Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Проект

Вносится

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 50, ст. 5303; 2011, № 30, ст. 4607; 2012, № 19, ст. 2274, 2275; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 19, ст. 2300; 2016, № 11, ст. 1493; 2017, № 23, ст. 3227) следующие изменения:

1) в статье 37:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по единому или одномандатному избирательному округу, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.»;

б) пункт 1.1 признать утратившим силу;

в) пункт 1.2 признать утратившим силу;

г) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.»;

д) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также дата внесения подписи могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума иным лицом. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.»;

2) в статье 38:

а) пункт 1.1 дополнить предложениями: «В случае отсутствия какого-либо документа, представление которого предусмотрено пунктами 2.1, 2.2, 3 или 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить его не позднее чем за один день до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. В случае невыполнения избирательной комиссией требований настоящего пункта наличие устранимых недостатков в документах, представление которых предусмотрено пунктами 2.1, 2.2, 3 или 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 20 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума требуется представить менее 20 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на четыре подписи.»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Соответствующая избирательная комиссия должна проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформление подписных листов, достоверность сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Обоснованное заключение эксперта, изложенное в письменной форме в отдельном документе, может служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.»;

г) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, а также незначительные неточности в написании отдельных слов, не препятствующие однозначной идентификации избирателя.»;

д) в пункте 6.4:

подпункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в которой приведены соответствующие действительности сведения об избирателе, участнике референдума, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи»;

подпункт «г» изложить в следующей редакции:

«г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;»;

подпункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума;»;

подпункт «л» признать утратившим силу;

е) в пункте 24:

подпункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи;»;

подпункт «в.1» изложить в следующей редакции:

«в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи;»;

подпункт «в.2» изложить в следующей редакции:

«в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи;»;

в подпункте «г.1» число 10 заменить на число 20;

ж) в пункте 25:

подпункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, и случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи);»;

подпункт «б.1» изложить в следующей редакции:

«б.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, и случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи);»;

подпункт «б.2» изложить в следующей редакции:

«б.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, и случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи);»;

в подпункте «в.1» число 10 заменить на число 20;

з) в пункте 26:

подпункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи;»;

подпункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи;»;

подпункт «и» изложить в следующей редакции:

«и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом, за исключением случаев, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи.».

Статья 2

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

 



 

Пояснительная записка к проекту федерального закона

«О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разработан на основе многолетнего анализа практики регистрации кандидатов и списков кандидатов на российских выборах на основании подписей избирателей. Он направлен на облегчение регистрации кандидатов и списков кандидатов, снижение уровня отказов в регистрации, исключение произвола в отношении «неугодных» кандидатов в ходе проверки их подписных листов. Положения законопроекта обсуждались в экспертном сообществе, получили поддержку значительной части экспертов (см. книгу Любарев А.Е. На пути к реформе законодательства о выборах: позиция экспертов. М., 2019), в том числе немалого числа членов Научно-экспертного совета при ЦИК России, поддержаны Общественной палатой города Москвы.

Законопроект предусматривает:

·        снижение до 0,5% от числа избирателей округа требуемого числа подписей для тех случаев, когда законами предусмотрено большее число подписей (выборы депутатов Государственной Думы и региональных парламентов по одномандатным округам, выборы глав регионов);

·        увеличение допустимого избытка представляемых подписей и допустимой доли брака в подписных листах с 5–10 до 20% (напомним, что в 1995–2002 годах соответствующие лимиты составляли 15%, а в 2002–2005 годах – 25%);

·        отмену требований собственноручного внесения избирателем даты и отмену запрета заполнять сведения об избирателе не самим избирателем и не сборщиком подписей и исключение соответствующих оснований признания подписей недействительными;

·        разрешение кандидатам (избирательным объединениям) доносить недостающие документы (представление которых предусмотрено пунктами 2.1, 2.2, 3 или 3.1 статьи 33 настоящего ФЗ-67);

·        запрет отказывать в регистрации из-за наличия устранимых недостатков в документах, представление которых предусмотрено пунктами 2.1, 2.2, 3 или 3.1 статьи 33, если избирательная комиссия не уведомила кандидата (избирательное объединение) об этих недостатках;

·        требование, чтобы эксперты представляли обоснованное заключение о недостоверности или недействительности подписи на отдельном документе;

·        требование, чтобы в справке органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации, были приведены соответствующие действительности сведения об избирателе;

·        положение, согласно которому незначительные неточности в написании отдельных слов, не препятствующие однозначной идентификации избирателя, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджета.

Законопроект поддержали члены Научно-экспертного совета при ЦИК России:

Боброва Н.А., Бузин А.Ю., Винокурова Е.В., Воробьев Н.И., Галлямов А.Р., Голосов Г.В., Гришин Н.В., Ковин В.С., Любарев А.Е., Мельконьянц Г.А., Минтусов И.Е., Радкевич С.Б., Рачинский С.З., Соловей В.Д., Шаблинский И.Г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев