Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

О преимуществах партийных кандидатов на должность Президента РФ при распределении бесплатного эфира и печатных площадей

1. История

Нормы, позволяющие предоставлять преимущества партийным кандидатам при распределении бесплатного эфирного времени и бесплатных печатных площадей, впервые появились в ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав …” от 12.06.2002 (п. 7 ст. 51 и п. 3 ст. 52). Тогда эти нормы прошли незамеченными. Предложения по исключению этих норм поступили только от Костромской областной Думы и Законодательного Собрания Пермской области – и были проигнорированы.

Летом 2002 г. среди вопросов, заданных Центризбиркому фондом ИНДЕМ (вопросы готовил А.Е. Любарев) был и вопрос об этих нормах. ИНДЕМ получил ответ за подписью О.К. Застрожной, в котором, в частности, говорилось:

“Из принципа равенства не вытекает установление единых правовых условий участия в выборах кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками и независимых кандидатов. Важно, чтобы соответствующие правовые условия применялись на равных основаниях ко всем кандидатам, которым они предписаны… Указанное положение является одним из видов государственной поддержки организованных участников избирательного процесса (политических партий) в целях стимулирования их участия в выборах”.

В законе о выборах Президента данное положение было реализовано, причем в довольно резкой форме. Согласно п. 5 ст. 52, партиям и блокам, выдвинувшим кандидатов на должность Президента РФ, предоставляется треть от общего объема бесплатного эфирного времени, а согласно п. 5 ст. 53, партиям и блокам, выдвинувшим кандидатов на должность Президента РФ, предоставляется половина от общего объема бесплатных печатных площадей.

Следует отметить, что данные нормы вновь протаскивались втихаря: в пояснительной записке к проекту про них ничего не говорилось.

Поправки, предлагавшие исключить данные нормы, поступили от Правительства РФ (за подписью Кудрина), Московской областной Думы и депутата от фракции “Яблоко” С.С. Митрохина (подробные поправки, подготовленные А.Е. Любаревым). Все они были отклонены.

С резкой критикой данных норм выступал в печати А.Е. Любарев (Как выбирать Президента // Выборы. Законодательство и технологии, 2002, № 10, с. 18; Партийные кандидаты не должны быть “равнее” других // Независимая газета, 29 ноября 2002; Привилегии для партийных кандидатов // Время МН, 20 декабря 2002).

2. Реальная ситуация на выборах 2004

Итак, все кандидаты на должность Президента РФ, представившие подписи избирателей, зарегистрированы, и, таким образом, в выборах будут участвовать три партийных кандидата (О.А. Малышкин, С.М. Миронов и Н.М. Харитонов) и четыре независимых (С.Ю. Глазьев, В.В. Путин, И.П. Рыбкин и И.М. Хакамада).

Согласно п. 3 ст. 52, общий объем бесплатного эфирного времени на каждом из общероссийских государственных теле- и радиоканалов должен составлять не менее часа в рабочие дни в период с 12 февраля по 12 марта (всего 20 рабочих дней). Но если на каждого кандидата, каждую партию придется более 60 минут, общий объем сокращается и должен составлять 60 мин, умноженные на число зарегистрированных кандидатов и партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов.

Нельзя сказать, что эта норма вполне ясная, но наиболее разумное ее толкование состоит в том, что общий объем должен получиться путем умножения 60 мин на 10 (7 кандидатов плюс 3 партии). Таким образом, общий объем бесплатного эфирного времени на каждом из каналов должен составить 600 мин.

При этом 300 мин должны выделяться на теледебаты, 200 мин – предоставляются трем партиям, а оставшиеся 100 мин – кандидатам на индивидуальные выступления. Таким образом, каждая партия получает по 66 мин 40 сек, а каждый кандидат – примерно по 14,5 мин.

Что касается бесплатной печатной площади, то, в соответствии со ст. 53, каждая из трех партий должна получить по 1/6 от общего объема, а каждый из 7 зарегистрированных кандидатов – по 1/14 от общего объема.

Бесплатный эфир и бесплатная площадь предоставляется партиям для проведения предвыборной агитации. При этом им запрещено (п. 3 ст. 51) использовать эти бесплатный эфир и площади для агитации за других кандидатов (т.е. за тех, которых они не выдвигали). Таким образом, партии обязаны использовать предоставленные им бесплатные эфир и площади именно для агитации за своих кандидатов, а также против других кандидатов (закон, правда, не запрещает использовать бесплатные эфир и площади для агитации “против всех”, но можно полагать, что в данной кампании такого не будет). Кроме того, закон прямо разрешает партиям предоставлять выделенное им бесплатное эфирное время выдвинутым им кандидатам.

Таким образом, получается, что партийные кандидаты получают в 5,6 раз больше бесплатного эфирного времени (на индивидуальные выступления) и в 3,3 раза больше бесплатной печатной площади, чем независимые.

3. Оценка

Очевидно, что обсуждаемые нормы были приняты для стимулирования участия партий в выборах (в т.ч. выборах Президента РФ). Однако так же очевидно, что в реальности стимулирующего действия не получилось. Если в выборах 1996 и 2000 гг. из, соответственно, 11 и 12 зарегистрированных кандидатов партиями были выдвинуты по 2, то на нынешних выборах – всего 3 из 7. Более того, если исходить из прогнозов, то из трех партийных кандидатов 2 являются аутсайдерами. Таким образом, выборы Президента 2004 г., как и предшествующие, получились по существу беспартийными.

Большинство парламентских партий приняли данные нормы с удовлетворением (“Яблоко” в лице Митрохина формально выступило против, но реально не боролось). Однако в выигрыше оказались лишь КПРФ и ЛДПР, но не “Единая Россия” и тем более не СПС.

Можно предполагать, что функционеры “Единой России” надеялись с помощью данных норм повлиять на выбор Путина, заставив его баллотироваться от этой партии. Очевидно, однако, что такие мелочи на Путина повлиять не могли. В результате данные нормы формально сработали против Путина, предоставив ему меньше бесплатного эфира и площади, чем Малышкину, Миронову и Харитонову. Правда, понятно, что для Путина вопрос об объеме эфира и площади, предоставляемых ему как кандидату, не является принципиальным. Возможно также, что выдвинувшие его “дублеров” ЛДПР и РПЖ воспользуются предоставленным им эфиром и площадями не для агитации за своих кандидатов, а для агитации против основных соперников Путина (т.е. будут подыгрывать Путину).

В то же время есть основание полагать, что идея этих норм исходила не от партийных функционеров, а от Центризбиркома, которому Администрация Президента дала задание усилить в законодательстве стимулирующее участие партий в выборах. И Центризбирком проявил в этом вопросе, как и во многих других, “усердие не по разуму”.

Аркадий Любарев
9 февраля 2004 г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев