Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

В конце августа я, наконец, получил ответ из ЦИК РФ на свое письмо от 18 февраля (http://www.votas.ru/buz-chur.html). Напомню, что в нем я просил ЦИК обратить внимание на некоторые вопросы, которые регулярно вызывают трения между «неадминистративными» участниками выборов и «независимыми» избирательными комиссиями.

В письме поднимались вопросы:

- о голосовании студентов;

- об использовании Интернета  в агитации;

- можно ли демонстрировать фильмы и проводить концерты при проведении агитации;

- можно ли проводить собрания избирателей без предварительного уведомления:

- о распределении зарплат в избиркомах;

- о фото- и видеосъемке на участках;

- является ли увеличенная форма протокола документом комиссии?

- о незаконных удалениях наблюдателей;

- об ответственности за неправильное заверение протокола;

- об ознакомлении со списками избирателей и другие вопросы, связанные с днем голосования и подведением итогов.

  Ниже я привожу ответ ЦИК РФ с моими комментариями (даны в квадратных скобках красным цветом). Некоторые из ответов могут оказаться полезными для независимых (не поддержанных администрацией) кандидатов.

  А.Бузин

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Большой Черкасский переулок, дом 9, Москва, 109012, телефон (495) 606-42-58, факс (495) 606-97-69

А.Ю. Бузину

E-mail: abuzin@votas.ru

Уважаемый Андрей Юрьевич!

В связи с Вашим обращением, поступившим в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, сообщаем, что вопросам, затронутым в Вашем обращении, ЦИК России уделяет самое серьезное внимание. Данные проблемы были предметом неоднократных разъяснений со стороны ЦИК России.

Пункт 1.1 обращения. [В этом пункте я просил ЦИК еще раз разъяснить, включаются ли в список избирателей студенты, живущие в общежитиях. Опыт показывает, что избиркомы в этом отношении действуют не по закону, а исходя из целесообразности. Когда это выгодно администрации (например, надо повысить явку) – включают, когда не выгодно (исходя из настроений студентов) – не включают.

Включение студентов, проживающих в общежитиях – компетенция регионального законодателя (о чем, собственно и пишет Чуров). Обычно в региональных законах (например, в московском) написано следующее: «Избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту жительства в общежитиях (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения)». А избиркомы плохо понимают (или не хотят понимать), что «место жительства» - это то, что указано в паспорте. У большинства студентов – временная регистрация, а не место жительства в общежитии. Тем не менее, они попадают в списки.

При этом иногда оправданием служит п.17 ст.17 Закона о гарантиях: «Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания…, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.». По этому пункту любой студент, временно зарегистрированный в общаге, может попасть в список.

Ну и получается вместо закона – указание администрации.]

Вопрос, поднятый в пункте 1.1 Вашего обращения, был предметом неоднократных разъяснений, как на проводимых ЦИК России обучениях руководителей избирательных комиссий, так и в направляемых в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации письмах. Кроме того, избирательная комиссия, организующая соответственно региональные или муниципальные выборы, по рекомендации ЦИК России принимает инструкцию по вопросам составления, уточнения и использования списков избирателей.

Кроме того, понятие места жительства и порядок включения в списки избирателей отдельных категорий избирателей по месту пребывания подробно разъяснялись в комментарии к Федеральному закону
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», значительное число материалов размещалось на сайте ЦИК России.[Это, конечно, преувеличение. В комментариях не проясняется то противоречие, которое отмечено ниже.]

Вместе с тем, хотим обратить Ваше внимание на то, что порядок наделения активным избирательным правом граждан Российской Федерации и включения их в списки избирателей по месту пребывания (в том числе избирателей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях и зарегистрированных по месту пребывания в общежитиях) на региональных и муниципальных выборах определяется соответствующими законами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4 и пункт 4 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При этом регулирование указанных вопросов в субъектах Российской Федерации имеет существенные различия. Например, законы некоторых субъектов Российской Федерации наделяют активным избирательным правом граждан, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии, даже если их место жительства находится за пределами избирательного округа.[Вот и загоняют студентов голосовать, как в Иваново в марте 2010 года. Там законом предусмотрено голосование студентов по месту временного пребывания не только на региональных, но и на муниципальных выборах (то есть студент голосует за депутата, который, скорее всего выдвигается не в том месте, где будет жить студент)].

 

Пункт 1.2 обращения.

По вопросу, затронутому в пункте 1.2 Вашего обращения полагаем, что в отношении агитационных материалов, размещаемых на Интернет-ресурсах, не зарегистрированных в качестве СМИ, действует норма подпунктов «в» и «г» пункта 3 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым предвыборная агитация может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами. Согласно пункту 5 статьи 48 указанного Федерального закона расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке.

Эта позиция неоднократно воспроизводилась в методических материалах, в том числе размещенных на официальном сайте ЦИК России (в частности, в брошюре: Гришина М.В., Головин А.Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. - М., 2007. С.74-75).

[Это ответ пустой, поскольку совершенно непонятно, как считать расходы на Интернет. Что такое расходы на размещение агитации в собственном блоге? Судить, как Брагина в Ульяновске будут только нежелательных кандидатов.

А я в своем письме предлагал ЦИКу четко выразиться, что к агитации в Инет (за исключением агитации на сайтах, зарегистрированных как СМИ) не могут быть предъявлены претензии в финансовой части. ]

Пункты 1.3,1.4 обращения.

В пунктах 1.3 и 1.4 обращения затронуты вопросы, связанные с порядком проведения предвыборной агитации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация кроме указанных данным Федеральным законом способов может проводиться и другими методами. В частности, при проведении кандидатом встречи с избирателями также могут демонстрироваться фильмы, спектакли, концерты, если проведение данных мероприятий оплачено из средств соответствующего избирательного фонда и их содержание не противоречит законодательству Российской Федерации. [!!! Важное утверждение. А то некоторых кандидатов и за это снимают. ]

Что касается проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, то в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направление предварительного уведомления органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в этом случае не требуется, следовательно, отсутствие такого уведомления не является основанием для запрета или прекращения собрания [!!! Суйте это милиционерам под нос, когда они будут разгонять Вашу встречу с избирателями. Но о пикетах по сбору подписей придется позаботиться].

 

Также следует отметить, что законодательством Российской Федерации установлены гарантии прав участников избирательного процесса, включая механизм их защиты. В случае неправомерного вмешательства в публичные агитационные мероприятия, создающего препятствие для осуществления избирательных прав, участники избирательного процесса вправе обратиться в правоохранительные органы или суд для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1.5 обращения. [Вопрос о зарплате в комиссиях возник из-за многочисленных жалоб со стороны членов комиссий на то, что председатели распределяют зарплатные деньги как хотят. Ответ ЦИК правильный: в действительности организующая выборы комиссия обычно принимает решение о том, какие зарплатные коэффициенты устанавливаются обычным членам комиссии по отношению к председателю. Так что, если Вам выдали существенно меньше, чем другим членам комиссии, обращайтесь с жалобой в организующую комиссию]

По вопросу выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену комиссии с правом решающего голоса за работу в комиссии следует отметить, что в соответствии с пунктом 17 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» размеры и порядок выплаты устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Так, в период подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 гг. в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, а также федеральных законов «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральной избирательной комиссией Российской Федерации приняты постановления от 12.09.2007 № 29/206-5 и от 13.12.2007 № 73/598-5, которыми утверждены размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий на соответствующих федеральных выборах, в том числе установлен предельный размер и порядок выплаты вознаграждения.

Пункт 1.6 обращения. [!!! Это о том, что наблюдателям, членам комиссии с правом совещательного голоса можно фотографировать и производить фотосъемку. Скопируйте письмо Чурова, которое приведено ниже, и предъявляйте его, когда Вас за фотографирование будут удалять из помещения для голосования.]

По пункту 1.6. Вашего обращения сформирована правовая позиция, которая неоднократно отражалась в письмах Председателя ЦИК России В.Е. Чурова, в том числе размещаемых на сайте ЦИК России (копия письма прилагается).

 

Пункт 2.1 обращения. [Вопрос был о практике незаконного удаления наблюдателей и членов комиссий]

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первом полугодии 2010 года проанализированы причины и основания удаления из помещения для голосования наблюдателей, отстранения членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса от выполнения своих полномочий на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления административных центров и городских округов, состоявшихся в субъектах Российской Федерации 11 октября 2009 года и 14 марта 2010 года.

Указанная информация размещена на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. [Культурные люди дают в этом случае ссылку. Вот я ее и дам: http://www.cikrf.ru/newsite/news/actual/2010/07/29/info.jsp. В  этом документе сказано, что случаи удаления наблюдателей немногочисленны, а все решения принимались на основе закона.  Вот так! Не верьте воплям врагов нашего государства, которые говорят о массовых и незаконных удалениях наблюдателей. Большая часть документа посвящена отчету, какие замечательны просветительские меры предпринимали региональные избиркомы. В частности Мосгоризбирком и Избирком Ростовской области, где, как врут наблюдатели, творился беспредел.]

Пункт 2.2 обращения. [Я писал в ЦИК о том, что в УИКах не умеют заверять копии протоколов, после чего представленные в суд протоколы не принимаются как неправильно заверенные. Просил ЦИК еще раз обратить внимание комиссий на тот факт, что закон возлагает отвественность за заверение протоколов на комиссии, а не на наблюдателей].

Порядок оформления и выдачи заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборах или референдума установлен пунктом 12 статьи 30 и пунктом 29 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», в котором также упоминается об ответственности за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, лица, заверившего указанную копию протокола.

Данный вопрос подробно регулировался в постановлениях ЦИК России от 28 июня 2007 года № 18/153-5 и от 8 июня 2007 года № 15/128-5, которыми утверждались инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении федеральных выборов.

Кроме того, постановлением ЦИК России от 30 сентября 2009 года № 174/1225-5 избирательным комиссиям муниципальных образований столиц (административных центров) субъектов Российской Федерации при содействии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в период подготовки и проведения избирательных кампаний предписано обратить особое внимание на обучение членов участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием подготовленного ЦИК России учебно-методического фильма «Порядок выдачи копии протокола участковой избирательной комиссией об итогах голосования наблюдателям».

Пункт 2.5.1 обращения.

Порядок действий участковой избирательной комиссии в день голосования (до начала голосования, непосредственно в период голосования и при подсчете голосов) четко определен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом право наблюдателя знакомиться со списками избирателей, участников референдума, установленное подпунктом «а» пункта 9 статьи 30 данного Федерального закона, не нуждается, по нашему мнению, в дополнительном разъяснении. [Я как раз и написал в письме, что нуждается! Хотя ознакомление со списком – право наблюдателя, в законе не сказано, когда это право может быть реализовано. Из-за этого наблюдателям часто не дают познакомиться со списком до начала голосования, а именно тогда интересно посмотреть, нет ли в списке каких-нибудь пометок. В общем, вопрос остался без ответа. В следующем абзаце указано, что в Рабочем блокноте по выборам депутатов Госдумы 2007 года предусмотрено предъявление списков перед началом голосования (ну да, с моей подачи, между прочим, и вставили). Да кто же его использует? Он ведь для выборов 2007 года!]

Необходимо отметить, что в Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2 декабря 2007 года подробно изложены все действия участковой избирательной комиссии перед началом голосования, в том числе предъявление списка избирателей присутствующим наблюдателям. Вопросы, связанные с порядком хранения увеличенных форм протокола участковой комиссии об итогах голосования и сводной таблицы (пункт 1.7 обращения), заполнения увеличенной формы протокола участковой комиссии об итогах голосования в процессе подсчета голосов избирателей и увеличенной формы сводной таблицы по соответствующей территории при передаче протоколов участковых комиссий в вышестоящую избирательную комиссию (пункты 2.3 и 2.4 обращения), предъявления к осмотру и опечатывания пустых ящиков для голосования перед началом голосования (пункт 2.5.2 обращения), были урегулированы в соответствующих нормативных актах ЦИК России при проведении федеральных выборов 2007-2008 годов [Во-во, тогда все урегулировали, и тогда же избиркомы это проигнорировали, а теперь вообще забыли за давностью.], а также будут рассмотрены ЦИК России при разработке проектов нормативных и иных актов (документов), обеспечивающих реализацию положений федеральных законов от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

 

Также информируем Вас о том, что Ваши предложения направлены в соответствующие секции Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для рассмотрения и подготовки возможных рекомендаций

В.Е.Чуров

[С одной стороны, всякие рекомендации ЦИК РФ участковым комиссиям по барабану. Делать они будут то, что скажет куратор из администрации. С другой стороны, перед председателем региональной комиссии или ТИК можно вовремя помахать этими рекомендациями и добиться определенного эффекта. Так что, кое-какую пользу из этого ответа извлечь можно.]

_____________________________________________________________________________________

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

______________ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ____________

Большой Черкасский переулок, дом 9, Москва, 109012, телефон (495) 606-42-58, факс (495) 606-97 69

 

На _________ от______                                               Депутату Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Ю.В. Афонину

Копия: Председателю Избирательной комиссии Тульской области

В.А. Федосеевой

Уважаемый Юрий Вячеславович!

На Ваше обращение от 26 февраля 2010 года №АЮВ-767, поступившее в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, сообщаем следующее.

В положениях Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) отсутствует запрет на ведение фото- и видеосъемки процесса голосования наблюдателями и представителями средств массовой информации.

Наблюдатели вправе производить фото- и видеосъемку процесса голосования, в том числе процесса выдачи избирательными комиссиями избирательных бюллетеней, не допуская вмешательства в деятельность

избирательных комиссий (пункт 7 статьи 3 Федерального закона) и не нарушая принцип тайны голосования (статья 7 Федерального закона), а также законодательства о персональных данных, то есть наблюдателям запрещается производить съемку паспортных данных лиц, получающих бюллетени для голосования, мест, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, списка избирателей, заполненных избирательных бюллетеней.

Исходя из пункта 11 статьи 30 Федерального закона представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе производить фото- и видеосъемку процесса голосования, в том числе процесса выдачи избирательными комиссиями избирательных бюллетеней.

Закрытый перечень полномочий наблюдателей предусмотрен пунктом 9 статьи 30 Федерального закона. Подпунктом «б1» пункта 9 статьи 30 Федерального закона установлено право наблюдателей непосредственно наблюдать за процессом выдачи избирательными комиссиями бюллетеней избирателям. Вместе с тем, право выдавать избирателям бюллетени, в том числе, включающее в себя право видеть паспортные данные избирателя, получающего бюллетень для голосования, сравнивать указанные данные с данными в списке избирателей, не относится к правам наблюдателя (подпункт «а» пункта 10 статьи 30 Федерального закона).

Также следует учитывать положения подпункта «е» пункта 10 статьи 30 Федерального закона, запрещающие наблюдателю совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.

 

 

В.Е. Чуров

 

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев