Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

Rambler's Top100

Предстоит формирование окружных и территориальных избирательных комиссий

В соответствии со ст. 14 московского закона о выборах перед выборами депутатов МГД должны быть заново сформированы 35 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов МГД. Предложения по кандидатурам должны быть поданы в Мосгордуму не позднее чем за 80 дней до дня голосования, т.е. не позднее 26 сентября. МГД должна принять решение о формировании комиссий не позднее чем за 65 дней до дня голосования, т.е. не позднее 11 октября. Только после того, как эти комиссии будут сформированы, можно будет начать выдвижение кандидатов.

Иная ситуация предусмотрена в законе для территориальных избирательных комиссий. Перед выборами Мэра Москвы и советников в 1999 г. были сформированы ТИКи со сроком полномочий 4 года. Согласно п. 4 ст. 15 московского закона о выборах, на эти комиссии МГИК может возложить и полномочия по проведению выборов депутатов МГД. Однако тот же пункт дает возможность МГИК принять и иное решение – о формировании отдельных ТИК по выборам депутатов МГД.

Таким образом, МГИК должен принять одно из двух решений – либо о возложений полномочий по выборам депутатов МГД на ТИКи по выборам советников, либо о формировании ТИК по выборам депутатов МГД в новом составе. Этот вопрос и был рассмотрен на заседании МГИК 30 августа перед утверждением Календарного плана мероприятий по выборам депутатов МГД.

Казалось бы, проще было возложить полномочия на действующие ТИКи, лишь заменив в них выбывших членов. Автор этих строк склонялся именно к такому решению. Во-первых, я считаю, что избирательные комиссии должны быть более профессиональными. Поэтому ТИКи нужно формировать на определенный срок (например, на 4 года), и эти ТИКи в течение этого срока должны проводить все выборы и референдумы на данной территории. Во-вторых, я считаю нецелесообразным существование в одном районе одновременно двух ТИКов, которые, как показывает опыт, состоят в основном из одних и тех же людей, но формально между собой никак не связаны. Если одну из этих ТИК приходится привлекать к ответственности, то другая оказывается как будто ни при чем (как в Марьино, где ТИК сфальсифицировала результаты дополнительных выборов 16 апреля 2000 г.).

Но эти соображения при решении вопроса о ТИКах оказались не главными. А главным был вопрос о партийном представительстве. В сформированных в октябре 1999 г. ТИКах есть представители уже несуществующего движения "НДР", но нет представителей "Единства" и "СПС" (хотя в них есть представители "ДВР", составившей в Москве костяк "СПС") и мало формальных представителей "Отечества" (хотя большинство членов ТИК подобраны московской властью и, следовательно, лояльны "Отечеству"). И представители партий однозначно высказались за формирование новых ТИК, состав которых должен отражать новые политические реалии.

Нельзя сказать, что такая позиция абсолютно логична. Никто ведь не требует формировать заново МГИК из-за того, что в ней есть представитель "НДР", но нет представителя "Единства" (с правом решающего голоса). Неужели же так принципиально иметь представителей "Единства" в ТИКах, которые кандидатов в депутаты МГД не регистрируют, а играют на этих выборах в основном техническую роль?!

Были и другие соображения. О том, что некоторые представители партий плохо работали, и их желательно заменить. Вот здесь, мне кажется, кроется большая опасность. Боюсь, что заменить хотят не только тех, кто не участвовал в работе комиссии (а такие, безусловно, были), но и тех, кто активно работал и добивался строгого соблюдения закона и обеспечения равенства кандидатов.

Есть и еще одно опасение. Число членов ТИК по закону – не более 11. Для выборов депутатов МГД так много не нужно; скорее всего ТИКи будут сформированы в составе 9 членов. В этом случае партийная квота – 3 человека. А фракций в Государственной Думе – 6. Если все они выдвинут своих представителей, районные Собрания будут иметь возможность отвергнуть половину. Будут ли они это делать, исходя из личных качеств кандидата или из его партийной принадлежности? Не окажется ли так, что большинство районных Собраний отвергнет представителей определенных партий?

Тем не менее решение о формировании ТИК по выборам депутатов МГД в новом составе принято. Сроки также определены. Любопытно, что в п. 4 ст. 15 московского закона, на основании которого будут формироваться ТИКи, никакие сроки не оговорены. Поэтому приходится руководствоваться сроками, указанными в п. 1 данной статьи, хотя этот пункт относится к совсем другому случаю.

Итак, предложения по кандидатурам в состав территориальных комиссий следует направлять в районные Собрания не позднее 26 сентября. Районные Собрания должны сформировать ТИКи не позднее 6 октября.

Я призываю политические партии и общественные организации серьезно подойти к вопросу о формировании окружных и территориальных избирательных комиссий: предложить в состав этих комиссий грамотных и ответственных людей, которые могли бы обеспечить проведение честных выборов депутатов МГД.

Любарев А.Е.
член МГИК с правом
совещательного голоса

30.08.2001

Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик

This document maintained by lahta-m@.votas.ru.
Material Copyright © 1999 Лахта-М