Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Состоятся ли в декабре муниципальные выборы?

19 декабря 2003 г. истекает срок полномочий муниципальных Собраний в г. Москве. Эти органы были избраны с четырехлетним сроком полномочий 19 декабря 1999 г. – одновременно с избранием Мэра Москвы и депутатов Государственной Думы. Первоначально они назывались районными Собраниями (а их депутаты – советниками) с непонятным статусом, однако затем, после ряда судебных решений и изменения московского законодательства, они получили статус представительных органов местного самоуправления.

Здесь сразу следует оговориться, что в 22 районах 19 декабря 1999 г. не удалось избрать достаточное количество советников, и там районные Собрания смогли начать работу только в апреле 2000 г. Тем не менее, срок полномочий и этих Собраний исчисляется с 19 декабря 1999 г.

В соответствии с федеральным и московским законодательством выборы новых составов муниципальных Собраний должны быть проведены в декабре нынешнего года. В соответствии с пока еще действующим Законом города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" выборы должны быть назначены либо на 14, либо на 21 декабря. Но недавно принятый "Избирательный кодекс города Москвы" (который должен вступить в силу со дня на день) однозначно указывает в качестве даты выборов 7 декабря (точно так же, как и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Казалось бы, все ясно. Увы, на сегодняшний день из-за целого ряда факторов проведение муниципальных выборов в Москве в установленный законом срок оказалось под угрозой.

Назначить нельзя перенести

Первый толчок исходил от президентской администрации. Разработанный в недрах этого ведомства проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривал мораторий на муниципальные выборы до середины 2004 г. Проект был внесен в Государственную Думу 31 декабря 2002 г. и принят в первом чтении 21 февраля 2003 г. И московское руководство, убаюканное перспективой моратория, решило не готовиться к муниципальным выборам. Хотя уже в марте стало ясно, что переходные положения в федеральном законе будут кардинально переработаны.

То, что произошло дальше, по-видимому, застало московское руководство врасплох. Во-первых, принятый 11 июня во втором чтении закон уже не содержит моратория на выборы. Напротив, там записано, что выборы должны пройти в установленные сроки. Во-вторых, принятие закона в третьем чтении перенесено на сентябрь, и теперь очевидно, что закон начнет вступать в силу уже после того, как необходимо будет принять решение о назначении выборов.

Но если уже настроились на перенос выборов, то остановиться трудно (вернее, наоборот: трудно тронуться с места). И вот начинает обсуждаться новая идея: перенести выборы на 14 марта 2004 г., совместив их с президентскими. Для этого есть одна маленькая зацепка в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": выборы можно перенести в целях совмещения с другими выборами – того же или более высокого уровня.

Можно ли в данном случае использовать такую зацепку? Это, по-видимому, как раз такой случай, когда два юриста будут иметь три мнения. С одной стороны, выборы уже и так совмещены, и перенос их преследует совсем иную цель. "Ну и что", – говорит оппонент: "Главное требование закона – совместить с какими-нибудь выборами, и оно выполняется". Дальше возможны аргументы уже с использованием Всеобщей декларации прав человека и постановлений Конституционного суда.

В общем, если выборы будут перенесены, то это решение с большой вероятностью может быть оспорено в суде. Правда, хитрость в том, что решение каждое муниципальное Собрание должно принять самостоятельно. И самостоятельно нести за него ответственность.

Зачем переносить?

Есть у сторонников переноса аргумент, которому не откажешь в серьезности. Прошедшие в 1999 г. выборы показали, как тяжело проводить голосование и подсчет голосов одновременно по четырем бюллетеням. Тяжело и для избирателей, и для избирательных комиссий. Высокий процент голосов "против всех" на тех выборах и, соответственно, низкая результативность – в многом были обусловлены именно этим.

В этом смысле провести выборы в муниципальные Собрания одновременно с президентскими будет легче. Во-первых всего два бюллетеня. Во-вторых, на президентских выборах избиратель обычно мало затрудняется с выбором, и поэтому сможет больше внимания уделить муниципальным кандидатам.

И все же, как ни заманчиво избавиться от тройного совмещения (Госдума–Мэр–муниципалы), это все же недостаточное основание для нарушения периодичности выборов.

Противники переноса выборов обращают внимание еще на одно обстоятельство. Трехуровневые выборы дают возможность обсуждать проблемы Москвы в комплексе, позволяют активно взаимодействовать кандидатам разных уровней и тем самым заложить базу для плодотворного взаимодействия избранных депутатов. А президентская и муниципальная кампании в этом плане несовместимы.

 Похоже на саботаж

Но есть еще один фактор, о котором можно сказать, что он создан искусственно. Оказывается, для проведения выборов нет достаточной юридической базы.

Во-первых, ни у одного из муниципальных образований Москвы нет зарегистрированного устава. А ведь именно в уставе муниципального образования должны быть прописаны многие нормы, связанные с проведением муниципальных выборов. Например, число избираемых депутатов.

Почему же нет уставов? А потому, что до сих пор не принят Закон города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве". А ведь законопроект был внесен в городскую Думу еще весной прошлого года и осенью он уже был принят во втором чтении. А вот принятие его в третьем чтении затягивается…

Во-вторых, ни в одном районе не создана избирательная комиссия муниципального образования и их полномочия не возложены на территориальные избирательные комиссии. Здесь уже вина муниципальных Собраний: это они должны были либо создать комиссию, либо обратиться в МГИК с просьбой возложить полномочия на ТИК. А они, видимо, все ждали указаний "сверху" (хотя по закону у них нет "верха", они вроде как самостоятельны).

Следует отметить, что ни федеральный, ни московский закон не оговаривают срок, когда должны быть созданы комиссии муниципальных образований. Но есть другой срок: уже в июле эти комиссии должны совершить важное избирательное действие – определить схемы избирательных округов. А для этого они к этому времени должны существовать.

В-третьих, оказалось, что принятый 11 июня "Избирательный кодекс города Москвы" содержит серьезные ошибки, затрудняющие проведение муниципальных выборов (см. "Об избирательном кодексе города Москвы"). Но это на самом деле поправимо. Автор этих строк обратил внимание на ошибки еще до его принятия, но механизм уже был запущен. Затем по моей инициативе депутат Д.И.Катаев внес проект изменений в указанный кодекс и попросил рассмотреть его в ускоренном порядке. Регламент Думы позволяет принять этот закон до конца летней сессии. Но мне в ответ говорят: "Зачем торопиться, если выборы все равно будут перенесены?!"

Что делать?

Вопрос этот касается лишь тех, кто считает, что выборы должны пройти в установленные законом сроки. Сторонникам переноса выборов можно не беспокоиться: чем меньше они будут делать, тем больше шансов, что выборы придется переносить. Но для того, чтобы выборы прошли в срок, необходимо действовать.

Конгресс самостоятельных муниципальных образований, возглавляемый Катаевым, уже обратился в МГИК и одновременно к председателям муниципальных Собраний. Главная задача: муниципальные Собрания должны принять обращение к МГИК о возложении на ТИК полномочий комиссии муниципального образования. Для формирования отдельной комиссии уже не осталось времени.

Реально ли сейчас, летом, собрать депутатов муниципального Собрания? Многие говорят, что нереально. На самом деле вопрос в том, хотят ли председатели собирать.

Интересно, как отреагирует МГИК? После обращения Конгресса комиссия уже не может делать вид, что ее это не касается.

После того, как "Избирательный кодекс города Москвы" вступит в силу, ситуация со сроками станет яснее. 9 июля – срок определения схемы избирательных округов. 19 июля – срок внесения данной схемы в муниципальное Собрание. Нарушение этих сроков – основание для обжалования бездействия избирательных комиссий.

В общем, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, зависит не только от "начальства".

Аркадий Любарев
2.07.2003

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев