Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Российские выборы по-израильски

В ответ на просьбу присылать предложения по кандидатурам на медаль имени Н.М.Гиренко пришло письмо от Юрия Бочарова из Израиля. К сожалению, по формальным параметрам Юрий не может номинироваться на медаль. Но письмо, по-моему, замечательное, и уж что точно – это письмо российского ГРАЖДАНИНА. Я думаю, что оно будет полезно тем гражданам, которые живут в России и имитируют здесь выборы.

Юрий обнаружил, что российские выборы в Израиле – фикция. Для меня это было интересным открытием, поскольку я раньше не знал, чем похожи российские выборы в Израиле на российские выборы в России. Теперь знаю.

И вот еще что. Я буду очень рад, если ЦИК РФ исправит ситуацию с выборами в Израиле (имеются в виду российские). Но, зная наш ЦИК, боюсь, что он сделает это только для 100 тысяч избирателей (что составляет как раз 0,1% от всех избирателей России). И еще пару мандатов даст вдобавок оппозиционным партиям. И развернет широкую рекламную кампанию по этому поводу.

Приводим текст письма без вложенных комментариев, хотя к некоторым фразам их сделать очень хотелось. Исправлены некоторые опечатки.

А.Бузин


100.000 забытых избирателей,
или куда пропали депутаты Государственной Думы РФ?

Закончились выборы, довольные победители стали депутатами и заседают в парламенте, неудовлетворенные проигравшиеся разбрелись по домам. А на улице остались избиратели, и те, кто голосовали за победителей, и те, кто поддерживал проигравших. Что стало с ними?

У нас в Израиле говорят: “Выборы закончились – забудьте!”. Забудьте все, что вам говорили, что обещали, к чему призывали. После выборов сразу закрываются все избирательные штабы и представительства, практически всех партий. Остаются только довольные депутаты и неудовлетворенный, в большинстве своем, избиратель. В тоже время, у нас практически всегда есть между ними связь. Согласно действующему законодательству, депутат израильского парламента имеет право открыть в одном из городов страны свой офис для работы с избирателями. Есть тут нюанс – имеет право, а не обязан. А главное, что Израиль страна небольшая, по российским меркам даже очень маленькая и из центра до окраины максимум 3-4 часа на машине. Так что уж если депутат захочет встретиться (хотя, и не обязан) с избирателями, он всегда до них доберется. А, что самое главное, если очень настырный избиратель захочет увидеть любого депутата, то он всегда сможет добраться до Кнессета (израильского парламента) в Иерусалиме.

В России все немного иначе. И размеры не те, и законы другие. Федеральный закон РФ “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” четко оговаривает вопрос взаимоотношения депутата и избирателя. Так, в статье 8 пункт 1 сказано: “Депутат обязан поддерживать связь с избирателями”. Именно обязан! А согласно пункту 2: “Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода”. Правда я в законе не нашел пункта об ответственности депутата за нарушение данных обязательств. Наверное, есть, надо только захотеть найти и наказать.

Ну, а теперь немного истории, о взаимодействии депутатов российской Думы, со своими избирателями, проживающими в Израиле. Кстати, для справки, сегодня в Израиле проживает более 1,2 миллиона русскоязычных граждан, выходцев из стран СНГ. Почти треть из них бывшие россияне, том числе более ста тысяч имеют российское гражданство, а значит и российские гражданские права.

В далеком 1999 году Израиль был приписан к Центральному московскому 202-му избирательному округу. В тот раз было только 60.000 избирателей - израильтян с российским гражданством. Победителем и кандидатом по одномандатному округу был независимый кандидат Гончар Н.Н. В качестве кандидата и будучи уже депутатом Гончар Н.Н. неоднократно бывал в Израиле, встречался с избирателями, вел приемы, реагировал на просьбы. В сентябре 2002 г. им был инициирован парламентский запрос на имя председателя правительства о необходимости учреждения Генерального консульства РФ в городе Хайфа (Израиль). И в ноябре 2003 года генконсульство было открыто. Не скажу, что данный вопрос решился лишь благодаря депутатскому запросу, здесь была проделана большая работа и посольством РФ в Израиле и МИДом и русскоязычными израильскими министрами А.Щаранским и Ю.Эдельштейном и многими другими. Но здесь главное другое, был депутат, который среагировал на просьбы его избирателей, даже живущих за тысячи километров от Москвы. Но, к сожалению, это был последний случай, когда депутат российской Думы интересовался проблемами избирателей, живущих в Израиле.

На выборах в Думу РФ в 2003 году “вдруг” кто-то решил, что наличие уже 90.000 избирателей – израильтян может резко повлиять на процесс “независимого” избрания депутата от Центрального московского округа. Хотя согласно делению по округам количество “иностранцев” в округе не превышало 10-12% по сравнению с коренными москвичами, был видимо “испуг”, а вдруг все они объединятся. И уже не москвичи будут иметь своего депутата в Думе, а израильтяне. А это, наверное, очень плохо? Может, я утрирую, но в итоге практически все зарубежные страны так и остались в московских округах, а Израиль был отнесен к Тульской области. И в дополнение к этому Израиль был разделен на три района, примерно по 30.000 избирателей в каждом, и закреплен за тремя округами – 175-м (Новомосковским), 176-м (Тульским) и 177-м (Щекинским) избирательным округам Тульской области.

Но проблемы с волеизлиянием граждан РФ, проживающих на территории Израиля, на этом не закончились. Дело в том, что в Израиле было организованно только 11 избирательных участков. Грубо говоря, по 8 -10 тысяч человек на один участок! Вы себе представляете процесс голосования на таком участке? К сведенью, согласно федеральному закону о выборах, количество избирателей на одном участке не может быть более 3000 человек. Число членов УИК на таком участке колеблется от 7 до 16 человек. Правда, согласно этому же закону, за рубежом данные ограничение по числу избирателей и числу членов УИК не действуют. То есть, согласно закону, теоретически три члена УИК могут обслужить десять тысяч избирателей! А что же получается практически? В основном - бардак!

В Израиле более 150 населенных пунктов, где проживали “наши” избиратели, а расстояние между ними и участками для голосования порой составляли от 50 до 150 километров. День выборов в Думу в Израиле был рабочим. После работы ехать пару часов на автобусе, за свой счет и довольно таки не маленький, что бы выполнить свой конституционный долг, как сами понимаете, немного найдется желающих. Фактически выборы в Израиле в Думу РФ превращаются в фикцию. Так как получалось, что право проголосовать напрямую связано с материальными возможностями и территориальным расположением избирателей. А как же тогда быть с Конституцией, где вкратце сказано, что “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств…”?

На выборах в Думу РФ в 2003 году в каждом “израильском” округе было зарегистрировано по 15-20 кандидатов, как независимых, так и партийных. В Израиль на встречу с избирателями приехали только двое: Драпеко Е.Г. (представитель КПРФ) и Креймер М.Д. (независимый кандидат). Оба москвичи и оба баллотировались по 177 округу. После встреч с избирателями Креймер М.Д. и его группа поддержки инициировали десяток запросов в Центризбирком о невозможности проведения нормального голосования в Израиле. И что самое интересное, окружная избирательная комиссия Щекинского избирательного округа №177 пошла навстречу избирателям и постановила: “Разрешить провести голосование досрочно (с 30.11 по 6.12.03) отдельным группам избирателей, проживающих в Израиле, включенным в списки избирательных участков, образованным в городах Ашдод, Ашкелон, Бээр Шева, находящихся в значительном удалении от помещения для голосования”! То есть один округ - юг Израиля приравняли, по условиям голосования, к районам крайнего Севера России, а два остальных округа так и остались без изменения, как будто там не те же проблемы? Ну и это правильно, ведь как сказано в писании: “Просите и будете услышаны”. Главное правильно попросить у тех, у кого нужно.

Однако вопрос по досрочному голосованию так и не был решен. Дело в том, что “исполнитель” постановления ОИК - посольство РФ в Израиле. А согласно закону о выборах, за рубежом членами избиркома, как с решающим, так и совещательным голосом, не могут быть лица с двойным гражданством. Так как за всю процедуру выборов отвечает посол, то естественно, что все члены УИК - только посольские работники. Ну и где посольству было набрать столько людей на неделю голосования? Поэтому голосовали как всегда - один день. Зато как голосовали! Таких очередей в Израиле не видели никогда. Люди стояли по два, три часа в очереди. Многие пожилые, не в силах выстоять в очереди столько часов, ушли, не проголосовав. В результате на четырех участках в городах проголосовало: в Араде - 752, в Ашдоде - 945, в Бээр Шеве -1023, в Ашкелоне - 1116 избирателей. Однако, в общей сложности это составило лишь 13% от числа избирателей в округе. В среднем по Израилю смогло проголосовать около 10% от имеющих право голоса, хотя это было фактически вдвое больше, чем в 1999 году.

Ну и разве это не фикция? Где-то, что-то нужно точно менять. Ведь иначе, как быть с тем правом, что даровано нам 32 пунктом Конституции РФ, где четко сказано, что каждый гражданин имеет право избирать, а далее подразумевается, что те, кто мешают ему в исполнении его прав, нарушают закон. Вот только, кто эти те - кто мешает ста тысячам российских граждан, живущих на территории Израиля, исполнить свой конституционный долг? Кто эти чиновники, и к какому ведомству они относятся, мне трудно определить. И самое главное, думаю такая же проблема с голосованием в большинстве зарубежных стран, где проживают крупные российские диаспоры.

Ну а теперь снова к вопросу о депутатах. В результате выборов во всех трех тульских избирательных округах победили “туляки”, а не представители столицы. Как результат, в течение всей каденции мы в Израиле ни разу, не видели “своих” трех “избранных” депутатов.

Выборы 2007 года, проходили практически по тому же “сценарию”, что и в 2003 году. За небольшим для нас изменением, что избиратели, проживающие за пределами РФ, приписаны к федеральному округу. Выборы уже идут по 11-ти партийным спискам, поэтому во всех избирательных участках одни и те же кандидаты. Единственный представитель от партий, лично прибывший в Израиль для встречи с избирателями, была М.Смирнова (Справедливая Россия). В качестве кандидата в депутаты М.Смирнова провела десятки встреч с избирателями, ознакомилась с целым рядом местных проблем. Но, к сожалению, она не стала депутатом, хотя партия Справедливая Россия благодаря ее стараниям в Израиле набрала 15,5%, вдвое больше, чем в России. Общее число “сумевших” проголосовать в Израиле было снова небольшим, где-то на уровне 9% от имеющих право голоса. Хотя, снова были очереди, протянувшиеся на сотню метров, давки и местные “рекорды”. Так, на участке в Хайфе смогли проголосовать 1175 человек, а в Тель-Авиве “прорвалось” к урне аж 1215 избирателей. Но в итоге все как всегда, вернее, как в Израиле. “Выборы закончились - забудьте!”. И о нас, избирателях снова все забыли.

Сегодня в Думе имеется депутатская группа по связям с парламентом Израиля. В ее составе 19 депутатов, в том числе 12 представителей партии Единой России и по двум от партий ЛДПР, КПРФ и Справедливой России. Ну и что нам, простым избирателям, с этого? Возможно, на уровне парламентариев и имеются какие-то контакты, кто-то к кому-то ездит в гости. Хотя я что-то не встречал в прессе сообщений о визитах думских парламентариев в наш Кнессет. Возможно, я читаю не всю прессу, и кто-то здесь был. Нет, прошу понять меня правильно, официальных делегаций различного уровня здесь более чем достаточно, и на уровне министерств и правительств у нас более чем регулярные, рабочие контакты. Я не за государственные отношения переживаю, хотя и за них тоже. Я хочу, понять, если есть избиратели и у них есть избранные ими депутаты, то как можно добраться до этих депутатов? Как можно быть услышанными и понятыми? Ведь здесь так много проблем и вопросов, касающихся именно российского законодательства. А ведь здесь более ста тысяч российских граждан, о которых вспоминают только в день выборов, и то потому что они создают проблему всем, желая проголосовать. И не надо валить всю эту работу на посольство и генконсульство РФ в Израиле, у них, как я понимаю, несколько иные функции и задачи, да и работают они, слава богу, на отлично. Я хочу быть услышан нашими российскими законодателями. Или связь депутата с избирателями - это тоже фикция? Кто-то сможет ответить на этот вопрос?

Юрий Бочаров,
избиратель, проживающий в Израиле, гражданин России и Израиля,
член комитета по защите прав избирателей, имеющих двойное гражданство.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев