Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Сколько можно измываться над избирательным законодательством?

Мне уже не раз приходилось писать, что процесс правки избирательного законодательства принял перманентный характер. Скажем, нынешний созыв Государственной Думы за три с небольшим года успел поправить Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” 13 раз, а с учетом еще двух законов, принятых во втором чтении, – 15 раз. Бедные региональные законодатели, которым в связи с этим приходится постоянно корректировать свои законы о выборах! Впрочем, они научились извлекать из этого пользу, под шумок внося в эти законы всякие гадости, вроде метода Империали.

Ну да ладно, “закон о гарантиях” по крайней мере работает постоянно: региональные и муниципальные выборы проводятся дважды в год. Но вот закону о выборах депутатов Государственной Думы везет меньше. В мае 2005 г. был принят новенький закон, и казавшийся тогда несменяемым А.А. Вешняков гордился тем, что он принят задолго до избирательной кампании: мол, правила теперь известны и меняться не будут. Как же! Не прошло и двух лет, закон еще не пришлось применять, а в него уже 4 раза вносили изменения. И сейчас вносят новые изменения – на этот раз довольно масштабные.

4 апреля Дума приняла во втором чтении проект федерального закона с длиннющим названием: “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”. Этим законом вносятся изменения в шесть федеральных законов, в т.ч. небольшие изменения в “закон о гарантиях”, в закон о политических партиях, в налоговый и уголовно-процессуальный кодексы. Но основную часть закона занимают изменения вносимые в законы о выборах Президента РФ и Государственной Думы.

Закон о выборах Президента РФ пока оставим без внимания. Обратимся к изменениям, вносимым в закон о выборах в Государственную Думу. Итак, менее чем за пять месяцев до начала избирательной кампании закон основательно перерабатывается. Статья 6 обсуждаемого законопроекта содержит 45 пунктов. Иными словами, вносятся изменения в 44 из 95 статей закона и в одно из трех приложений.

Правда, часть правки связана с принятым в конце прошлого года законом, внесшим изменения в “закон о гарантиях” (отмена порога явки, санкции за “экстремизм”, запрет негативной агитации в телеэфире и т.п.). Но много и других, в том числе существенных новелл.

Одно из наиболее важных изменений касается числа и порядка формирования региональных групп партийного списка. Два года назад группа депутатов–единороссов (во главе с О.В. Морозовым) настойчиво добивалась увеличения числа групп и обязательного разбиения на группы больших регионов. ЦИК тогда предлагал не менее 70 групп, морозовцы – не менее 150. Сторговались на 100. Теперь те же депутаты стали добиваться уменьшения числа групп. Что ж, добились. Минимальное число групп сократилось до 80, крупные регионы разбивать можно, но уже не обязательно.

Почему это делается, понятно. Единороссы пришли к выводу, что группы у них должны возглавлять губернаторы (иначе за их партию плохо голосуют). И в такой ситуации разбивать регион им не выгодно. Вот и вся печаль. Захотели – увеличили, захотели – уменьшили, своя рука – владыка. Два года назад они чего-то недопоняли, сейчас образумились. Если через пару месяцев возникнет новая идея – ничто не помешает и ее воплотить в пункты закона.

Ладно, с группами не так плохо. Все-таки 80 лучше, чем 100.

Но вот еще группа изменений. И вновь приходится констатировать: за последние два года одно за другим меняются положения, остававшиеся незыблемыми 10–15 лет. Смешанная избирательная система, избирательные блоки, голосование “против всех”, порог явки, право регионов самостоятельно выбирать дату выборов, независимое общественное наблюдение… Теперь к этому добавляется замещение депутатских мандатов в порядке заранее установленной очередности.

Есть и еще одно новшество: отказ “паровоза” от получения мандата не влечет его удаление из списка. Но к этой новелле я отношусь спокойно. Ладно, коли поработал “паровозом”, то можно и застолбить на всякий случай депутатское кресло, если вдруг Президент погонит из губернаторов.

А вот право партии (точнее, некоего руководящего партийного органа) решать, кто будет замещать освободившийся мандат, – это, безусловно, революция. Более коррупционной нормы в нашем избирательном законодательстве, видимо, еще не было. Конечно, все знают, что места в партийном списке покупаются. Но все же были проблемы. Поставишь такого “покупателя” на проходное место – на это обратят внимание и СМИ, и конкуренты, и, в конечном счете, избиратели. Глядишь – и голосов меньше получит “партия–продавец”. Да и не всегда легко поставить на такое место: за него идет жесткая борьба, а решает съезд, и не во всех партиях съезды абсолютно послушные.

А теперь – благодать. Ставишь “покупателя” на самое последнее место, а лучше – на предпоследнее (там он еще менее заметен). Проходят выборы, победителям вручают мандаты, а через месяц они начинают слагать свои полномочия. Небескорыстно, разумеется. И так же небескорыстно партийный орган вручает освободившиеся мандаты этим самым “покупателям”. И избиратели, читавшие в бюллетенях или на стендах фамилии кандидатов, очередной раз остаются в дураках.

Говорят, что эта правка – последняя перед выборами. Но мы это уже слышали. До начала кампании, действительно, остается совсем немного, но еще пару–тройку новых законов можно успеть принять.

Вот только пора призвать к ответственности тех, кто измывается над законодательством. Но здесь слово за избирателями.

Аркадий Любарев
5 апреля 2007 г.

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев