Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Закон Республики Коми содержит безграмотную методику распределения мандатов

Александр Кынев сегодня обратил мое внимание на методику распределения мандатов в Законе Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми». Он предположил, что эта методика может привести к ситуации, когда партия, набравшая чуть более 5% голосов, получит мандат, а партия, набравшая более 7%, не получит мандата. 

Проверив, я убедился в том, что это не только возможно, но и весьма вероятно. Ниже приводится мое экспертное заключение, где эта и подобные ситуации разбираются.

Насколько мне известно, редакция закона от 17.11.2010 является действующей, и внесение новых изменений в закон не планируется. А между тем до назначения выборов в Государственный Совет Республики Коми осталось менее двух недель. Если за это короткое время закон не будет исправлен, при определении результатов выборов может возникнуть серьезный конфуз.

По моим данным, аналогичная методика содержится также в законе Тамбовской области. Правда, в Тамбовской области, где распределяются 25 мандатов, вероятность конфуза, по предварительным оценкам, ничтожная или даже нулевая. 

Итак, мы еще раз можем убедиться в неграмотности наших законодателей и тех, кто их консультирует. И какие еще чудеса нас ждут, когда начнется реализация тезиса сегодняшнего Послания о внедрении пропорциональной и смешанной системы в муниципальных образованиях с числом депутатов не менее 20?!

Аркадий Любарев
30.11.2010

Экспертное заключение
о соответствии федеральному законодательству и демократическим нормам

статей 81–83
Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ 
(в редакции от 17.11.2010)

«О выборах и референдумах в Республике Коми»

1. В статьях 81–83 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 118-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» содержатся правила, на основании которых списки кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми получают депутатские мандаты. Эти правила изложены ниже.

1.1. Исключим из нашего анализа крайне редкие ситуации, когда только один список кандидатов получит более 7% голосов или списки кандидатов, получившие более 7% в совокупности получат менее 50%.

Во всех остальных случаях к распределению депутатских мандатов допускаются те и только те списки кандидатов, которые получили не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.

1.2. До распределения депутатских мандатов каждый список кандидатов, получивший менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получает по одному депутатскому мандату.

Эти мандаты исключаются из числа мандатов, распределяемых между списками кандидатов. Таким образом, число мандатов, распределяемых между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, будет равно числу мандатов в едином избирательном округе (15) минус число списков кандидатов, получивших от 5 до 7%. Будем называть полученную разность числом распределяемых мандатов.

1.3. Мандаты, подлежащие распределению между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, распределяются на основании метода делителей Империали (предусматривающего деление на ряд натуральных чисел от 2 до числа распределяемых мандатов).

2. Свойства метода делителей Империали известны[1]. В данном случае мы обращаем внимание на два показателя: порог включения (доля голосов, не набрав которой, партия не имеет шансов получить хотя бы один мандат) и порог исключения (доля голосов, набрав которую, партия гарантирует себе минимум один мандат). Порог включения равен 2/(m+2n–1), а порог исключения – 2/(m+n+1), где m – число распределяемых мандатов, а n – число списков, претендующих на получение мандатов (в данном случае – допущенных к распределению мандатов.

3. Отметим, что в последние годы число списков кандидатов, участвующих в региональных выборах, варьируется от 4 до 7. Более 7 списков участвовать в выборах в настоящее время не могут, поскольку только 7 политических партий имеют в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и избирательным законодательством право выдвигать списки кандидатов. Таким образом, в своем анализу мы будем оценивать ситуации, возникающие в случае участия в выборах от 4 до 7 списков кандидатов.

4. Рассмотрим сначала ситуацию, когда все участвовавшие в выборах списки кандидатов получают более 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

4.1. В первом приближении будем считать, что недействительных бюллетеней нет. Пороги включения и исключения для такого случая в зависимости от числа участвующих в выборах партий приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Число списков

Порог включения

Порог исключения

4

9,1%

10,0%

5

8,3%

9,5%

6

7,7%

9,1%

7

7,1%

8,7%

Как видно из таблицы 1, во всех рассмотренных нами случаях, список кандидатов, получивший более 7%, но менее 7,1% гарантированно не получает ни одного мандата. В случае участия в выборах 4-х списков гарантированно не получает ни одного мандата даже список, получивший менее 9,1%.

Во всех рассмотренных нами случаях отсутствуют гарантии получения хотя бы одного мандата для списков, получающих менее 8,7%. В случае участия в выборах 4-х списков такие гарантии отсутствуют для списков, получающих менее 10%.

4.2. С учетом недействительных бюллетеней приведенные выше числа требуют корректировки. Допустим, недействительные бюллетени составляют 6% от числа избирателей, принявших участие в голосовании (что является довольно высоким значением; обычно на региональных выборах доля недействительных бюллетеней ниже)[2]. о и при этом только для случая 7-и участвующих в выборах списков ситуация несколько меняется: порог включения снижается до 6,7%. Однако порог исключения для случая 7-и участвующих списков составляет 8,2%, то есть гарантии получения хотя бы одного мандата списками, допущенными к распределению мандатов, отсутствуют.

Для случая 6-и участвующих в выборах списков порог включения в этом случае составит 7,2%, для случая 4-х списков – 8,5%.

4.3. Ситуация, когда список, допущенный к распределению мандатов, не получает ни одного мандата, противоречит пункту 4.1 статьи 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в редакции от 22.04.2010 и более поздних) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, положения статей 81–83 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 118-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» противоречат требованиям Федерального закона, поскольку не гарантируют получения мандата списком, допущенным к распределению мандатов.

5. Теперь рассмотрим ситуацию, когда один из участвующих в выборах списков получает чуть более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные списки – более 7%.

Допустим для простоты, что сумма голосов за список, получивший чуть более 5%, и недействительных бюллетеней, составляет 8%. В данном случае n – это число списков кандидатов, допущенных к распределению мандатов (максимально возможное их число равно 6), m=14, а значения порогов включения и исключения, вычисленные в соответствии с приведенными выше формулами, следует умножить на поправочный коэффициент 0,92. результаты расчета приведены в таблице 2.

Таблица 2

Число списков

Порог включения

Порог исключения

3

9,7%

10,2%

4

8,8%

9,7%

5

8,0%

9,2%

6

7,4%

8,8%

 Таким образом, возможна ситуация, когда список, за который проголосовало чуть более 5% избирателей, получит один мандат, а список, за который проголосовало 7,3% (или даже 10,1%) избирателей ни одного мандата не получит.

Такая ситуация противоречит не только требованиям Федерального закона, но и здравому смыслу, а также одному из фундаментальных требований, предъявляемому к избирательным системам, – требованию монотонности.

Любарев А.Е.
кандидат юридических наук
30 ноября 2010 г .

Приложение

В качестве примера приведем расчет распределения мандатов на основании статей 81–83 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 118-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» для реальных итогов голосования – итогов голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы, прошедших 10 октября 2010 года. Эти итоги приведены в таблице 3.

Таблица 3

«Единая Россия»

514 170

66,20%

КПРФ

137 349

17,68%

ЛДПР

56 279

7,25%

«Справедливая Россия»

39 850

5,13%

«Патриоты России»

8 964

1,15%

Недействительные бюллетени

20 047

2,58%

 В соответствии с указанным законом список «Справедливой России» должен получить один мандат, а остальные 14 мандатов распределяются между списками «Единой России», КПРФ и ЛДПР. В таблице 4 приводится расчет распределения.

Таблица 4

Делитель

«Единая Россия»

КПРФ

ЛДПР

2

257 085

68 675

28 140

3

171 390

45 783

18 760

4

128 543

34 337

14 070

5

102 834

27 470

11 256

6

85 695

22 892

9 380

7

73 453

19 621

8 040

8

64 271

17 169

7 035

9

57 130

15 261

6 253

10

51 417

13 735

5 628

11

46 743

12 486

5 116

12

42 848

11 446

4 690

13

39 552

10 565

4 329

14

36 726

9 811

4 020

Примечание: жирным шрифтом выделены 14 наибольших по величине частных.

 Таким образом, «Единая Россия» (66,2%) получает 12 мандатов, КПРФ (17,7%) – 2 мандата, ЛДПР (7,2%) – 0 мандатов, а «Справедливая Россия» (5,1%) – 1 мандат.



[1] См.: Laakso M. Thresholds for Proportional Representation: Reanalyzed and Extended // The Logic of Multiparty Systems / M.J. Holler (ed.). Dordrecht , 1987. P. 383–390; Gallagher M. Comparing Proportional Representation Electoral Systems: Quotas, Thresholds, Paradoxes and Majorities // British Journal of Political Science. 1992. V. 22. P. 485–491; Любарев А. Использование методов делителей на российских выборах // Российское электоральное обозрение. 2009. № 2. С. 34–42.

[2] Приведенные в данном пункте расчеты имеют силу и для случая, когда одна или несколько списков кандидатов получают менее 5% голосов и сумма голосов за эти списки и недействительных бюллетеней составляет 6% (ситуация вполне реальная). При этом n нужно рассматривать уже как число списков, допущенных к распределению мандатов.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев