Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

КРАТКИЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
общественным наблюдателям
в окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    А.Ю.Бузин1

1. Введение

1.1. Кому предназначены эти рекомендации

1.2. Юридические основы выборов

1.3. Система избирательных комиссий и их полномочия

1.4. Этапы избирательной кампании

1.5. Основные проблемы работы окружных избирательных комиссий

1.6. Психологические аспекты работы в комиссиях

2. Формирование окружных избирательных комиссий

3. Первое заседание окружных избирательных комиссий

4. Регистрация кандидатов

5. Агитация

5.1. СМИ: государственные, муниципальные и другие СМИ

5.2. Агитация со стороны государственных служащих

5.3. Неявный подкуп

5.4. Представление экземпляров агитматериалов в комиссию

5.5. Размещение листовок

5.6. Черный пиар

6. Деятельность окружной комиссии по организации голосования

6.1. Информирование избирателей

6.2. Смета комиссии

6.3. Контроль за избирательными фондам кандидатов

6.4. Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения

7. Голосование и подведение итогов

1. Введение

1.1. Кому предназначены эти рекомендации

Рекомендации предназначены всем гражданам России, которые имеют доступ на заседания и к документам окружных избирательных комиссий и которые хотят, чтобы выборы осуществлялись в соответствии с российскими законами.

Эти рекомендации в значительной степени отличаются от тех методических пособий, которые издают ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации. Они основаны на многолетнем опыте работы автора в избирательных комиссиях всех уровней (за исключением ЦИК РФ), который позволяет сделать ему вывод о том, что в современной России выборы (впрочем, также как и другие властные процессы) лишь отчасти регулируются законом. В другой части они регулируются традициями, существующими неформальными взаимоотношениями внутри властных и экономических структур, специфическими для нашей страны взаимоотношениями между гражданами и государством, основанными на отсутствии гражданского общества и правосознания как у граждан, так и у должностных лиц.

В России государство (власть) играет роль не “публичной службы” (как это принято в странах западной демократии), а самостоятельной политической силы, хотя это и не афишируется. В современных “переходных” условиях это очень сильно проявляется в попытках администрации различного уровня влиять на результаты выборов. Если в советские времена все решалось уже на уровне выдвижения единственного кандидата, то сейчас власти приходится применять более трудоемкие методы. Одним из таких методов является влияние на избирательные комиссии. Оно достигается путем непосредственной обработки членов комиссий, влиянием на составы комиссий, а зачастую и фактической подменой работы комиссии собственной деятельностью.

В последние годы (приблизительно с 1996-го) наблюдается усиление использования административных избирательных технологий.

Хотя в заголовке этих рекомендаций фигурируют общественные наблюдатели в окружных комиссиях по выборам депутатов Госдумы, некоторые из имеющихся здесь советов могут быть полезны любым заинтересованным наблюдателям в других избирательных комиссиях среднего звена – субъектов Федерации, территориальных, муниципальных образований.

Слова “общественный наблюдатель”, вынесенные в заголовок обозначают не юридический термин, а обобщенное название для всех, кто считает главной своей целью участия в выборах – максимальное соблюдение буквы закона. Общественный наблюдатель может быть членом комиссии с правом решающего или совещательного голоса (наиболее удобный вариант), доверенное лицо кандидата или представитель избирательного объединения, блока, представитель СМИ. Первые две категории общественных наблюдателей могут непосредственно влиять на действия комиссии, последние могут влиять на избирательный процесс посредством обнародования информации.

Заметим, что эти рекомендации носят субъективный характер. Некоторые положения закона могут трактоваться неоднозначно. Когда речь заходит о “духе закона”, может выясниться, что разные люди обладают безнадежно различными представлениями об этом “духе”. Вы никогда ни от одного организатора выборов не услышите, что он не ратует за “честность выборов”, “равенство кандидатов” и т.п. Все действия и помыслы всех членов избирательных комиссий, начиная от председателя ЦИК РФ и заканчивая членом участковой избирательной комиссии, направлены “на строгое соблюдение закона”. Но о росиийском понимании “строгости собюдения закона” писал еще Салтыков-Щедрин; усугублено оно было введением большевиками в российское право “революционной необходимости”.

Итак, основная тема этих рекомендаций - не комментарии законодательства, а практические советы по его соблюдению.

1.2. Юридические основы выборов

С избирательным законодательством вам придется познакомиться самостоятельно. Вы не сможете наблюдать за выборами, не ознакомившись с избирательными законами. Конечно, это не такое простое дело, но и не смертельное для здравомыслящего человека. Не надо думать, что прочитав законы, вы сразу все поймете и запомните. Два закона вам придется приобрести в личную собственность и всегда держать их при себе:

Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и

Федеральный Закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Эти два огромных закона во многом повторяют друг друга. Читать эти законы можно одновременно и - на первых порах – не обязательно в той последовательности, в которой они изложены. Законы читаются не в один проход, а многократно. Вы не должны забывать, что в законах, в отличие от художественной литературы, важна каждая запятая.

Избирательные комиссии в своей работе руководствуются также Постановлениями ЦИК РФ. Любой документ, на который ссылается комиссия, должен быть вам представлен. Не доверяйте устным ссылкам.

Помимо избирательных законов и Постановлений ЦИК РФ вы можете встретиться с необходимостью познакомится и с другими законами. Процедуры оспаривания нарушений и наложения взысканий за нарушения описаны в Гражданском процессуальном кодексе РФ (глава 26), в Уголовном кодексе РФ (статьи 141, 142), в Кодексе РФ об административных правонарушениях (статьи 5.1-5.25). Кроме этого, к выборам имеют отношение законы “О политических партиях”, “Об общественных объединениях”, “О средствах массовой информации”, “О праве граждан РФ на свободу передвижения…”, “О системе государственной службы РФ”, другие законы и подзаконные акты.

Если вам потребуется найти тот или иной нормативный акт, вы можете воспользоваться не только бумажными носителями, но также интернет-сайтами ЦИК РФ (www.cikrf.ru), Госдумы (www.duma.gov.ru) и компьютерными правовыми системами “АРБТ”, “Гарант”, “Консультант”, которые продаются на CD-дисках. На сайте www.votas.ru вы можете познакомиться с комментариями автора этих рекомендаций и его коллег на темы выборов и работы в избирательных комиссиях.

1.3. Система избирательных комиссий и их полномочия

На выборах депутатов Государственной Думы действует следующая иерархия избирательных комиссий: ЦИК РФ –> комиссии субъектов Федерации –> окружные комиссии –> территориальные комиссии –> участковые комиссии. Во многих субъектах Федерации, там где образован один одномандатный избирательный округ, полномочия окружной комиссии могут быть возложены (ЦИКом) на комиссию субъекта Федерации. Решения вышестоящих комиссий обязательны для нижестоящих.

Формирование ЦИК РФ, комиссий субъектов Федерации и территориальных комиссий не связаны с выборами депутатов: эти комиссии являются постоянно действующими. Окружные комиссии образуются не позднее чем за 80 дней до дня голосования (то есть предположительно до 17 сентября). Участковые комиссии должны быть образованы в период с 7 по 9 ноября.

Полномочия каждой из видов комиссий описаны в статьях 26-30 Закона о выборах депутатов. Окружные комиссии на выборах депутатов ГД играют важную роль, поскольку они регистрируют кандидатов и следят за правильностью ведения предвыборной кампании.

1.4. Этапы избирательной кампании

Формально избирательная кампания начинается с момента опубликования решения о назначении выборов. Предполагается, что Президент РФ назначит выборы на 7 декабря и произойдет это в начале сентября. К моменту назначения выборов уже должны быть образованы одномандатные избирательные округа.

Первым этапом избирательной кампании, в котором могут принимать участие партии и общественные объединеия является образование окружных комиссий. Затем идет этап выдвижения кандидатов, подготовки документов для регистрации, регистрация, агитационный период, и, наконец, голосование и подведение итогов. На каждом из этих этапов существуют моменты, на которые общественным наблюдателям следует обращать особое внимание.

1.5. Основные проблемы работы окружных избирательных комиссий

Окружные избирательные комиссии – тяжелое наследие советского прошлого. Они были нововведением избирательного закона 1937 года, и до 1977 года их было больше чем участковых. Этими комиссиями легко манипулировать, поскольку они не являются постоянно действующими, формируются заново на каждые выборы и не имеют статуса государственного органа. Окружные комиссии представляют собой этакие “полуобщественные” организации с государственными функциями. На эти комиссии возложены важнейшие обязанности регистрации кандидатов и контроля правильности ведения агитационной кампании.

У окружных комиссий нет (и не может быть) собственного аппарата, нет собственных ресурсов для выполнения возложенных на них функций. Всем необходимым (помещением, транспортом, компьютерами и скрепками) их обеспечивают органы исполнительной власти. (Конечно, в тех случаях, когда функции окружной комиссии возложены на комиссию субъекта Федерации, дело обстоит лучше).

К членам окружных комиссий не предъявляется никаких квалификационных требований. Подбор состава коллегиального органа – это политическая технология, и если этим занимается определенная политическая сила, то и коллегиальный орган получается нужного состава. Обычная картина в этом случае – ситуация, когда большая часть комиссии представляет собой замечательных, но не очень компетентных, управляемых или безразличных людей. Коллегиальный орган принимает решение большинством голосов и наличие одного-двух “оппозиционеров” погоды не делает.

В избирательные комиссии люди идут по разным причинам. Для пенсионеров это может быть просто желание немного подзаработать, да и пообщаться. В некоторых случаях в комиссию заманивают обещанием определенных благ (например, ускорить установку телефона). Иногда работа в комиссии дает возможность завести связи в исполнительной власти. А иногда – это поручение начальства. Во всех этих случаях у “орготделов исполкомов”, негласно курирующих выборы, открываются возможности влияния на членов комиссий.

Выборами в исполнительных органах занимаются конкретные люди. Обычно, главной фигурой, курирующей выборы, является руководитель организационного отдела соответствующего органа, хотя бывают и другие варианты. Выборами в Госдуму занимается обычно непосредственно администрация субъекта Федерации.

Итак, основной проблемой окружных избирательных комиссий является отсутствие материальных и кадровых возможностей исполнять возложенные на них полномочия. Следствием этого является нарушение одного из принципов проведения выборов (см. п.7 ст.3 Закона о гарантиях): реальными организаторами выборов являются не комиссии, а органы исполнительной власти. Не будучи политически нейтральными, последние организуют выборы по-своему.

1.6. Психологические аспекты работы в комиссиях

Пожалуй, главное, что следует учитывать при работе в комиссии – это то, что комиссия представляет собой коллегиальный орган, состоящий из членов с разными мотивациями, характерами и темпераментами, жизненными мироощущениями и политическими взглядами. Вы должны быть терпимы, уметь убеждать и отстаивать свою позицию, стойко переносить поражения, нанесенные вам путем голосования. В разнородном коллективе, там, где нет единомыслия и единоличного лидерства, ценится в первую очередь компетентность, выдержка, корректность. Большую роль также играет доля вашего конструктивного участия в работе комиссии.

Но вы должны понимать, что конфликты неизбежны, и из конфликтных ситуаций вы должны выходить с честью. При решении какого-либо вопроса вы можете оказаться в одиночестве, и на вас будет оказано моральное давление, которому надо уметь противостоять.

Работа в окружной избирательной комиссии требует значительных затрат времени и усилий.

2. Формирование окружных избирательных комиссий

В соответствии с новым законом о гарантиях окружные комиссии2 формируются комиссией субъекта Федерации на основе предложений общественных объединений (в том числе партий), победивших на прошлых выборах избирательных блоков, органов местного самоуправления и окружной избирательной комиссии предыдущего состава. Окружные комиссии должны быть сформированы не позднее чем за 80 дней до дня голосования (т.е. крайний срок – 17 сентября). В действительности, исполнительные органы начинают подбор кандидатур гораздо раньше.

Первое, на что следует обратить внимание: объявление о приеме заявок на включение в комиссию должно быть опубликовано не позднее чем за 10 дней до принятия решения об образовании комиссии. Такой срок установлен специально, чтобы все желающие успели подать свои заявки. Порядок приема заявок должен быть указан в объявлении. При подаче заявок важно соблюсти все формальности и быть настойчивым, если заявки отклоняют по надуманным причинам.

Второе. Не менее половины (то есть от 4 до 7) мест в комиссии зарезервированы за партиями и избирательными блоками, победившими на предыдущих выборах. Их шесть3:

  • Партии КПРФ, СПС, ЯБЛОКО и избирательные блоки “Межрегиональное движение “Единство” (“Медведь”)”, “Отечество-Вся Россия”, “Блок Жириновского”.

Таким образом, при назначении членов комиссии сначала должны быть рассмотрены заявки от этих шести субъектов. Если таких заявок меньше, чем половина установленной (комиссией субъекта Федерации) численности комиссии, то все кандидатуры от этих партий и блоков должны быть включены. Следует обратить внимание на то, что заявки от блоков должны быть оформлены именно от блоков, а не от партий “Единая Россия” и ЛДПР.

Остальные заявки рассматриваются на равных основаниях.

Третье. В комиссию не должно входить более трети государственных и муниципальных служащих. Понятие государственного и муниципального служащего довольно сложное, но грубо говоря, – это работники органов власти.

Одновременно с назначением членов комиссии назначается и ее председатель.

3. Первое заседание окружных избирательных комиссий

Главные вопросы первого заседания – избрание заместителя председателя и секретаря комиссии.

Попросите, чтобы все присутствующие на заседании лица были представлены. Присутствие должностных лиц исполнительной власти – это самодеятельность, которая означает, что исполнительная власть уже начала курировать комиссию. Они пришли посмотреть, насколько комиссия самостоятельна, кто как голосует, предъявить себя и намекнуть на дальнейшее кураторство. Вопрос об их присутствии можно поставить на голосование.

Хотя председатель уже назначен, избрание заместителя председателя и, особенно, секретаря комиссии является важным делом. Секретарь фактически будет единственным человеком, постоянно присутствующим в комиссии во время избирательной кампании. Он будет самым информированным лицом комиссии. Поэтому с секретарем комиссии следует установить максимально доверительные отношения.

Часто на первом заседании комиссии “всплывает” вопрос об утверждении так называемой “рабочей группы” комиссии. Предлагается утвердить неизвестно кем подготовленный список сотрудников исполнительной власти, которые будут “оказывать помощь в работе комиссии”. Как было сказано выше, без помощи исполнительных органов вы не обойдетесь, но важно, чтобы взаимоотношения рабочей группы и комиссии соответствовало закону, то есть, чтобы комиссия руководила рабочей группой, а не наоборот. Поэтому важно, что состав рабочей группы должен утверждаться только после утверждения Положения, где четко оговорены полномочия рабочей группы.

Вы также должны быть готовы к рассмотрению на одном из первых заседаний вопроса о Контрольно-ревизионной службе (КРС) комиссии. Члены КРС имеют больший доступ к финансовым документам кандидатов, поэтому продумайте вопрос о вашем вхождении в КРС. Предварительно также знакомьтесь с проектом Положения о КРС, которое должно приниматься комиссией. Об этом Положении в законе ничего не сказано, обычно оно рекомендуется “сверху”, поэтому вы смело можете вносить в него исправления, которые, с вашей точки зрения, будут содействовать расширению открытости и гласности работы КРС.

4. Регистрация кандидатов

Право выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам предоставлено отдельным гражданам (в порядке самовыдвижения), а также партиям и избирательным блокам. Моментом выдвижения следует считать момент выдачи избирательной комиссией (окружной, а если она еще не сформирована, - субъектной) подтверждения о получении документов о выдвижении. С этого момента начинается период агитационной кампании кандидата. Вопрос о том, можно ли проводить агитацию до выдвижения, не имеет точного ответа. Строго говоря, агитации до выдвижения не бывает, поскольку агитировать можно только “за или против” кандидата, а до выдвижения и кандидата-то нет. Но известно, что если вопрос “недоопределен” юридически, то он решается “по справедливости”. Обычно поддерживаемого властью кандидата начинают неявно рекламировать в местных СМИ задолго о выдвижения. За этим надо следить, а факты фиксировать: они могут пригодиться, если к другим кандидатам будут предъявлены претензии в преждевременной агитации.

В период не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования кандидат или уполномоченный партии передает в комиссию остальные документы для регистрации (см. п.1 ст.45 Закона о выборах депутатов). Среди них должны быть подписные листы, либо копия платежного документа о внесении избирательного залога. После этого комиссия в течение 10 дней должна принять решение о регистрации или об отказе в регистрации.

Комиссия обязана проверить сведения о кандидате, представленные им при выдвижении (фактически – получить подтверждения из милиции, налоговой инспекции и пр.) и проверить подписные листы (если они представлены). В этот период важно следить за тем, чтобы к разным кандидатам относились одинаково и не проверяли одного кандидата более пристрастно, чем другого. Особенно это относится к проверке подписных листов. Процент проверяемых подписных листов должен быть одинаков для всех кандидатов и должен быть объявлен заранее. Проверяемые подписные листы должны определяться жеребьевкой. Комиссия должна оповещать представителей кандидата о времени жеребьевки и проверки подписных листов.

Комиссия имеет право отказать в регистрации исключительно по основаниям, список которых указан в законе (п.8 ст.47).

Кандидатам “от власти” намного проще собирать подписи. К сбору подписей привлекаются школы, поликлиники, другие “полугосударственные” (унитарные) предприятия, а также общественные организации, связанные с властью: общества ветеранов, многодетных семей, инвалидов, садоводов и пр. Обратите на это внимание.

5. Агитация

Манипулирование общественным мнением через СМИ является в настоящее время основным способом влияния на результаты выборов (другими основными способами являются фальсификация и влияние на законодательство). Контроль за законностью проведения агитации должна осуществлять в первую очередь именно окружная избирательная комиссия. Избирательное законодательство содержит много ограничений на агитационные действия. В частности, оно накладывает на государственные и муниципальные СМИ требование, чтобы они “обеспечивали кандидатам равные условия для проведения предвыборной агитации”. Что они часто при попустительстве избирательных комиссий не делают.

5.1. СМИ: государственные, муниципальные и другие СМИ

Закон довольно четко разделяет СМИ на государственные (общероссийские и региональные) и муниципальные (статья 47 Закона о гарантиях, ст.56 Закона о выборах). Эти СМИ финансируются из кармана избирателей и зачастую распространяются бесплатно. По закону перечень таких СМИ должен быть опубликован ЦИК РФ и комиссией субъекта Федерации не позднее чем через 10 дней после назначения выборов. Однако, практика показывает, что иногда этот перечень оказывается неполным.

Новый закон попытался разделить понятия “агитация” и “информация”. Теперь определение агитации дается более подробно. Однако, недостаточно подробно для того, чтобы окружные избирательные комиссии (и суды), как и раньше, не могли объявить “информацией” то, что является агитацией и наоборот. Фактически, большинство вопросов о незаконной агитации в СМИ упирается в вопрос о квалификации рассматриваемого материала как агитационного. И комиссия квалифицирует материал в зависимости от кандидата, с которым этот материал связан. Такие факты надо отслеживать.

5.2. Агитация со стороны государственных служащих

Лица, замещающие государственные и муниципальные должности не имеют право проводить агитацию “при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения”. Однако, доказать, что агитация проводилась именно “при исполнении” никогда не удается, ибо всегда утверждается, что она проводилась в свободное время. Особенно грешат этим высшие должностные лица: президенты, губернаторы и депутаты.

Новый закон содержит норму о том, что при использовании в агитационных материалах изображений или высказываний физических лиц, от последних требуется получить письменное разрешение. В комиссии вы должны проверять, предоставлено ли такое разрешение. Обратите внимание на то, что должностными лицами такое разрешение будет предоставляться только одному кандидату.

Еще один прием – устройство властью массовых мероприятий, таких как праздники для ветеранов, народные гулянья, торжественные открытия детских садов и т.д., на которых случайно оказывается только один кандидат. На этих мероприятиях у кандидата есть возможность показать свою близость к популярным политикам и региональным властям. Местная пресса широко осветит мероприятие.

5.3. Неявный подкуп

Трогательная забота об избирателях начинает особенно проявляться в периоды избирательных кампаний. Депутаты начинают активно встречаться со своими избирателями, раздавать гуманитарную помощь и вообще всячески помогать населению. Это, конечно, “серый пиар”. Серый он потому, что находится “на грани закона”. Если пользующийся таким пиаром кандидат поддерживается властью, то вряд ли удастся доказать подкуп в суде. А если не пользуется – то доказать будет очень просто.

5.4. Представление экземпляров агитматериалов в комиссию

Комиссия должна очень тщательно хранить копии агитматериалов, представляемых ей в соответствии с п.5 ст.53 Закона о выборах. Исходные данные на этих материалах играют огромную роль при разрешении избирательных споров, связанных с расходованием избирательных фондов. И заметьте, что если от одного кандидата требуют видеокассеты с записью агитационных клипов, то и от другого должны требовать того же.

5.5. Размещение листовок

Размещать агитационные материалы на зданиях можно с согласия их собственников. Большинство зданий находится в собственности местного самоуправления. Возможно несколько вариантов реагирования властей на размещение листовок на стенах зданий: от полного безразличия, до административной борьбы с привлечением дворников и милиционеров. Поэтому было бы неплохо, если бы окружная комиссия заранее выяснила вопрос о местах, где возможно размещение агитационных материалов. После этого надо следить за тем, чтобы все кандидаты были поставлены в равные условия.

5.6. Черный пиар

Выпуск анонимных агитационных (контрагитационных) материалов практикуется очень часто. Это прямое нарушение закона. По фактам выпуска анонимных агитационных материалов, также как и по фактам других прямых нарушений закона, комиссия должна обращаться в правоохранительные органы. Часто она этого не делает или не торопится это делать. Затем правоохранительные органы не могут установить виновных (если, конечно, не было приказа свыше). В действительности, найти исполнителя и заказчика этих материалов не так уж сложно. Ваша задача – “подталкивать” комиссию, чтобы она более активно требовала от правоохранительных органов проведения следственных действий.

Кстати, если одним из кандидатов является местный милиционер, то ждать непредвзятости от местной милиции не приходится. Также, как если министром внутренних дел является функционер одной из партий, выдвинувших федеральный список. В этом случае можно пробовать действовать через прокуратуру, суд, ФСБ и центральную прессу.

6. Деятельность окружной комиссии по организации голосования

6.1. Информирование избирателей

В 74-й статье Закона о выборах депутатов сказано о том, как должно быть оформлено помещение для голосования. “Информационные материалы”, которые там упоминаются, реально готовятся не участковой комиссией, а окружной. Окружная комиссия обычно готовит сводный информационный плакат о кандидатах. В действительности – это очень важный агитационный материал, поскольку большое количество избирателей принимают решение о голосовании за того или другого кандидата на основании информации из этого плаката. Поэтому при составлении плаката надо следить, чтобы ни один из кандидатов не был поставлен в исключительные условия.

В соответствии с законом окружная комиссия должна информировать избирателей о кандидатах. Поскольку конкретные обязанности по информированию прописаны в законе крайне скудно, окружные комиссии под руководством исполнительных органов также скудно и информируют. Между тем, у комиссии имеются возможности издать сводный плакат за десять дней до голосования большим тиражом и поручить исполнительным органам развесить этот плакат в местах скопления избирателей (аптеках, поликлиниках, предприятиях жилкомхоза и т.п.). Вам будут возражать, что на это нет денег и что исполком не вправе давать указания по развешиванию плакатов. В результате окажется, что избиратель получит слишком мало объективной информации о кандидатах. В действительности и деньги можно найти и соответствующие указания “полугосударственным” учреждениям дать.

6.2. Смета комиссии

Окружная комиссия сама утверждает смету своей деятельности. Обычно подразумевается, что автоматически будет утверждена смета, спущенная сверху. Мы рекомендуем обратить особое внимание на два пункта. Во-первых, как мы уже говорили выше, не стоит экономить на сводных плакатах. Во-вторых, если кто-нибудь из членов комиссии хоть немного знаком с бухгалтерией, то не предусматривайте в смете отдельную оплату бухгалтера, которого вам захотят прикрепить из исполкома.

6.3. Контроль за избирательными фондам кандидатов

Прописанные в законе финансовые отчеты кандидатов дают мало информации. Основная информация содержится непосредственно в платежных документах, которые находятся в сбербанке. Для реального контроля за нетеневой4 финансовой деятельностью кандидатов надо воспользоваться пунктом 5 ст.70 Закона о выборах депутатов, требуя от сбербанка регулярного предоставления полной (с указанием направления платежа) финансовой отчетности всех кандидатов. Эта отчетность должна быть доступна всем членам комиссии.

6.4. Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения

Окружная комиссия утверждает текст избирательного бюллетеня (это произойдет 7-8 ноября). Текст бюллетеня составляется в соответствии с законом и согласуется с кандидатами. Комиссия утверждает также тираж бюллетеней и распределение их по территориальным комиссиям. Все эти данные должны быть у вас под контролем (после голосования вы должны проверить баланс бюллетеней по всем - не только участковым - комиссиям). Затем комиссия должна проследить за передачей бюллетеней5. Дело это нереальное, но вы должны сделать вид строгого наблюдения за уничтожением брака, передачей от типографии в окружную комиссию, от окружной к территориальным (везде должны составляться акты). Главное дать всем понять, что вы внимательно следите за движением бюллетеней. Не забудьте, что на выборах в Госдуму существует два вида бюллетеней.

Открепительные удостоверения передаются от комиссии субъекта Федерации окружным, а от них – территориальным. Распределение по территориальным комиссиям утверждается окружной комиссией. Также как и в случае с бюллетенями, обязательно храните у себя решение о таком распределении. Кстати, не исключено, что на этих выборах будут сделаны попытки махинаций именно с открепительными.

7. Голосование и подведение итогов

Окружная избирательная комиссия принимает решение о результате выборов по одномандатному избирательному округу (кроме этого она составляет свой промежуточный протокол с итогами голосования по партийным спискам). Само по себе суммирование протоколов нескольких территориальных комиссий не представляет труда. В окружных комиссиях, в отличие от участковых и территориальных, результаты фальсифицировать практически невозможно.

Разногласия могут возникнуть в связи с нарушениями в день голосования. Комиссия должна рассмотреть все жалобы, поступившие непосредственно ей, а также внимательно отнестись к жалобам, поступившим в территориальные комиссии. Последние должны быть приложены к протоколам территориальных комиссий. На практике территориальные комиссии “забывают” прикладывать жалобы. Чтобы проследить за этим требованием закона, вы должны иметь контакт с общественными наблюдателями в территориальных комиссиях.

На основании рассмотрения жалоб, выборы в округе могут признаны недействительными “в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения … не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей”.

 

1 Председатель Межрегионального объединения избирателей, член Московской городской избирательной комиссии с правом совещательного голоса, член окружной избирательной комиссии по выборам депутата ГД ФС РФ (с 1993г.), председатель окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы (1997-2001), участник более тридцати избирательных кампаний в разных регионах России.

2 Здесь и далее речь будет идти об окружных комиссиях по выборам депутатов Госдумы. Вообще говоря, существуют и другие окружные комиссии - по выборам в законодательные органы субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

3 Вообще говоря, их может оказаться больше шести, поскольку учитываются еще партии, победившие на предыдущих выборах в законодательный орган субъекта Федерации. Но, поскольку в России до сих пор “пропорциональные” выборы в законодательный орган субъекта являются редким исключением, мы упомянем только “госдумовские” квоты.

4 Основные кандидаты всегда используют “черный нал”. По некоторым оценкам реальная избирательная кампания в Госдуму стоит 200-500 тыс. ам. долл., что намного превосходит избирательный фонд. Но борьба с черным налом на выборах явно находится за рамками возможностей избирательных комиссий.

5 Заказ на бюллетени будет, по-видимому, делать комиссия субъекта Федерации. Но при приемке их из типографии все равно должны присутствовать представители окружной комиссии, а также могут присутствовать кандидаты и пр.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001 Вячеслав Румянцев