|
|
||||
|
ПРОЕКТ О
внесении изменений в решение Московской
городской избирательной комиссии №48/3 от
01 июля 2013 года (об открепительном
удостоверении для голосования на выборах
Мэра Москвы 8 сентября 2013 года) 1.
Внести
изменение в пункт 2 решения Московской
городской избирательной комиссии №48/3 от
01 июля 2013 года, изложив его в следующей
редакции: «Утвердить
число открепительных удостоверений для
голосования на выборах Мэра Москвы 8
сентября 2013 года – 50 000 штук.» 2.
Опубликовать
настоящее решение в официальных изданиях
Московской городской избирательной
комиссии в течение двух дней после
принятия настоящего решения. 3.
Контроль за
выполнением настоящего решения
возложить на секретаря Московской
городской избирательной комиссии Ю.А.Ермолова.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ РЕШЕНИЯ О
внесении изменений в решение Московской
городской избирательной комиссии №48/3 от
01 июля 2013 года (об открепительном
удостоверении для голосования на выборах
Мэра Москвы 8 сентября 2013 года) 1 июля 2013 года Московская
городская избирательная комиссия
приняла решение №48/3 «Об открепительном
удостоверении для голосования на выборах
Мэра Москвы 8 сентября 2013 года», которым, в
частности, определила тираж
открепительных удостоверений на выборах
Мэра Москвы 8 сентября 2013 г. в количестве 10 000
штук. Полагаю, что указанное
решение необоснованно, не соответствует
реальным потребностям в открепительных
удостоверениях, сложившейся
избирательной практике и является грубой
ошибкой, которая приведет к нарушению
избирательных прав жителей города Москвы. Открепительные удостоверения
являются одним из инструментов
обеспечения права граждан избирать,
установленного статьей 32 Конституции РФ.
Это – одна из форм реализации права
голоса при невозможности в день
голосования прибыть на свой
избирательный участок, а в некоторых
случаях это – единственная форма
реализации указанного права. Число открепительных
удостоверений должно устанавливаться
исходя из объективной потребности, с
учетом практики предыдущих выборов. Рост
числа используемых открепительных
удостоверений, начавшийся в 2007 году,
объясняется расширяющейся практикой
принуждения государственных,
муниципальных и бюджетных служащих к их
получению и использованию. В связи с
таким принуждением число
изготавливаемых удостоверений
существенно превышало реально
необходимые потребности избирателей в
открепительных удостоверениях. Это дало
повод для критики использования
открепительных удостоверений со стороны
общественности. Однако отказ администрации от
принуждения к получению открепительных
удостоверений не должен был привести к
десятикратному уменьшению количества
открепительных удостоверений, поскольку
значительная часть открепительных
удостоверений использовалась
избирателями добровольно. Для оценки
объективной потребности в
открепительных удостоверениях надо
учитывать следующие
факты. 1.
На выборах Ю.М.Лужкова в 2003 году
избиратели забрали из комиссий 86 404
открепительных удостоверения, из которых
использовали 74%. На выборах Мосгордумы в
2005 году было взято 57 152 открепительных и
использовано 85%. В 2009 году на выборах
Мосгордумы число взятых открепительных
выросло до 80 495, использовано 78%. При
этом число открепительных удостоверений,
изготовленных для последних
общемосковских выборов
(выборы депутатов Мосгордумы 2009 года)
составило в соответствии с решением
Московской городской избирательной
комиссии №45/1 от 16.07.2009 сто тысяч (100 000)
штук. 2.
На выборах Президента РФ в марте
2008 года, несмотря на более чем 200-ттысячный
тираж открепительных удостоверений в
городе Москве, дефицит открепительных
удостоверений наблюдался в 35-ти районах
из 125-ти. Московской городской
избирательной комиссии пришлось в
экстренном порядке без принятия
официальных решений перераспределять
открепительные удостоверения между
территориальными комиссиями города
Москвы. 3.
Избирателей, получающих
открепительные удостоверения в
избирательных комиссиях, можно разделить
на четыре категории: А) тех,
кто принужден получать открепительные
удостоверения либо прямым указанием
начальства, либо косвенным принуждением
в связи с вынуждением явиться на работу в
день голосования; Б) тех, кто по каким-либо
причинам самостоятельно решил
голосовать не на своем избирательном
участке; В) тех, кто считает, что взятие
открепительного удостоверения и отказ от
голосования есть наилучший способ
реализации своего избирательного права; Г) лиц, которые участвуют в
организации и контроле голосования и
подсчета голосов не на
своем избирательном участке. Объективная
потребность в получении открепительных
удостоверений определяется численностью
избирателей категорий Б)-Г). Категория А)
определяется применением администрацией
незаконных избирательных технологий, и
принятие административного решения
легко устраняет эту категорию. Для оценки
необходимого числа открепительных
удостоверений надо примерно оценить
численность указанных категорий
избирателей. Для такой оценки можно
воспользоваться приведенными выше
данными, а также данными о числе
участковых избирательных комиссий в
городе Москве. Примерное их число
составляет 3600 УИК. Число членов комиссии,
наблюдателей, полицейских которые в день
голосования будут непрерывно находиться
на избирательном участке, на котором они
не зарегистрированы по
месту жительства, можно приблизительно
оценить числом 10. Поэтому их потребность
в открепительных удостоверениях
составит примерно 36 тысяч штук.
Учитывая категории Б) и Г) можно говорить
об объективной потребности в
открепительных удостоверениях,
составляющей примерно 50 тысяч штук. Этот расчет
подкрепляется и числом взятых
открепительных удостоверений на выборах
в 2005 году, когда принуждение к получению
открепительных удостоверений
еще не было развито достаточно сильно. Решение
администрации отказаться от принуждения
к получению открепительных
удостоверений похвально, однако
уменьшение числа открепительных
удостоверений сразу в 10 раз может
рассматриваться как применение другой
административной избирательной
технологии: попытки уменьшить
возможности голосования для
наблюдателей. При этом использование
возможности включения в список
избирателей в соответствии с п.17 ст.17
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (или с ч.13 ст. 13
Избирательного кодекса города Москвы)
представляются для наблюдателей крайне
сомнительными, в частности потому, что
такое включение предполагается не
позднее, чем за 3 дня до дня голосования, а
также потому, что оно требует решения
комиссии. Установленное
решением МГИК №48/3 число открепительных
удостоверений обязательно приведет к
нехватке открепительных удостоверений в
ТИК и УИК. Это повлечет за собой массовые
жалобы на нарушение избирательных прав,
которые в соответствии с законом обязана
обеспечивать и защищать система
избирательных комиссий. Таким образом,
Московская городская избирательная
комиссия должна пока не поздно изменить
указанное решение в части, касающейся
числа изготавливаемых открепительных
удостоверений.
|
||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |