Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Некоторые соображения, которые не удалось высказать на Круглом столе в ЦИК РФ, посвященном Интернет-голосованию

16 февраля в ЦИК РФ состоялся “Круглый стол”. По одну сторону этого “круглого стола” сидели члены ЦИК РФ, по другую – вроде как представители общественности. Среди последних, помимо А.Пржездомского и Н.Гончара, присутствовали также несколько политтехнологов, а также я с Л.Шибановой. Встреча длилась один час, в течение которого мы услышали вступительное слово Владимира Евгеньевича Чурова (не забывшего с обидой упомянуть о каких-то злоумышленниках, принижающих его познания во всем на свете; я, кстати, таких злоумышленников за столом не знаю), успели задать некоторые вопросы и получить пространные ответы.

Спасибо, конечно, нашему ЦИК РФ за возможность изредко посещать укрепрайон ЦИКа и высказываться хоть по каким-то вопросам организации выборов. Все лучше, чем ничего… Впрочем, высказаться по сути не удалось, и приходиться восполнять этот пробел здесь.

Во-первых, отметим непоследовательность ЦИК в осваивании казенных денег, выделенных на автоматизацию голосования и подсчета голосов. Наши СМИ (и похоже, что некоторые организаторы выборов) смешивают два совершенно разных направления: автоматизация голосования в помещении для голосования, для чего предназначены КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней, проще говоря – сканеры со счетчиками) и КЭГи (комплексы электронного голосования – проще говоря устройства сенсорного голосования) и обеспечение удаленного голосования (по Интернету, телефону, банкомату и т.д.). У направлений совершенно разные цели, совершенно разная эффективность, разные технологии, разная законодательная регламентация.

Так вот, взявшись за первое направление в начале двухтысячных годов, затратив на него уйму народных денег, изготовив некоторое малое число КОИБов (около 3 тысяч, что в тридцать раз меньше, чем число избирательных участков у нас в стране) и еще более малое число КЭГов (пять штук), ЦИК перекинулся на новое направление. Трудно сомневаться, что и на этом направлении будут освоены немалые средства.

Впрочем, по утверждению В.Е.Чурова, направление работы с КОИБами будет продолжено. К 2011 году будет заказано еще некоторое количество. Глядя на удивительные вещицы в магазинах электронной техники, нетрудно догадаться, что за прошедшие 10 лет вполне можно бы оснастить недорогими КОИБами большинство избирательных участков нашей страны. А уж обеспечить законодательное регулирование электронного голосования при нашей Думе – тем более. Что мешает? Не то ли, что КОИБы оказались более честными, чем некоторые организаторы выборов? Или просто врожденное отношение к казенным деньгам и к выборам?

Интернет-голосование (а также другие виды удаленного голосования) – это, конечно, замечательно. Некоторый эффект, несомненно, будет: от экономии средств на вертолетах¸ летающих на удаленные участки, от участия в голосовании тех избирателей, которым понятно, что такое компьютер и не очень понятно, что такое наши выборы. Голосование по Интернету может увеличить явку процентов на 5-10 (и уж, конечно, не на 30, как утверждают некоторые не очень понимающие в чем дело социологи), и это уже хорошо. И стоит денег. Вопрос в том – сколько и надо ли это делать сейчас, при отсутствии реальных выборов? Ну, на последний вопрос, может быть, ответ и положительный: пригодится в будущем; это как в космос летать, поддерживая спадающие от голода портки.

Насчет же денег, сдается мне, что они могут быть освоены совсем не с той отдачей, с которой хотелось бы. На “круглом столе” много раз произносились слова “модель рисков”. Важные слова, а вот про содержание нам как-то забыли рассказать. То, что ожидается 1 марта в порядке эксперимента на десятке избирательных участках, как-то эту “модель рисков” мало использует. Между тем, от Чурова и других ответработников ЦИКа хотелось бы услышать не рассказ об Интернете, банкомате и телефоне, а вот что:

- Как будет обеспечиваться свобода волеизъявления?

- Как будет обеспечиваться тайна голосования?

- Чем гарантируется невозможность голосования за других лиц?

- Как гарантируется невозможность повторного голосования, а также голосования лиц, не обладающих правом голоса?

- Как избиратель может проверить правильность учета его голоса?

- Как исключить возможность досрочного разглашения итогов голосования?

В общем, есть еще что осваивать.

А.Бузин

 

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев