Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Разъяснения по вопросам, связанным с определением схемы избирательных округов по выборам депутатов муниципальных Собраний в г. Москве

В соответствии с федеральным и московским законами выборы депутатов представительных органов местного самоуправления могут проводиться как по одномандатным, так и по многомандатным округам. Не запрещено и совмещение многомандатных и одномандатных округов. Однако при этом необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с новеллами избирательного законодательства.

1. Сроки и порядок определения и утверждения схемы избирательных округов

1.1. Исходя из даты выборов 14 марта 2003 г. (которая вытекает из Федерального закона О выборах Президента Российской Федерации”) и требований п. 2 ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, срок назначения выборов – не ранее 24 декабря 2003 г. и не позднее 3 января 2004 г. Исходя из 3 января как крайнего срока назначения выборов, получаются следующие сроки:

  • определение схемы избирательных округов избирательной комиссией муниципального образования (или комиссией, на которую возложены ее полномочия) – не позднее 15 октября;
  • внесение схемы избирательных округов в муниципальное Собрание – не позднее 25 октября;
  • утверждение схемы избирательных округов муниципальным Собранием – не позднее 14 декабря.

1.2. Муниципальное Собрание вправе вносить поправки в представленную избирательной комиссией схему (п. 2 ст. 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и п. 7 ст. 12 “Избирательного кодекса города Москвы”.

2. Численный состав представительного органа местного самоуправления

2.1. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

2.2. Если в муниципальном образовании устав не принят, не вступил в силу или признан судом не действующим и не подлежащим применению, численный состав представительного органа местного самоуправления определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, то есть избирается то же число депутатов, которое было установлено для представительного органа местного самоуправления прежнего созыва.

2.3. Часть 2 ст. 12 Закона города Москвы “Об организации местного самоуправления в городе Москвеустанавливает рамки численного состава муниципального Собрания. Однако п. 7 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, что численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования. Этот пункт содержит лишь одно ограничение: численность депутатов не может быть менее 10 человек.

В силу п. 2 ст. 83 и п. 2 ст. 84 указанного федерального закона численность депутатов представительного органа местного самоуправления, дата выборов которых назначена после 8.10.2003, должна соответствовать требованиям ст. 35 этого закона. Таким образом, требования закона города Москвы о числе депутатов муниципального Собрания не имеют силы.

2.4. Поскольку обоснованных критериев для установления той или иной численности депутатов муниципального Собрания нет, рекомендуется при определении численности учитывать в первую очередь проблемы, возникающие в связи с нарезкой избирательных округов.

3. Число голосов у избирателя

3.1. Ни федеральный, ни московский законы не определяют, сколько голосов имеет избиратель при голосовании по многомандатному округу. Для того, чтобы не оставлять пробела, рекомендуется отрегулировать этот вопрос в уставе муниципального образования.

Мировая практика знает два варианта решения этого вопроса:

  • число голосов равно числу мандатов (блоковая система”);
  • число голосов меньше числа мандатов (система “ограниченного вотума”, вариант, когда избиратель имеет только один голос, носит название системы единственного непередаваемого голоса”).

В нашей стране в период с 1993 по 2000 гг. использовалась “блоковая система. После 2000 г. начала использоваться и система “ограниченного вотума”, в том числесистема единственного непередаваемого голоса (например, на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области и Мурманской областной Думы в 2001 г.).

Система ограниченного вотума” считается полупропорциональной и более демократичной чем “блоковая”, поскольку в большей степени учитывает волеизъявление меньшинства.

3.2. Если для выборов в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с одинаковым числом мандатов, то в соответствии с традицией наиболее разумно установить, что число голосов равно числу мандатов.

3.3. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, то, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, каждый избиратель имеет равное число голосов. Эта норма принята в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 4-П от 23 марта 2000 г.

Учитывая эту норму, рекомендуется не образовывать избирательные округа с разным числом мандатов без крайней необходимости.

Если все же образуются избирательные округа с разным числом мандатов, рекомендуется предоставлять избирателю число голосов, равное числу мандатов в наименьшем избирательном округе.

3.4. Следует также иметь в виду, что для случая, когда избиратель имеет меньшее количество голосов, чем число мандатов в избирательном округе, п. 5 ст. 70 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусматривает новый порядок определения результатов выборов: кандидат считается неизбранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на количество голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе”. Например, если в двухмандатном округе избиратель имеет только один голос, кандидат должен получить больше голосов избирателей, чем половина голосов “против всех”.

4. Прочие требования к многомандатным округам

4.1. Число мандатов в многомандатном округе не может быть больше 5. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка (п. 8 ст. 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”). Для Москвы указанное исключение может относиться только к муниципальному образованию Молжаниновское”.

4.2. Пункт 13 ст. 71 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации запретил институт резервных депутатов. Теперь мандат, освободившийся в результате прекращения полномочий депутата, может быть замещен только в результате дополнительных выборов. В то же время дополнительные выборы в многомандатном округе должны проводиться только если в округе замещено менее двух третей мандатов (п. 9 указанной статьи). Таким образом, для трех-, четырех- и пятимандатных округов выбытие одного депутата не влечет назначение дополнительных выборов.

5. Достоинства и недостатки одномандатных и многомандатных округов

5.1. Многомандатные округа дают преимущество тем, кто известен на всей территории муниципального образования или на большой ее части. Одномандатные округа дают преимущества тем, кто известен в пределах одного–двух домов.

5.2. В одномандатном округе на одного депутата приходится меньше избирателей. С другой стороны, в многомандатном округе у избирателя несколько депутатов, а значит – больше шансов, что у избирателя будет депутат, который ему нравится, которому он доверяет и к которому он готов обращаться.

5.3. Представим, что в одном доме есть три активиста. Они дружны и могли бы составить единую команду. Но, если выборы проводятся по одномандатным округам, они должны либо конкурировать между собой, либо двоим из них приходится баллотироваться в другом округе, где их не знают или знают гораздо хуже. А в трехмандатном округе они могли бы рассчитывать победить вместе.

5.4. На выборах советников районных Собраний в 1997 г. средний конкурс по Москве составлял 2,8 кандидата на один мандат. На выборах 1999 г. – 2,4 кандидата на мандат. В 25% округов конкурс был меньше 2. На выборах 2004 г. конкурс может быть еще ниже. Это значит, что в случае проведения выборов по одномандатным округам выборы во многих округах будут безальтернативные. И хотя закон позволяет проводить безальтернативные выборы в органы местного самоуправления, такие выборы нельзя считать нормальными.

5.5. Одномандатные округа сложнее нарезать, учитывая требования закона о том, что отклонение численности избирателей в округе от средней нормы представительства не должно превышать 10% (для многомандатных округов аналогичная норма относится к числу избирателей, деленному на число мандатов). Поэтому для районов, где преобладают большие дома, при образовании одномандатных округов неизбежно придется резать дома. Необходимо также соблюдать требование закона, согласно которому границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. При этом в целях удобства избирателей желательно еще и учитывать исторически сложившиеся границы избирательных участков.

5.6. Многие микрорайоны (кварталы) по численности избирателей соответствуют двух- или трехмандатному округу.

5.7. Учитывая вышеизложенное, оптимальными представляются двух- или трехмандатные округа. Однако решение необходимо принимать исходя в первую очередь из местных условий.

Любарев А.Е.
19.10.2003

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев