Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Правовые проблемы проведения муниципальных выборов в Москве

Сроки проведения выборов

Выборы ныне действующих муниципальных Собраний проводились 19 декабря 1999 г. на основании Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" (утратил силу 26.07.2003). Согласно п. 3 ст. 5 этого закона срок полномочий советников – 4 года.

Согласно п. 1 ст. 43 Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" от 6.11.2002, представительные органы местного самоуправления (районные собрания), избранные населением до вступления в силу этого закона, осуществляют полномочия, установленные этим законом, до истечения срока, на который они были избраны (т.е. до 19 декабря 2003 г.).

Согласно п. 4 ст. 6 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы" от 11.06.2003 (вступил в силу 26.07.2003), днем голосования на выборах и в органы местного самоуправления в городе Москве является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который были избраны органы местного самоуправления в городе Москве предыдущего созыва. Исчисление срока, на который был избран соответствующий орган местного самоуправления, начинается со дня его избрания. Таким образом, выборы депутатов муниципальных собраний должны быть проведены 7 декабря 2003 г.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Таким образом, решение о назначении выборов депутатов муниципальных собраний должно быть принято не ранее 17 и не позднее 27 сентября 2003 г.

О возможности переноса выборов

Согласно п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, воля народа “должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах”. Согласно п. b ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, каждый гражданин должен иметь право и возможность “голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах”. Эти общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии с п. 1 ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются в РФ и являются составной частью ее правовой системы.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. № 7-П, “нарушением периодичности выборов является … несоблюдение законодателем субъекта Российской Федерации при назначении выборов конкретного срока, который определен им же как органом, уполномоченным осуществлять такое регулирование”.

С другой стороны, в этом же постановлении указывалось, что “проведение выборов в отсутствие соответствующей Конституции Российской Федерации и федеральным законам правовой базы … ставит под угрозу гарантии всеобщего и равного избирательного права и препятствует выявлению подлинной воли избирателей”. Однако в настоящее время нет оснований для утверждения об отсутствии правовой базы для проведения выборов, хотя существующая правовая база и несовершенна.

Согласно ст. 9 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, выборы органов местного самоуправления “являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные … законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований”.

Этот же закон предусматривает единственную возможность для переноса выборов.

“В целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования, а также в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти в одном и том же субъекте Российской Федерации, либо с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, либо с днем голосования на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом, допускается продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления” (п. 3 ст. 82).

“Продление или сокращение срока полномочий органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, осуществляется нормативным правовым актом муниципального образования… Выборы в … органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 мая 2004 года” (п. 4 ст. 82).

Вопрос о том, вправе ли муниципальное образование продлевать срок полномочий своих органов в целях совмещения с выборами в федеральный орган власти, если и без этого выборы этих органов совмещаются с выборами в другой федеральный орган власти, является спорным. С точки зрения духа закона, такой перенос должен рассматриваться как неправовой, поскольку продление срока полномочий избранного органа затрагивает избирательные права граждан и, следовательно, допустимо только по достаточно серьезным основаниям. Для переноса выборов с 7 декабря на 14 марта таких серьезных оснований нет.

Принятый во втором чтении Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не предусматривает (в отличие от текста этого закона, принятого в первом чтении) продления сроков полномочий органов местного самоуправления на переходный период. Кроме того, этот закон, по-видимому, будет опубликован и начнет вводиться в действие уже после 27 сентября 2003 г.

Определение и утверждение схемы избирательных округов

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и п. 4 ст. 12 "Избирательного кодекса города Москвы", схема избирательных округов должна быть определена избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов представительного органа местного самоуправления.

Согласно п. 7 ст. 12 "Избирательного кодекса города Москвы", схема избирательных округов должна быть внесена комиссией муниципального образования в представительный орган местного самоуправления не позднее чем за 70 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов представительного органа местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и п. 7 ст. 12 "Избирательного кодекса города Москвы", схема избирательных округов должна быть утверждена представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов представительного органа местного самоуправления. Если указанный орган не сделает это в установленный срок, решение о схеме округов принимает комиссия муниципального образования в соответствии с требованиями п. 3 ст. 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Если исходить из нормы "Избирательного кодекса города Москвы", согласно которой выборы должны быть назначены на 7 декабря 2003 г., то для определения схемы округов, ее внесения в муниципальное собрание и утверждения получаются, соответственно, следующие сроки: 9 июля, 19 июля и 7 сентября. Однако в связи с тем, что "Избирательный кодекс города Москвы" вступил в силу только 26 июля 2003 г., первые две даты не имеют силы. Срока определения схемы округов должен устанавливаться исходя из нормы п. 1 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, согласно которой выборы должны быть назначены не позднее чем за 65 дней до истечения срока, на который был избран соответствующий орган. Таким образом, до вступления в силу "Избирательного кодекса города Москвы" крайним сроком назначения выборов являлось 15 октября, а крайним сроком определения схемы избирательных округов – 27 июля.

Об избирательных комиссиях муниципальных образований

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и п. 5 ст. 14 "Избирательного кодекса города Москвы", выборы в органы местного самоуправления организует избирательная комиссия муниципального образования. Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и п. 5 ст. 14 "Избирательного кодекса города Москвы", полномочия этой комиссии могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию, сформированную в соответствии с требованиями нового законодательства, – решением МГИК, принятым на основании обращения муниципального собрания.

Ни федеральный, ни московский законы не оговаривают срок формирования избирательной комиссии муниципального образования, равно как и срок возложения ее полномочий на территориальную комиссию. Однако есть одно существенное требование: срок приема предложений по составу этой комиссии не может быть меньше месяца. Таким образом, сформировать ее в короткие сроки невозможно. Если объявление о приеме предложений в состав данной комиссии не будет опубликовано до 1 сентября, комиссия не может быть сформирована до начала избирательной кампании.

В настоящее время ни в одном муниципальном образовании Москвы не сформирована избирательная комиссия муниципального образования и ее полномочия не возложены на территориальную избирательную комиссию. По нашим данным лишь одно муниципальное собрание (Савеловское) приняло обращение в МГИК о возложении полномочий комиссии муниципального собрания на территориальную избирательную комиссию. Решения по этому вопросу МГИК еще не приняла.

Пункт 2 ст. 94 "Избирательного кодекса города Москвы" предусматривает, что “территориальные избирательные комиссии, сформированные в 1999 году по выборам советников районных собраний, осуществляют полномочия комиссий муниципальных образований до их формирования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса либо до возложения полномочий комиссий муниципальных образований на территориальные комиссии”. Таким образом, в настоящее время только эти комиссии вправе и обязаны определять схемы избирательных округов.

Согласно п. 5 ст. 24 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания данной избирательной кампании. Таким образом, если до момента официального опубликования решения о назначении выборов в муниципальном образовании не будет сформирована избирательная комиссия муниципального образования и ее полномочия не будут возложены на территориальную избирательную комиссию, сформированную в 2002 г., выборы должна будет организовывать территориальная избирательная комиссия, сформированная в 1999 г. Это может привести к осложнениям, так как составы территориальных комиссий 1999 и 2002 гг. частично перекрываются.

О численности депутатов муниципального собрания

Согласно п. 2 ст. 15 ныне действующего Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Московская городская Дума до сих пор не приняла Закон города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве" (проект внесен Мэром 18.03.2002, принят в первом чтении 10.04.2002, во втором чтении – 4.12.2002). Вследствие этого ни в одном муниципальном образовании Москвы нет зарегистрированного устава, а в большинстве вообще не принимался устав.

В этих условиях наиболее правомерный путь – использовать норму п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (см. последний раздел) и избирать то же число депутатов, которое было установлено для представительного органа местного самоуправления прежнего созыва.

Нынешняя численность муниципальных собраний определена постановлением МГД от 8.09.1999 № 84 "О численном составе советников районных Собраний, избираемых на выборах советников районных Собраний в городе Москве 19 декабря 1999 года".

Возможные действия в случае, если выборы не будут назначены

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и п. 10 ст. 6 "Избирательного кодекса города Москвы", если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в органы местного самоуправления в установленный законом срок, выборы назначаются и проводятся комиссией соответствующего муниципального образования в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия представительного органа местного самоуправления. Таким образом, если муниципальное собрание до 27 сентября не назначит выборы, избирательная комиссия сможет назначить выборы только на 4 или 11 января 2004 г.

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, если и избирательная комиссия не назначит выборы или если комиссия отсутствует, “выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, … прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции”. Закон не определяет, на какое число суд должен назначить выборы, однако очевидно, что и в данном случае должна действовать норма п. 2 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, согласно которой решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

О Федеральном законе "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"

Ныне действующая редакция Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" принята в 1998 г., и поэтому многие нормы этого закона противоречат Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и, в соответствии с п. 6 ст. 1 последнего, не могут применяться. Тем не менее важен дух этого закона и ряд норм, которые применять, хотя и с оговорками.

Ниже приводятся выдержки из этого закона.

"В субъектах Российской Федерации, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (п. 1 ст. 2).

"Верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Участие прокурора в деле обязательно" (п. 6 ст. 3).

"Дата проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления назначается судом в течение десяти дней со дня получения заявления прокурора или жалобы" (п. 7 ст. 3).

"Решение суда подлежит немедленному исполнению" (п. 8 ст. 3).

"Срок полномочий избираемых в соответствии с настоящим Федеральным законом депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления равен соответствующему сроку полномочий, установленному в уставе муниципального образования. Если устав муниципального образования не принят, не вступил в силу или если данным уставом не установлен срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то соответствующий срок полномочий определяется решением суда на основании нормативных правовых актов, в соответствии с которыми по решению суда будут проводиться выборы. Если в определенном судом нормативном правовом акте срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не установлен, то он определяется решением суда и составляет два года" (п. 11 ст. 3).

"Если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, в представительный орган местного самоуправления избирается то же число депутатов, которое было установлено для представительного органа местного самоуправления прежнего созыва, избранного не ранее 12 декабря 1993 года" (п. 1 ст. 4).

"Отсутствие закона субъекта Российской Федерации о порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, принятых в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также мотивированный отказ в государственной регистрации устава муниципального образования не могут быть основанием для признания неправомочными выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, если выборы проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принятым представительным органом местного самоуправления или населением муниципального образования на местном референдуме" (п. 1 ст. 6).

"Отсутствие уставов муниципальных образований, выборных органов местного самоуправления, муниципальной собственности или местного бюджета в муниципальных образованиях на момент рассмотрения дела в суде в случаях, если муниципальные образования были упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству, не может быть основанием для отказа суда в назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом" (п. 2 ст. 6).

"Со дня приема судом первой инстанции заявления прокурора, или жалобы гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалоб общественных объединений либо их региональных и местных отделений о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления и до вступления решения суда в законную силу не допускается упразднение, объединение или преобразование муниципального образования, изменение его территории или границ, изменение устава, а также правового положения муниципального образования, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления" (п. 3 ст. 6).

Любарев А.Е.
28 июля 2003 г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев