Сначала "досрочка",
потом "обратка"
Муниципальные выборы в Москве с горем
пополам прошли
Александр КАСАТОВ
В воскресенье 16 мая в столице прошли
повторные выборы в муниципальные
собрания районов, органов создаваемого в
России местного самоуправления. Выборы
проходили в 58 районах города по 183
мандатам, оставшимися свободными после
первых местных выборов 14 марта, которые
прошли тогда вместе с президентскими.
Теперь в городе полностью сформированы
все 125 муниципальных собрания. В Москве
реформа системы власти и управления
имеет большую специфику. За последние лет
десяток лет все менялось несколько раз. И
многие горожане уже не понимают, какой
именно орган в их районе - главный, как,
собственно, он называется, и что он может
делать? Малозаметной для обывателя была
деятельность выбранных районных
советников, которые, как правило,
вербовались из зависимых людей:
работников здравоохранения и
просвещения.
Однако к 2005 году все должно по замыслу
законодателей принять законченную форму.
Районные Управы исчезнут. Власть на
местах будет принадлежать муниципальным
собраниям, которые будут нанимать
работников в муниципалитет. Кроме того, к
существующим сейчас непривлекательным и
хлопотным полномочиям местных собраний (опека,
дела несовершеннолетних и призыв в
Вооруженные силы) добавится то, что
сделает собрания влиятельной силой. Они
получат в распоряжение территорию,
серьезный бюджет, будут давать
разрешения на строительство, размещение
на своей территории рекламы. Идет борьба
за передачу им части налоговых
отчислений. Раньше других это поняли
информированные работники управ, близкие
им бизнесмены, которые и ринулись во
власть. Таким образом, бывшие "управские
спецы" намерены пересесть в другие
кресла, чтобы продолжать управлять
жизнью города и его жителей. Но москвичи,
похоже, ничего этого не знают.
- Если жители будут прохладно относится к
этим выборам, не то что самоуправления и
демократии тут внизу никаких не будет, а
начнется самая настоящая "обратка" -
когда прежние чиновники опять рассядутся
по старым местам - сетовал Владимир
Куимов, один из кандидатов в депутаты
муниципального собрания района "Москворечье
-Сабурово".
То, что эти выборы важны, подтверждается
не только уговорами в отношении
независимых кандидатов снять свои
кандидатуры, но и фактами угроз и
запугиваний.
Особенность московских местных выборов в
том, что они считаются состоявшимися при
любой явке избирателей. В минувшее
воскресенье по предварительным
подсчетам проголосовали от 7 до 10
процентов избирателей. Таким образом,
один москвич избрал местную власть для
остальных девяти. Наблюдатели утверждают,
что если бы не майские холода, то явка
была бы вообще смешной.
Основной причиной нынешних повторных
выборов стало то, что в первый раз на
многих участках большое число
избирателей поставили отметки в графе
"против всех". Именно в этом случае -
если число голосов, поданных "против
всех", больше, чем подано за какого либо
одного из кандидатов - московское
законодательство считает
несостоявшимися выборы депутата органа
местного самоуправления.
Наблюдатели не исключают, многие управы
намеренно добивались такого результата,
чтобы не дать избраться независимым от
них кандидатам. Хотя основные соперники
были отсечены еще на стадии регистрации.
В ходе же выборов 16 мая гораздо шире
использовалось уже досрочное
голосование. В ходе его и создавался
необходимый управе результат. Ветеранов,
инвалидов уговаривали проголосовать за
определенную кандидатуру, а в
благодарность им, скажем, вручали
продовольственные наборы. Это прямой
подкуп. Есть люди, которые готовы
подтвердить эти факты. Скажем от 50 а по
некоторым участкам и до 80 процентов
голосов победителя были получены именно
на досрочном голосовании.
Эффективность такого метода объясняется
тем, что закон не оговаривает, какую
выборную документацию хранить, а какую
нет. Скажем, те же конверты, в которых
хранятся бюллетени, проголосовавших
досрочно. Ерунда вроде бы! Но на них
должны быть подписи двух членов
избирательной комиссии и, самое главное,
самого избирателя. На очень малом числе
участков досрочные бюллетени догадались
считать отдельно, что допускает закон, а
зря! Они все и решили. Утречком раненько,
пока наблюдателей нет, их вбрасывают, чем
обеспечивается нужный результат.
Скажем, в "Москворечье-Сабурово"
победу ректору МИФИ Бориса Оныкию
обеспечили именно досрочно поданные
бюллетени - они дали около 80 процентов
голосов. Наблюдатели на этом участке
увидели, что на конвертах нет подписей
избирателей или членов комиссий, или все
они сделаны одной рукой, или подпись
избирателя на конверте и в книге при
получении бюллетеня разнятся, - то есть
нарушения налицо. Однако заявления об
этих нарушениях у них просто не приняли.
Больше того, на участок приехали лично
руководители управы и уничтожили
конверты. Больше того, даже мусор с
участка они вывезли с собой "в
неизвестном направлении".
Основу для разного рода злоупотреблений
создает несовершенный городской
избирательный закон, который не
прописывает в деталях все мелкие
процедуры выборов, а именно они подчас
все и решают. Однако изменить закон при
нынешнем составе городской Думы в
ближайшее время вряд ли получится. А
Мосгоризбирком то ли делает такой вид, то
ли его эти выборы действительно не
интересуют. Такое же отношение к ним и в
Мосгордуме.
- Мы к местным выборам не имеем отношения.
- говорит Виталий Ковалевский,
председатель комиссии по
государственному строительству и
местному самоуправлению. - Мы приняли
закон, и он работает. Другое дело, что по
ходу дела закон будет меняться. Ведь
сейчас для местного самоуправления -
переходный период. Будет у них больше
полномочий, закон надо совершенствовать.
Но сейчас со слишком большим объемом
работы они не справятся. Скажу больше:
если все на них свалить, то рухнет система
управления городом.
Эксперты полагают, что необходимо
инициировать работу городских и
федеральных законодателей по приведению
городского избирательного закона в
рабочее состояние. Следившие за ходом
выборов общественные организации
намерены в ближайшее время подать сотни
исков в суды первой инстанции, обращаться
с заявлениями в прокуратуру,
Мосгоризбирком, инициировать обсуждение
результатов выборов в городской и
государственной думах.
Денис Балакин, директор консалтинговой
фирмы "Corpus juris":
Мы обеспечивали юридическую поддержку
ряда кандидатов на этих выборах. Есть
основания считать, что причиной
огромного числа нарушений стало
несовершенство московского
избирательного законодательства. Больше
того с большой долей вероятности можно
предположить, что в этот закон
сознательно заложены лазейки, которые
позволяют опытным аппаратчикам из управ
разворачивать все, как им хочется.
Скажем простая вещь - досрочные выборы. В
Москве "досрочку" ввели вроде бы для
удобства избирателей, для обеспечения
явки. Практика показала что в этом
направлении этот механизм не сработал,
зато был "на все сто" использован "управскими".
Управу нужно совсем убрать как фактор из
самой процедуры выборов. Не должно быть
никого из ее работников ни среди членов
комиссии, ни среди технических
работников. Комиссии должны работать в
отдельных помещениях, где можно было бы
хранить документы. А сейчас все, начиная
от ключей к двери комиссии и выдачи
скрепок, до подсчета голосов и
составления протоколов происходит с
участием работников управы. А должно быть
все на глазах у членов комиссии.
Кроме того, мало только административной
ответственности, нужно ужесточать
ответственность уголовную. Сейчас по
существующим двум статьям УК (статья 141
"Воспрепятствование осуществлению
избирательных прав или работе
избирательных комиссий" и статья 142 "Фальсификация
избирательных документов, документов
референдума или неправильный подсчет
голосов") дела почти не возбуждаются.
Мы считаем, что огромное число нарушений
на прошедших выборах должно во-первых,
привести к возбуждению уголовных дел, а,
во-вторых, стать основанием для отмены
результатов выборов. При этом
наблюдателей на последних майских
выборах было гораздо больше, чем в марте.
Но даже это не остановило манипуляторов и
махинаторов в ходе голосования.
Авторский вариант статьи,
опубликованной в газете "Русский
курьер", № 286, 22 мая 2004