Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Порядок подсчета голосов по многомандатному округу в Избирательном кодексе города Москвы описан неточно

14 марта в Москве одновременно с выборами Президента РФ пройдут выборы депутатов муниципальных Собраний. В большинстве районов они пройдут по многомандатным избирательным округам.

Известно, что порядок подсчета голосов по многомандатным округам отличается от такового для одномандатных округов. Если избиратель имеет больше одного голоса, бюллетени невозможно сортировать. Процедура другая: содержимое бюллетеня оглашается, а отметки избирателя, содержащиеся в бюллетене, фиксируются в специальной таблице.

Новый федеральный закон "Об основных гарантиях ..." (2002 года) учел это обстоятельство и предусмотрел особую процедуру для многомандатных округов. Есть такая процедура и в Избирательном кодексе города Москвы. Однако она "слегка" сокращена по сравнению с процедурой, предусмотренной федеральным законом.

В федеральном законе написано следующее: "Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с предоставлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов" (п. 15 ст. 68). А в Избирательном кодексе (ч. 14 ст. 73) речь в соответствующем предложении идет только об оглашении содержания бюллетеня. Правда, в одном из предыдущих предложений говорится о необходимости представления бюллетеней для визуального контроля, но в том предложении речь идет о действиях при сортировке. Поэтому "искушенный" председатель УИК может толковать данный пункт закона так, что Избирательный кодекс не требует показа бюллетеней.

Между тем, при подсчете голосов по многомандатному округу показ бюллетеней принципиально важен. В случае одномандатного округа возможен дополнительный контроль: если бюллетень попал не в ту пачку, то это можно обнаружить и при подсчете бюллетеней в пачке, и даже после этого подсчета. Для многомандатного округа это невозможно: если член комиссии неправильно огласил содержимое бюллетеня и это прошло незамеченным, потом обнаружить ошибку уже не удастся.

Поэтому необходимо обратить внимание членов участковых комиссий и наблюдателей, что при подсчете голосов по многомандатному округу необходимо руководствоваться нормой федерального закона, который, как известно, является законом прямого действия.

Аркадий Любарев
13 марта 2004 г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев