win | koi8

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ПО ЗАКОНУ

Титульный лист


ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В МОСКВЕ ПРОХОДИТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ПО ЗАКОНУ

Наблюдения на этапе регитсрации

К концу октября в Москве в основном завершился этап регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы. Все, кто реально претендовал на звание кандидата, стали зарегистрированными кандидатами. На этих выборах впервые кандидатам можно было не заботиться о сборе подписей: если кандидат имел в своем избирательном фонде 83 тысячи рублей, то их можно было официально заплатить вместо подписей. Чем и не преминуло воспользоваться большинство московских кандидатов.

Два замечательных явления наблюдались в процессе регистрации.

Первое: некоторые кандидаты выложили на избирательный залог свои сбережения. Внесенный из собственных (по финансовому отчету) средств кандидата избирательный залог превышал в некоторых случаях вчетверо и более задекларированный доход кандидата.

Второе: несмотря на сопротивление москвичей сбору подписей, некоторые кандидаты (не самые бедные) собрали эти подписи очень аккуратно и быстро. Если читатель думает, что подписи покупались, он ошибается: бессмыслено платить большую сумму за противозаконное действие, если за ту же сумму можно зарегистрироваться совершенно законно. При объяснении этого феномена мы сталкиваемся с главным предметом нашей статьи - небольшими нарушениями, не замеченными окружными избирательными комиссиями.

Берусь утверждать, что быстрый сбор подписей некоторыми кандидатами - следствие ненавязчивой поддержки этих кандидатов со стороны исполнительной власти г.Москвы. Технология сбора подписей, использованная этими кандидатами, в значительной степени отличалась от технологии, применявшейся другими честными кандидатами (последние использовали, в основном, обход квартир). (Кстати, сообщаю будущим кандидатам, что технологию сбора можно определить непосредственно во виду подписных листов). Кандидаты, выдвинутые политическим движением “Отечество”, возглавляемым, как известно, руководителем московской исполнительной власти, не очень утруждали себя обходом квартир и сбором подписей на улице. Им в этом, оказывали содействие предприятия и организации, находящиеся на территории избирательного округа.

Руководители избирательного блока “Отечество-Вся Россия” жалуются на “незаконное вмешательство органов исполнительной власти в избирательную кампанию”. По-видимому, имеются ввиду те российские регионы, где губернаторы не принадлежат к этому блоку. Так и надо говорить: в Красноярском крае, мол, исполнительная власть незаконно вмешивается в выборы, а вот в Москве -законно. Что делается в Москве мне, как члену окружной комиссии по выборам депутата ГосДумы и председателю окружной комиссии по выборам депутата ГорДумы, известно не хуже руководства блока.

Прежде всего заметим, что по закону выборы организуются и проводятся избирательными комиссиями - органами формально независимыми от исполнительной власти. Мы уже неоднакратно писали о том, насколько сильно влияние московской исполнительной власти на формирование избирательных комиссий. Сформированные окружные избирательные комиссии имеют, мягко говоря, крен в сторону одной политической силы.

Легко предположить, что действия кандидата, поддерживаемого этой политической силой, по совместительству исполняющей обязанности государственной власти, будут находиться в течение всей избирательной кампании на грани закона. При таких условиях не может быть фактически соблюдено одно из важнейших требований избирательного законодательства - обеспечение равенства кандидатов, - что решительным образом повлияет на результат выборов.

Сюжеты, связанные с избирательной кампанией кандидата, поддерживаемого московской исполнительной властью, будут возникать неоднократно. Методы поддержки “своих” кандидатов московская исполнительная власть отработала на выборах в Московскую городскую Думу в 1997г. и на довыборах в ГосДуму в 1998г. В общем и целом, эти методы можно обозначить как “использование властных полномочий и ресурсов в избирательном процессе”; эти методы нелегко квалифицировать как нарушение закона, и существующие избирательные комиссии не смогут этого сделать. А даже если и смогут, то претензии можно будет предъявить скорее к должностным лицам, а не к кандидатам. Побочным итогом этой избирательной кампании будут административные взыскания или, наоборот, поощрения работникам Префектур и районных Управ.

Короткие заметки из одного московского избирательного округа

Приведем несколько сюжетов, касающихся непосредственно того избирательного округа, членом избирательной комиссии которого является автор этой публикации (204-й избирательный округ, в который входит восемь районов на юге Москвы). С самого начала избирательной кампании претензии предъявляются к одному и тому же кандидату. Это происходит отнюдь не в силу политической предвзятости избирательной комиссии, а в силу большого количества людей, фактически задействованных в избирательной кампании данного кандидата. (Какому политическому движению, кроме “Отечества” удалось бы за пару месяцев арендовать и обустроить в каждом районе города Москвы офисы районных отделений и навербовать тысячи сторонников?)

В сентябре-октябре в районных Управах проходят сборы местных отделений “Отечества” с целью “презентации” будущего (еще не подавшего документы в избирательную комисссию) кандидата. Сотрудники орготделов районных Управ содействуют организации этих встреч. В районе “Чертаново Северное” встреча проходит, “с особым цинизмом” - в помещении территориальной избирательной комиссии.

Местные газеты еще до выдвижения и регистраци кандидата, а затем и после регистрации усиленно расказывают о работе Контрольно-счетной палаты города Москвы, руководителем которой является кандидат. В газетах появляются его портреты.

Глава одной из Управ созывает “производственное совещание” руководителей предприятий не в районной Управе, а в штаб-квартире местного отделения “Отечества”. Там, как водится, в момент производственного совещания “случайно” оказывается будущий кандидат.

В школах оказываются “выкраденные из компьютера кандидата” (так - по представленному в окружную избирательную комиссию объяснению) анонимные листовки за будущего кандидата.

Подписи в поддержку кандидата собирают доброжелатели в поликлинике и “фонде социальной защиты населения”.

Крупные нарушения нельзя зафиксировать, а мелкие нарушения - не в счет

С кандидатом пока все. Продолжение последует…. Окружная избирательная комиссия не усматривает в перечисленных фактах нарушения закона, либо вообще считает их фактами недоказанными. Вышестоящая (то есть городская комиссия) и суд также посчитают данные сведения недостаточными для фиксации нарушений закона. Перечисленные действия, действительно лежат на грани избирательного законодательства. Но что интересно, именно эти “пограничные” действия решаюшим образом повлияют на результат выборов. Это очевидно всем, но невозможно доказать.

Другую категорию составляют нарушения, которые, наоборот, легко зафиксировать, но они вроде как не влияют на результаты выборов. Такие нарушения допущены в самое последнее время Московской городской избирательной комиссий.

Первое из них непосредственно связано с методами агитации, о которых говорилось выше. Ст.55 Закона РФ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” накладывает серьезные требования на средства массовой информации, учрежденные органами государственной власти и местного самоуправления или финансируемые более чем на 15 процентов из соответствующих бюджетов (такие СМИ должны “обеспечить кандидатам равные возможности агитации и предоставит им бесплатное эфирное время и печатную площадь”). Статья 37 Закона города Москвы “О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-Мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве” требует, чтобы городская избирательная комиссия до 9-го октября 1999г. опубликовала список таких СМИ в Москве. Вместо этого, городская комиссия опубликовала список студий телевидения и изданий, “обязанных бесплатно предоставлять эфирное время и выделять печатные площади для публикации материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных комиссий”, снабдив этот список комментарием: “По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ Москвы”. Чисто формально, МГИК нарушила Закон (не опубликовав требуемый список), а по сути избирателям подсунули другой список, в надежде, что те не разберутся. По сути есть большие подозрения, что в опубликованном списке “забыты” некоторые многотиражные издания, например, “совместное издание Правительства Москвы и редакции “Московская правда” “… Округ” (в каждом административном округе - свое название), распространяемый бесплатно в гигантских количествах.

Второе совсем недавнее нарушение, которое Московская избирательная комиссии считает, по-видимому, “незначительным” - передача открепительных удостоверений не в избирательные комиссии, а в Префектуры. Закон о выборах депутатов устанавливает (статья 72), что открепительные удостоверения являются документом строгой отчетности и передаются от вышестоящей комиссии нижестоящей комиссии по акту. Три миллиона открепительных удостоверений, изготовленных с несколькими степенями защиты, в соответствии с разъяснением ЦИК должны передаваться от комиссии субъекта Федерации (в нашем случае - от Московской избирательной комиссии) территориальным избирательным комиссиям по акту, подписываемому председателями или секретарями комиссий.

МГИК, по своей старой привычке общаться с нижестоящими комиссиями через органы исполнительной власти, передал открепительные удостоверения Префектурам, где они и находились до тех пор, пока их оттуда не забрали территориальные комисии. Практически в течение недели открепительные удостоверения находились в зданиях Префектур. Поскольку вместе с пачками открепительных в префектуры поступили и акты передачи, подписанные одной подписью (секретаря МГИК), постольку после раздачи по территориальным комиссиям акты передачи будут соответствовать требованиям закона - содержать обе подписи.

Произошедшее вызывает у разных людей разную реакцию. Многие (и что удивительно -большинство председателей избирательных комиссий) не видят в этом факте ничего страшного: рутинная операция передачи через помощника. Разве что-нибудь украли?…сфальсифицировали? Все по цифрам сходится. С моей точки зрения, такая аргументация свидетельствует лишь о колоссальной дистанции нашего государства от правового и о крайне низком уровне правосознания наших чиновников. Приблизительное выполнение закона там, где его можно исполнить точно, - провокация по отношению к гражданам.

Эта, скорее всего неосознанная, провокация дискредитирует выборы в глазах избирателя. Действия Московской избирательной комиссии через московскую исполнительную власть (или действия московской исполнительной власти через московскую комиссию?) являются традиционными, но на этот раз они оказались особо неловкими, поскольку сама власть является одной из политических сил, явно участвуя в выборах. Не показалось ли бы вам диким, если бы бюллетени неделю хранились в избирательных штабах КПРФ или ДВР?

Интересно, что скажет на этот раз принципиальный ЦИК?

Возврат на титульный лист | Что нового? | Федеральные списки | Законы о выборах | Ссылки | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Сведения о регистрации МОИ | Текущий архив | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta@.land.ea.ru.
Material Copyright © 1999 Лахта-М