Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

О перечне государственных и муниципальных СМИ, который должен быть опубликован избирательными комиссиями

Трудно переоценить воздействие средств массовой информации на итоги голосования, следовательно, и на состав избираемых органов власти. Роль СМИ давно осознана не только политтехнологами, но и самой властной элитой. Именно поэтому на рубеже веков мы наблюдали ожесточенный передел собственности на российские СМИ. В результате подавляющее большинство СМИ в той или иной степени оказалось зависимыми от органов власти; некоторые – официально и непосредственно, другие – косвенно, через административные рычаги.

В Москве, например, за период с 1996 года создана империя государственных СМИ, которые занимаются пропагандой достижений московской администрации, рассказывают жителям про неустанную заботу властей о гражданах, а перед выборами активно “информируют” граждан о положительных качествах определенных кандидатов или партии. В каждом из 10 административных округов города Москвы администрацией издается окружная газета, а в каждом из 125 районов – одна или несколько районных газет. Общий тираж издаваемых таким образом газет составляет 7 миллионов, то есть в среднем на каждого избирателя приходится по одной газете, которую он сам как налогоплательщик невольно и оплачивает.

Ситуация с подобного рода “бюджетными” СМИ различна в разных регионах страны: где-то их больше, где-то меньше. Понятно, что государственные СМИ должны быть объективны по отношению к участникам выборов. Избирательный закон содержит такое положение: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СМИ ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ равные условия кандидатам и избирательным объединениям (партиям). В частности, они обязаны предоставить фиксированные платные печатные площади и эфирное время для их агитационных материалов, а в большинстве случаев – также бесплатные печатные площади и эфирное время.

Таким образом, на государственные и муниципальные СМИ накладываются определенные обязательства по отношению к участникам выборов. При этом понятие государственных и муниципальных СМИ довольно четко определено частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Так, под государственными СМИ понимаются СМИ, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов оказывалась поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств федерального, регионального, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов имеется доля (вклад) Российской Федерации и (или) субъекта (субъектов) Российской Федерации. Аналогично определяются и муниципальные СМИ.

Чтобы участники выборов знали, какие СМИ являются государственными и муниципальными, закон обязывает избирательные комиссии публиковать перечни таких СМИ. Но делать они должны это “по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации”. ЗДЕСЬ-ТО И ЗАРЫТА СОБАКА! Орган исполнительной власти может “забыть” или “случайно” пропустить какие-нибудь государственные или муниципальные СМИ, а наши, страдающие то ли политическим инфантилизмом, то ли политической ангажированностью избирательные комиссии, не могут поправить этот орган исполнительной власти.

Заметим, что по определению, представленному выше, имеются 3 признака, по которым СМИ может быть причислено к государственным и муниципальным:

  • учредителем (или соучредителем) является государственный (муниципальный) орган или организация;
  • СМИ получало бюджетную поддержку в течение года, предшествовавшего началу избирательной кампании;
  • в уставном (складочном) капитале СМИ есть государственная (муниципальная доля).

Из этих трех признаков только первый может быть легко выявлен, и то – только для печатных СМИ. Остальные два требуют некоторых хлопот, получения дополнительных и не всегда легко добываемых сведений. И оказывается, что у регистрирующих органов может не быть этих сведений!

Еще одна трудность заключается в том, что на федеральных выборах (то есть на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ) перечень федеральных государственных СМИ публикует ЦИК РФ, а перечень региональных государственных и муниципальных СМИ публикуют избирательные комиссии субъектов Федерации. Наверное, они пользуются разными источниками, и оказывается, что часть крупных СМИ благодаря этому вообще не попадает ни в какой перечень!

Так появляются перечни государственных и муниципальных СМИ, которые содержат неполные данные. И СМИ, издающиеся на деньги налогоплательщиков, оказываются агитационными листовками одного избирательного штаба.

При этом ситуация повторяется от выборов к выборам (см. http://www.votas.ru/absurd_p.html, http://www.votas.ru/absurd.html, http://www.votas.ru/mos_smi.htm, http://www.votas.ru/smi.htm). Случилось это и на этих выборах.

ЦИК РФ 13 сентября опубликовала в “Российской газете” список федеральных государственных СМИ. До 15 сентября региональные комиссии опубликовали свои списки. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что ни в тот, ни в другие списки не попали газеты, которые по факту являются региональными, но в региональных органах регистрации числятся как федеральные (то есть, распространяемые на территории более чем половины субъектов Федерации). Среди таких газет были нами замечены по крайней мере три:

  • “Тверская, 13” - официальный орган московского Правительства,
  • “Метро” - газета, издаваемая Московским метрополитеном огромным тиражом, распространяемая бесплатно среди пассажиров московского метро и проводившая на выборах 2005 года беззастенчивую агитацию за “Единую Россию”,
  • а также газета “Советская Чувашия”, сейчас активно агитирующая за все-ту же партию.

По поводу первых двух газет запрос был направлен в Московскую городскую комиссию, по поводу “Советской Чувашии” - в ЦИК Чувашии. Из этих региональных комиссий были получены ответы о том, что газеты являются федеральными (см. ниже ответ из МГИК), хотя, конечно, трудно себе представить, как “Советская Чувашия” или “Метро” распространяется более чем в 43-х субъектах Федерации. И 5 октября ЦИК принял решение дополнить свой список “Тверской, 13” и “Советской Чувашией”.

Что же касается газеты “Метро”, то, по-видимому, она признана федеральной, но негосударственной (хотя из ответа МГИК этого не следует). Это означает, что перед этими выборами пакет акций газеты “Метро”, который ранее принадлежал московскому правительству, продан частному владельцу (по некоторым данным – очень близкой к московскому Правительству АФК “Система”). Тут-то и возникает второй вопрос, связанный с перечнями государственных и муниципальных СМИ.

Эти перечни в соответствии с законом должны содержать сведения не только об учредителях, но и о финансировании из бюджета, а также о доле уставного капитала, принадлежащего государству или местному самоуправлению. В действительности имеет смысл, чтобы регистрирующие органы представляли в избирательные комиссии такие сведения обо всех СМИ, чтобы избирательные комиссии сами формировали соответствующий перечень. Тогда, возможно, вопрос о газете “Метро” не возник бы, и мы бы просто знали, что эта частная газета по каким-то своим частным причинам ведет незаконную агитацию за одну из партий без оплаты из избирательного фонда. Но закон составлен таким образом, что участники выборов ВООБЩЕ НЕ МОГУТ ПРОВЕРИТЬ ПОЛНОТУ (И ЧЕСТНОСТЬ) ПУБЛИКУЕМОГО ПЕРЕЧНЯ. При этом оказывается, что перечень-то неполный.

В действительности некоторые региональные комиссии не опубликовали требуемые данные даже по тем СМИ, которые признаны ими государственными и муниципальными. Из имеющихся у нас сведений по 9 регионам (Читинская, Курганская, Ивановская, Воронежская, Архангельская области, Кабардино-Балкария, Чувашия, Ханты-Мансийский АО и Москва) в полном объеме данные опубликованы только в двух (Курганская и Архангельская области). В некоторых случаях указано, что отдельные данные отсутствуют, во многих случаях, в том числе,  в Москве - данные по финансированию и по доле в уставном капитале вообще не опубликованы.

Мне могут возразить, что эти данные не очень интересны участникам выборов. Это так, поскольку, как мы писали выше, интересны данные именно по неопубликованным СМИ. Но если уж, господа, вы делаете вид, что организуете выборы, то будьте добры соблюдать хоть букву закона.

В моем запросе в МГИК (см. http://www.votas.ru/zayav-b.html), помимо “Тверской,13” и “Метро” фигурировали еще 23 районные и окружные газеты, распространяемые точно таким же способом, как и признанные государственными (то есть, бесплатно и по почтовым ящикам избирателей), и замеченные на выборах 2005 года в назойливом “информировании” в пользу одной из партий. Из ответа МГИК ясно, что про восемь из них, оказывается просто “забыли”. Про остальные 15 написано, что они либо “не являются государственными”, либо “Управление не располагает данными о них”. Убедительно, да? Про финансирование и долю в уставном капитале в ответе МГИК вообще ничего не сказано, что, вообще говоря, является примером очередного бюрократического хамства.

Итак, стараниями граждан список федеральных СМИ уже дополнен двумя изданиями, а список московских СМИ – еще восемью изданиями. Уверен, что если бы наши граждане и участвующие в выборах партии реально интересовались выборами, то по стране можно было бы найти еще много государственных и муниципальных СМИ.

Исправлять очевидную халтуру государственных органов почему-то должны граждане, не имеющие, в отличие от государственных служащих, обязанных заниматься организацией выборов, акций ЗАО “Россия” и дочерних.

А.Бузин

Приложение. Ответ из МГИК

Члену Московской городской избирательной комиссии
 с правом совещательного голоса А.Ю.Бузину

Уважаемый Андрей Юрьевич!

В связи с Вашим обращением от 20 сентября 2007 года сообщаем следующее.

Московской городской избирательной комиссией 21 сентября 2007 года был направлен запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Центральному Федеральному округу (далее - Управление) по вопросу уточнения перечня региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, а также муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий.

28 сентября 2007 года был получен ответ на данный запрос, в котором были предоставлены дополнения к перечню региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, а также муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий по следующим периодическим печатным изданиям: "Коптево сегодня", "Вестник ВМО "Можайское" в городе Москве", "Муниципальный вестник "Фили-Давыдково", "Вестник "Западное Дегунино", "Муниципальный вестник "Беговое", "Вестник муниципального образования Текстильщики", "Вести Внуково", "Братеево".

Указанные дополнения к перечню региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, а также муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий будут опубликованы в установленном законом порядке.

В отношении остальных газет, указанных в запросе, Управление сообщает следующее.

Газеты "Тверская, 13" и "Метро" являются общероссийскими и включению в указанный перечень не подлежат.

Газеты "41", "Марьина роща", "Нагатинский Затон", "Обозрение -Бирюлево Западное", "Царицынский вестник", "Чертаново Южное", "Звездный бульвар", "Орехово-Борисово Южное" по данным управления являются негосударственными и включению в указанный перечень не подлежат.

Управление не располагает данными о газетах: "Вестник ЖКХ Лосиноостровского района", "Преображенский квартал", "На Варшавке -Нагорный район", "На Варшавке - Северное Чертаново", "На Варшавке -Центральное Чертаново", "Персей - Чертаново Северное", "Персей -Чертаново Центральное".

По сведениям Управления как самостоятельные периодические печатные издания зарегистрированы газеты "На Варшавке", "Персей", имеющие тематические вкладки с информацией по отдельным районам г. Москвы. Кроме того, в базе данных зарегистрированных средств массовой информации имеется газета "Квартал". Все указанные издания по данным Управления являются негосударственными и включению в перечень региональных государственных организаций телерадиовещания и региональных государственных периодических печатных изданий, а также муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий не подлежат.

Руководитель Рабочей группы
по информационным спорам
и иным вопросам информационного
обеспечения выборов В.В.Шуленин

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев