается нашими комиссиями в зависимости от того, какому кандидату он принадлежит.

В связи с вышесказанным, вы должны тщательно собирать все «информационные» материалы кандидатов. В первую очередь это относится к «информационным» материалам кандидата, поддерживаемого властью, или обладающего властными полномочиями.

Изучение местных газет в этот период легко выявляет того кандидата, который будет поддерживаться властью.

Кроме «информирования» о кандидате через СМИ, используется также прием «предварительных встреч». Этим особо грешат действующие депутаты, резко активизирующие свою деятельность в предвыборный период. Для малоизвестных кандидатов иногда устраиваются «ознакомительные встречи». При этом активную роль может играть местное отделение «Отечества», которому оказывается существенно проще, чем другой политической партии, получить помещение для таких встреч. Если вам становятся известны сведения о таких встречах, фиксируйте их.

Об обеспечении ТИКов помещениями

Порядок подведения итогов в ТИКах в законе прописан очень скупо. Благодаря этому у сотрудников орготделов существует большой соблазн нарушить закон при приеме документов от УИК в день голосования. Часто этот процесс проводится в маленьких помещениях, куда не пускают наблюдателей, и где реально руководят работники Управы.

Ниже еще будет идти речь о том, как должен быть устроен прием документов в ТИКах. Но уже на этом этапе следует выяснить, будет ли в день голосования ТИКу предоставлено большое помещение (зал), где может быть осуществлен первичный прием протоколов в присутствии всех наблюдателей.

3.Выдвижение и регистрация кандидатов

К этому этапу обычно уже становится ясно, кого будет поддерживать исполнительная власть (кандидат-фаворит). Обычно на кандидата, поддерживаемого властью, работает довольно большая группа людей, которые грамотно готовят документы для представления их в комиссию. Другие кандидаты, не обладающие большим избирательным штабом, чаще ошибаются при оформлении документов, а избирательная комиссия здесь очень строго блюдет букву закона. На этапе выдвижения вы должны регулярно знакомиться с ходом выдвижения и причинами, по которым кандидатам отказывают в принятии документов. «Придраться» могут к чему угодно, вплоть до неправильно поставленной запятой, к непонравившемуся сокращению и т.д., а реальной причиной будет желание уменьшить количество конкурентов кандидата-фаворита. По возможности вы должны «нейтрализовать» подобного рода придирки.

По вопросам, связанным с выдвижениям и регистрацией кандидатов Московская городская комисиия принимала Разъяснения (04.10.2001 №9/2), которые должны быть в ОИК и которые можно найти на сайте МГИК.

Проверка подписей

После того, как инициаторы выдвижения получат от комиссии завизированные подписные листы, начинается этап сбора подписей. Сбор подписей - трудоемкая задача, но недавние поправки в московский закон увеличили избирательный залог до 450 тысяч рублей, что заставит многих кандидатов заниматься сбором подписей. Между тем, исполнительная власть может существенно помочь при сборе подписей одному из кандидатов. При этом и закон нарушен не будет.

Существует четыре законных способа сбора подписей:

1)обход квартир;

2)сбор в местах движения избирателей;

3)сбор в учреждениях;

4)сбор среди членов общественных организаций.

Способы 3) и 4) являются менее трудоемкими, чем способы 1) и 2), и именно ими пользуются кандидаты-фавориты. Дело в том, что местная власть «курирует» такие общественные организации как общества ветеранов, инвалидов, многодетных семей, садоводов и т.п.: эти общества получают помощь от Управ и имеют тесные контакты с ними. Поэтому исполнительная власть может попросить эти общества собрать подписи среди своих членов. Третий способ реализуется путем привлечения к сбору подписей сотрудников государственных или муниципальных учреждений, таких как поликлиники, собесы, школы, ДЭЗы, а подписи собираются как среди самих сотрудников, так и среди посетителей этих учреждений. Возможен также вариант, когда администрация учреждения просто «смотрит сквозь пальцы» на сбор подписей на ее территории.

Способы 3) и 4) невозможны для кандидатов, не поддерживаемых властью. Если вами будет установлено, что к сбору подписей привлекаются сотрудники муниципальных и государственных учреждений в рабочее время или при исполнении ими служебных обязанностей, составьте акт об этом событии (см. выше).

Способ, примененный для сбора подписей, легко определяется по подписным листам. Способ 3) и 4) проявляется в том, что рядом стоящие подписи принадлежат избирателям, проживающим недалеко друг от друга, но не рядом. При способе 1) рядом стоящие подписи принадлежат соседям по дому, а при способе 2) рядом стоящие подписи могут принадлежать избирателям, живущим друг от друга довольно далеко.

Подписи, собранные кандидатом-фаворитом, будут оформлены достаточно качественно, и у комиссии не возникнет к ним претензий. Рекомендуем вам лично ознакомиться с этими подписями, определить способ их сбора. Если у вас возникают сомнения в подлинности подписей, выпишите ФИО избирателя и его адрес, найдите его телефон по телефонной базе данных (CD с телефонными базами данных имеются в свободной продаже на Митино и “Горбушке”), позвоните и убедитесь, что избиратель ставил-таки свою подпись. Иногда бывает, что это не так.

К подписям других кандидатов комиссия подойдет достаточно внимательно. Бывали случаи, когда подпись браковалась из-за того, что слово «бульвар» было сокращено до «бул.». Ваша задача на этом этапе - проследить, чтобы подход к проверке подписей кандидатов был одинаков, а отказ в регистрации был обоснован.

Регистрация

Отказ в регистрации без достаточных оснований - это один из приемов, который позволяет осуществить «придерживание» кандидата для того, чтобы он начал агитационную кампанию позже и в менее выгодных условиях.

Регистрацию могут оттягивать под разными предлогами, например, под предлогом проверки сведений, представленных кандидатом. Конечно, комиссия имеет право проверять эти сведения, но слишком часто эта проверка имеет политическую подоплеку. Поэтому, комиссию следует убеждать в том, что до тех пор, пока сведения представленные кандидатом, не опровергнуты, сомнения не могут служить основанием для отказа. За представленные в комиссию сведения несет ответственность кандидат, а не избирательная комиссия.

4.Этап агитации

Маленькие хитрости местных СМИ

На этом этапе вам придется внимательно изучать местную прессу, которая будет «информировать» о действиях кандидата-фаворита, и, возможно, печатать письма благодарных этому кандидату читателей. Конечно, это является одним из видов агитации (см. определение агитации в ст.2 Закона о гарантиях), но убедить в этом комиссию не удастся. Тем не менее, вопросы об этих публикациях следует ставить на заседаниях комиссии. Вы должны обращать внимание комиссии на то, что местная пресса обязана обеспечить равные возможности кандидатам, и на то, что все агитационные печатные материалы должны быть оплачены из избирательного фонда.

Учтите, что кандидат к этим публикациям как бы не имеет никакого отношения. Нарушителем является средство массовой информации. В соответствии с Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение избирательного законодательства», комиссия может привлечь данное СМИ к административной ответственности.

О сводном плакате избирательной комиссии

Избирательное законодательство требует наличия «информации о кандидатах» на участке для голосования. Обычно эта информация представляется в виде плаката, который подготавливается комиссией, регистрирующей кандидатов (при выборах депутата - это ОИК, при выборах советников районных собраний - это ТИК). Процесс составления такого сводного плаката и его распространения не описан в законе, между тем сводный плакат может оказать немалое влияние на результат выборов. Это влияние проявляется в двух видах.

Первое. Плакат играет важную роль, поскольку многие избиратели принимают решение непосредственно перед этим плакатом. Небольшие нюансы в тексте могут повлиять на итоги голосования. При согласовании текстов с кандидатами может оказаться так, что к одному кандидату подойдут чуть более мягко, чем к другим, например, не будут столь строго требовать документальных подтверждений биографических данных или «пропустят» какую-нибудь метафору.

Второе. Для «раскрученных» кандидатов, каковыми обычно являются кандидаты, поддерживаемые властью, лучше всего, чтобы сведения о других кандидатах поступали к избирателю как можно в меньшем количестве. Поэтому наши организаторы выборов, стремясь обеспечить явку, могут обрушить на избирателя шквал абстрактных призывов к голосованию, не сообщая ему в этих призывах даже количества зарегистрированных кандидатов, не говоря уже обо всем остальном. В результате избиратели почти всегда остаются неудовлетворенными совокупной информацией о кандидатах. Ситуацию можно было бы исправить, широко распространяя сводный плакат, но по упомянутым выше причинам, существует значительное сопротивление такой инициативе.

Итак, во-первых, при утверждении плаката внимательно прочитайте его текст. И во-вторых, попробуйте добиться того, чтобы за неделю до выборов плакат был распространен как можно более широко. Мы предлагаем вам воспользоваться следующим образцом проекта решения комиссии. (В скором времени МГИК примет Разъяснения по изготовлению и размещению плаката; предлагаемый ниже проект решения соответствует этим разъяснениям).

Проект

РЕШЕНИЕ

окружной избирательной комиссии

 

………………………

«…….» …….. 200..г. Время №

 

В целях более полного информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах в ………………………, обеспечения участковых избирательных комиссий информационными материалами для размещения в помещении для голосования в соответствии с …………….. избирательная комиссия решила:

1. Разместить заказ на изготовление сводного плаката избирательной комиссии в количестве …….. экз.

2. Утвердить форму сводного плаката (Приложение 1), формат сводного плаката (…….), цветность (двухцветный).

3. Утвердить тексты информации о кандидатах, размещаемой в сводном плакате (Приложения ………).

4. Поручить рабочей группе избирательной комиссии совместно с членом комиссии ………. заказать изготовление плаката в типографии, распределить и обеспечить доставку изготовленных плакатов по назначению.

5. Поручить ……………… разместить плакаты следующим образом: на каждую участковую избирательную комиссию - по 2 плаката для размещения в помещении для голосования, либо непосредственно перед ним; 5 плакатов - резерв территориальной комиссии; остальные плакаты - для размещения в местах удобных для ознакомления с ними избирателей.

6. Поручить ……………………………. в срок не позднее чем за 10 дней до дня голосования разместить указанную в п.5 часть полученных плакатов в местах, удобных для ознакомления с ними избирателей: на специально оборудованных застекленных стендах районных Управ и учреждений коммунального обслуживания, на внутренних сторонах стеклянных витрин государственных и муниципальных предприятий торговли и бытового обслуживания, во внутренних помещениях общего доступа государственных и муниципальных учреждений (поликлиник, центров социального обслуживания и др.).

7. Поручить ………………………… в срок до ………….. представить в избирательную комиссию списки мест размещения плакатов, указанных в п.6 данного решения.

8. Поручить рабочей группе окружной комиссии совместно с председателем комиссии …………….. в срок до ……………… обратиться к главам районных Управ, находящихся на территории избирательного округа, с просьбой об обеспечении возможностей размещения плакатов в местах, указанных в п.6 настоящего решения.

9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ……………..

 

Подписи

Если решение будет принято по существу, то надо будет следить за его выполнением. Если решение будет отклонено, пишите Особое мнение.

О получении сведений из банка

Для того, чтобы следить за правильностью проведения избирательной кампании кандидата, надо иметь не общие сведения типа «Поступило столько-то, израсходовано столько-то», которые чаще всего и пытается представлять банк, а более подробный отчет с указанием целей перечисления и получателей средств. Поэтому проследите за тем, чтобы в комиссию из банка оперативно поступали именно такие отчеты. В банке есть соответствующие документы; более того, часто имеется возможность получения таких отчетов по каналам электронной связи.

О нарушениях в оформлении агитационных материалов

Во-первых, не забывайте, что «экземпляры всех печатных агитационных материалов» должны предоставляться в регистрирующую комиссию. Вопрос о том, являются ли щиты размером 6 на 3 метра «печатным материалом» можно обсуждать, однако ясно, что экземпляр такого щита в комиссию не представишь. Процитированная норма закона означает только то, что комиссия должна иметь возможность проверить правильность финансирования агитационной кампании кандидата. Поэтому, обо всех этих щитах, аэростатах, наклейках и значках в комиссии должны быть лишь сведения о том, кто, когда и по какому заказу они изготовлены.

Во-вторых, учтите, что комиссия с удовольствием найдет у кандидатов такие огрехи как, например, отсутствие даты заказа на листовках, или отсутствие соответствующих реквизитов на значках. По этому поводу комиссия может даже вынести предупреждение этим кандидатам и потребовать «запретить распространение таких агитационных материалов». В действительности, если эти нарушения сделаны кандидатом неумышленно, а проплата их легко устанавливается по финансовой отчетности кандидата, то настойчивость комиссии в этих случаях свидетельствует лишь о том, что она «пугает» «лишних» кандидатов, а заодно имитирует строгое соблюдение закона. В этих случаях достаточно «обратить внимание» кандидата на допущенные им нарушения. Вынесение предупреждения - это подготовка к дальнейшей отмене регистрации.

5.Подготовка к дню голосования

Об учебе участковых комиссий

Если у вас есть возможность поучаствовать в инструктаже руководителей участковых комиссий, сделайте это. По закону - это как раз компетенция избирательных комиссий, но на практике этим обычно занимаются сотрудники орготделов. Присутствие на таком инструктаже позволяет узнать много интересного.

Выдача бюллетеней

Бюллетени по закону должны передаваться от вышестоящей комиссии нижестоящей. Не допускайте, чтобы этим занимались органы исполнительной власти без участия комиссий.

Ваша основная задача, связанная с бюллетенями, - накопить точную статистику распределения бюллетеней: сколько заказано в типографии, сколько получено окружной, сколько территориальными и участковыми. Сведения о распределении позже надо будет сравнить со сведениями из протоколов участковых комиссий.

Досрочное голосование

В Москве наблюдались случаи фальсификации досрочного голосования. Досрочное голосование проводится сначала в территориальных комиссиях, а за 4 дня до дня голосования - в участковых комиссиях. Практически ежедневно надо отслеживать ход голосования в территориальных комиссиях. Если вы наблюдаете всплеск активности, то присмотритесь к реестру проголосовавших. В Орехове-Борисове Северном, например, голосовали молодые ребята, находящиеся на срочной службе.

Подозрительное голосование можно проверить по телефону. Реестр досрочно проголосовавших является документом комиссии, и вы имеете право с ним ознакомиться.

Решение о порядке подведения итогов в ТИК

Закон очень скупо прописывает порядок подведения итогов в ТИК: «Члены ТИК суммируют данные протоколов участковых избирательных комиссий». В действительности, прием протоколов от УИК в ТИК - достаточно сложная процедура, руководство которой пытаются осуществлять сотрудники орготделов, поскольку члены ТИК часто оказываются недостаточно подготовлены к этой работе. В результате все происходит кулуарно; протоколы УИКов «подправляются» на месте, что является нарушением закона и может довести до фальсификаций. В 2000г. в районе Марьино так «дописали» 4,5 тысячи голосов.

К дню голосования начальник орготдела распределит роли и комнаты. В его трактовке может оказаться, что гласность в работе комиссии - это возможность проведения чаепитий с незанятыми членами ТИК в то время, когда сотрудники Управы работают с протоколами участковой комиссии. В действительности, гласность здесь - это возможность ознакомиться с протоколами, доставленными в ТИК и проследить за их дальнейшей судьбой. Но в день голосования оказывается, что председатели УИКов «разбредаются» по маленьким комнатам, где «мало места» для наблюдателей, поэтому протоколы УИКов становятся доступными для наблюдателей только после их обработки в маленьких комнатах. В день голосования переиграть распределение ролей будет уже поздно.

Поэтому недели за две-три до дня голосования хорошо бы принять регламент подведения итогов в ТИКах. Главной компонентой этого регламента должна быть норма о том, что первичный прием протоколов от УИКов в ТИКах должен производиться на виду у всех наблюдателей и других лиц, указанных в п.1 ст.26 Закона о гарантиях. Конкретная формулировка главного пункта может быть такой:

Первичный прием протоколов УИК, проверка правильности их оформления и комплектности осуществляется в помещении, в котором вправе присутствовать все лица, указанные в п.1 ст.26 Закона о гарантиях.

Представитель УИК передает первый экземпляр протокола члену ТИК с правом решающего голоса, который сразу после этого оглашает имеющиеся в протоколе данные для всех присутствующих, а затем передает его для проверки правильности оформления и комплектности.

В случае, если после проверок в ТИК первого экземпляра протокола данной УИК будет принято решение о проведении повторного подсчета голосов, поданных на соответствующем избирательном участке, этот факт оглашается в помещении первичного приема протоколов, а первый экземпляр протокола остается в ТИК.

В принципе, такое решение может принять окружная избирательная комиссия, и разослать его в ТИКи, однако если этого не будет сделано, то можно его принять и в ТИК, хотя бы протокольно. В любом случае, попытайтесь добиться регламентации порядка приема протоколов, вынеся этот вопрос на заседание комиссии с приглашением начальника орготдела (он же обычно является председателем рабочей группы комиссии).

6. День голосования и подведение итогов

В отличие от членов участковых избирательных комиссий, члены ОИК и ТИК могут выспаться в день голосования. Более того, если нет каких-либо экстраординарных дел в день голосования, то так и следует сделать, ведь в период подведения итогов вы должны быть внимательными и энергичными. Поэтому мы советуем вам в день голосования выбрать время для того, чтобы немного вздремнуть.

С утра вы все-таки должны появиться в своей комиссии, чтобы собрать и проанализировать информацию о досрочном голосовании. Напомните своим коллегам из участковой комиссии, что если проголосовавших досрочно более одного процента, то надо потребовать произвести отдельный подсчет голосов.

Не забудьте, что у вас есть возможность присутствовать и наблюдать за ходом голосования и подведения итогов в любой нижестоящей комиссии.

Контроль в день голосования не может быть осуществлен лишь одним человеком. Для качественного контроля требуется слаженная работа многих людей - от наблюдателей на участках до членов регистрирующей комиссии. Об организации полного цикла такого контроля много написано, и мы не будем здесь все повторять. Обратим внимание лишь на одно важное обстоятельство: к моменту начала подведения итогов в ТИК или УИК вы должны получить от своих коллег в нижестоящих комиссиях копии заявлений, поданных ими в свои комиссии в течение дня голосования. Только эти копии позволят вам обоснованно утверждать, что к протоколу нижестоящей комиссии не приложены документы, требуемые по закону (если они действительно не приложены).

Если избирательная кампания проходила с явными признаками предвзятости комиссии или с нарушениями закона, которые игнорировались комиссией, вы можете заранее подготовить Особое мнение к решению вашей комиссии об итогах голосования (о результатах выборов). Особое мнение должно быть приложено к этому решению при передаче его в вышестоящую комиссию.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация

1.Общие рекомендации членам ОИК и ТИК 3

Поведение в комиссии 3

Избирательное законодательство 3

Заседания комиссии 4

Акты о нарушениях избирательного законодательства 4

2.До выдвижения кандидатов 5

Образование рабочей группы при избирательной комиссии 5

О смете комиссии и бухгалтере 6

О СМИ, которые должны обеспечить кандидатам равные условия 7

1)Достоверное установление списка СМИ, 7

2) Доставка в избирательную комиссию местных печатных изданий 7

3) Проверка наличия опубликованных расценок на публикацию агитационных материалов 8

4) Доведение сведений о местных СМИ до всех кандидатов 8

5)О бесплатных публикациях 8

Об агитации до регистрации 8

Об обеспечении ТИКов помещениями 9

3.Выдвижение и регистрация кандидатов 9

Проверка подписей 9

Регистрация 10

4.Этап агитации 10

Маленькие хитрости местных СМИ 10

О сводном плакате избирательной комиссии 10

О получении сведений из банка 12

О нарушениях в оформлении агитационных материалов 12

5.Подготовка к дню голосования 13

Об учебе участковых комиссий 13

Выдача бюллетеней 13

Досрочное голосование 13

Решение о порядке подведения итогов в ТИК 13

6. День голосования и подведение итогов 14

Автор: А.Ю.Бузин,

Московское Объединение избирателей

 

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 1999 Лахта-М