|
|
|
НЕ ДАЙ СЕБЯ ОБЖУЛИТЬ!Мы решили честно подсчитать голоса на выборах в МосгордумуИзбирательные комиссии делают вид, будто честным выборам вредят только сами кандидаты и их грязные технологии. "Защищая" нас от риска избрать недостойного (или кому-то неугодного) кандидата, избиркомы отказывают кандидату в регистрации или отменяют ее. Поводов для этого в законе множество. Например, губернатор Руцкой был снят с выборов за то, что указал жилую площадь квартиры вместо общей. Хотя в законе не указано, о какой площади надо сообщать. В новом варианте закона о выборах эта ловушка осталась. Одного кандидата можно снять за то, что указал жилую площадь вместо общей, другого - за то, что указал общую вместо жилой. Главная угроза честности выборов - другая. Но о ней молчат. Речь идет о честности подсчета голосов. В 2000 году в Москве зафиксированы случаи фальсификаций при подсчете голосов в районах Марьино и Орехово-Борисово Северное. Закон о выборах Московской городской Думы составлен так, что позволяет сфальсифицировать итоги голосования даже в присутствии множества наблюдателей. На деле эти наблюдатели лишены права наблюдать. В законе говорится лишь, что результаты подсчета (честного ли?) заносятся в увеличенную форму протокола. Наблюдателям предписывается смотреть именно на него. Хотя в законе есть глава “Общественный контроль за проведением выборов”, но даже там о контроле правильности подсчета нет ни единого слова. О праве кого-либо, даже председателя комиссии, проконтролировать, правильно ли подсчитаны голоса в данной пачке бюллетеней, закон умалчивает. Джентльменам из избирательной комиссии полагается верить на слово. Нужен открытый подсчет голосов, честность которого очевидна. Вместо этого закон предписывает странную процедуру. Наблюдателям демонстрируют кучу бюллетеней перед их подсчетом, при сортировке. То есть наблюдателям показывают, что в высыпанной из урны куче бюллетеней есть бюллетени за Иванова, есть и за Петрова. А вот убедиться в том, что бюллетень за Иванова окажется в пачке именно Иванова и будет сосчитан правильно, наблюдателям не удастся. Бюллетень за Иванова вполне может оказаться в пачке Петрова. Причем совершенно незаметно для наблюдателей. Для фальсификации не обязательно вбрасывать лишние бюллетени и подделывать подписи избирателей. При подсчете нужному кандидату можно просто приписать лишнюю сотню голосов, а у ненужных кандидатов эту же сотню (или даже больше) вычесть. Никакие контрольные соотношения (так и не описанные в законе) эту фальсификацию не обнаружат. Именно к такой фальсификации ненавязчиво подталкивает учебный фильм для участковых комиссий, выпущенный Центризбиркомом в 2000 году. Возможность обеспечить честный подсчет все же есть. Под давлением международного общественного мнения в избирательный закон были включены очень важные права наблюдателей и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Но чтобы их не применяли на практике, законодатели “спрятали” эти нормы в первой, декоративно-декларативной части закона. Избирательные комиссии тоже стараются об этих правах не вспоминать. В той части закона, которая описывает порядок подсчета голосов, никаких следов этих прав нет. Но эти нормы закона могут и должны действовать. Полгода назад прошли выборы губернатора в Приморье. О сенсационной победе никому не известного Дарькина сообщали все СМИ. Другая сенсация прошла незамеченной. Впервые в истории России избирательная комиссия Приморского края приказала участковым комиссиям считать голоса избирателей действительно честно. Это решение было принято Приморской комиссией под давлением большинства кандидатов. Они заявили, что готовы обратиться к комиссии с требованием обеспечить честный подсчет. Если бы Приморская комиссия отказалась - последовало бы публичное заявление кандидатов о том, что Приморская комиссия отказывается считать честно. Этот назревающий скандал показался комиссии недопустимым. И Приморская комиссия вынуждена была установить порядок честного подсчета. Сейчас принято подсчитывать одновременно пачки бюллетеней многих кандидатов. Причем без перекладывания бюллетеней, а лишь отгибанием их уголков. Так считают деньги. При таком способе подсчета даже честно считающий бюллетени член комиссии не может быть уверен, что в этой пачке лежат бюллетени, поданные именно за этого кандидата. Честно подсчитать очень просто. Главное - последовательный (пачка за пачкой), открытый подсчет бюллетеней, поданных за каждого кандидата, с обязательным перекладыванием бюллетеней по одному на глазах у всех. Так, чтобы все видели, за кого в данном бюллетене поставлена отметка. Проведенный таким образом подсчет голосов в Приморье был абсолютно прозрачен и достоверен. В результате - ни одной жалобы на фальсификацию, ни одного иска в суд. На предстоящих 16 декабря выборах депутатов Московской городской Думы это полезный опыт можно было бы использовать. Явка избирателей ожидается низкой. Пересчитать демонстративно честно даже на самом большом участке 700-800 бюллетеней вполне по силам комиссии в 10 человек. Было бы желание выполнить закон. Леонид КИРИЧЕНКО.
“МК” обращается к кандидатам, которые хотели бы безусловно честного подсчета голосов. Если вы потребуете от Московской городской комиссии обеспечить выполнение закона и честный подсчет голосов избирателей - ей некуда будет деться.
“МК” обращается к москвичам: если вы потребуете от своих кандидатов поддержать идею честного подсчета - им некуда будет деться. И впервые после московских выборов никто никого не упрекнет в обмане. Кандидаты в депутаты Мосгордумы, готовые поддержать идею честного подсчета, - приезжайте в “МК”, подпишите обращение в избирком. Мы сообщим москвичам о вашей позиции. Кроме того, кандидаты могут оставить свои предложения и контактные телефоны на сайте Межрегионального объединения избирателей http://www.votas.ru (предложения посылать по адресу lahta-m@votas.ru - ред. МОИ). На сайте помимо подробных разъяснений правильного порядка подсчета голосов содержатся и другие материалы, полезные для кандидатов, наблюдателей, членов избирательных комиссий.
Проект Разъяснений о порядке честного подсчета голосов, который, с нашей точки зрения должна принять Московская городская избирательная комиссия, приведен ниже. "Разъясненияпорядка подсчета голосов избирателей участковыми избирательными комиссиямипо выборам депутатов Московской городской думы"
В целях обеспечения максимально открытого, гласного и достоверного установления итогов голосования избирателей на выборах депутатов Московской городской думы 16 декабря 2001 года Московская городская избирательная комиссия разъясняет участковым избирательным комиссиям порядок подсчета голосов избирателей. Московский закон"О выборах депутатов Московской городской Думы,Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собранияв городе Москве
"(далее закон о выборах) предписывает подводить итоги голосования максимально открыто - с ОГЛАШЕНИЕМ и ДЕМОНСТРАЦИЕЙ КАЖДОГО бюллетеня всем присутствующим наблюдателям и членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса (Статья 50 пункт 12). Закон запрещает оглашать одновременно содержание двух и более бюллетеней. . Ст.50 п 12 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра города Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" : “Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования… по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. … Члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается. Содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя оглашаются при непосредственном подсчете голосов.” Закон о выборах предписывает продемонстрированные бюллетени раскладывать в пачки по голосам, поданным за каждого из кандидатов, по голосам, поданным против всех кандидатов, в отдельные пачки складывать недействительные бюллетени, не содержащие никаких отметок избирателя, и недействительные бюллетени, содержащие пометки избирателя более чем в одном квадрате бюллетеня. после окончания сортировки проводить подсчет поданных голосов под наблюдением членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, которые должны находиться "НА РАССТОЯНИИ И В УСЛОВИЯХ, обеспечивающих им ОБОЗРИМОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ для голосования". Это право предоставлено наблюдателям законом о выборах в статье 23 пункте 5 : Ст.23 п 5. Наблюдатели вправе: …- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания избирательных бюллетеней; - знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; - наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 1 настоящей статьи; - знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных данными комиссиями в период, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;
Московская городская комиссия обращает особое внимание на то, что речь идет о подсчете бюллетеней в уже отсортированной пачке бюллетеней, поданных за конкретного кандидата, либо против всех кандидатов, либо пачке недействительных бюллетеней. Это законное право наблюдателей может быть соблюдено лишь при выполнении двух условий: А) если обработка пачек (подсчет бюллетеней в них) будет происходить последовательно, пачка за пачкой; без параллельного подсчета бюллетеней в других пачках или в других частях пачки бюллетеней; Б) если бюллетени в каждой пачке подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы все присутствующие могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Только в этом случае все члены комиссии и все наблюдатели смогут убедиться в том, что в каждой пачке действительно объявленное количество бюллетеней, и все они заполнены соответствующим образом. Если же избирательная комиссия ограничится лишь показом бюллетеней при их сортировке, а рассортированные бюллетени будут подсчитываться иным способом без контроля со стороны других членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса, а также наблюдателей, или параллельно - одновременно несколькими группами членов комиссии - то законное право наблюдателей будет нарушено. В соответствии с пунктом 6статьи 20 закона о выборах, члены комиссии с правом совещательного голоса имеют, как и члены комиссии с правом решающего голоса, право знакомиться с любыми избирательными бюллетенями, то есть ознакомиться с каждым бюллетенем в каждой пачке бюллетеней под контролем членов комиссии с решающим голосом. Ст. 20 п 6. “Член избирательной комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса: … - вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;” Такое детальное ознакомление с избирательными бюллетенями в пачке члена комиссии с правом совещательного голоса не может считаться официальным подсчетом.Официальный подсчет вправе вести только члены комиссии с решающим голосом. В случае возникновения сомнения в правильности подсчета голосов проводится КОНТРОЛЬНЫЙ пересчет по вышеуказанной процедуре. Его задача - убедить всех членов комиссии и наблюдателей от всех кандидатов в правильности официального подсчета. В соответствии с пунктом 18 статьи 50 Закона о выборах после официального подсчета голосов с каждым из рассортированных бюллетеней для голосования праве визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Ст. 20 п 18. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Попытка комиссии не допустить знакомства члена комиссии с правом совещательного голоса с бюллетенями в пачке будет противозаконна. Игнорирование участковой избирательной комиссией требований закона, (по статье 62 закона о выборах ) влечет за собой предусмотренную законом ответственность. П.1 Статья 62. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан 1. В порядке, установленном федеральными законами, к уголовной, административной либо иной ответственности могут быть привлечены лица: - нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов; Попытка комиссии не допустить знакомства члена комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателя с бюллетенями в пачке будет противозаконна. Нарушение прав члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статья 40.6) влечет наложение штрафа от 20 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Нарушение закона с целью ускорить подсчет голосов почти с достоверностью приведет к судебным разбирательствам. Кто-то из проигравших кандидатов может обратиться в суд с требованием признать итоги голосования на данном участке недействительными. В соответствии со статьей 59 пунктом 3 закона о выборах , воспрепятствование наблюдению за ходом подсчета голосов является достаточным основанием для отмены итогов голосования, поскольку эти действия "не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей". Ст.59 п.3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов на избирательном участке, в районе, в избирательном округе, в городе Москве в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (без-действие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Избежать такого исхода выборов вполне возможно. Для этого достаточно провести подсчет голосов по описанной процедуре. (Автором приведенных материалов является Леонид КИРИЧЕНКО. Частично они опубликованы в газете "Московский комсомолец". - ред. МОИ)
|
Возврат на титульный лист | Ссылки | Устав | Текущий архив | Почтовый ящик | |
This
document maintained by lahta-m@.votas.ru. |