|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Информация к размышлению о разбиении федеральных списков партий на региональные группыА.Бузин Строители суверенной демократии отделили партии от граждан, расставили партии в приоритетном порядке, а теперь наслаждаются мучениями этих партий при формировании федерального списка. Партии, имеющие ограниченный доступ к кремлевской тумбочке (искандеровское корыто кажется мне слишком грубой метафорой), с трудом пытаются покрыть лоскутками своих региональных отделений всю страну, другие же, пользующиеся регулярным доступом, вынуждены гасить страсти своих региональных лидеров, которым не без основания кажется, что разбиение на региональные группы может незаслуженно оставить их без пайка. Правила формирования федерального списка написаны, конечно, под административные партии. Но вопросы задают все. Приведенные ниже сведения позволяют несколько более формально чем в законе оценить правильность формирования региональных групп и количество мандатов, которые они могут получить. Эти рекомендации написаны в дополнение к расчетам, которые приводит А.Любарев в своей заметке http://www.votas.ru/duma-reg.html. 1. Постановлением от 8 августа 2007 г. №23/186-5 ЦИК РФ разбил Россию на 153 части, описания которых имеются в Приложении к постановлению, опубликованному на сайте ЦИК. Слава богу, эти части не разбивают территории территориальных избирательных комиссий, поэтому по итогам голосования (в разрезе ТИК) в 2003-2007 годах можно оценивать успешность той или иной партии на каждой территории. Для строгости и единообразия терминологии мы называем части, на которые ЦИК РФ разбил Россию доменами (то есть доменом может быть либо неразбитый на части субъект Федерации, либо часть территории субъекта Федерации). 2. Определение региональной группы: это часть федерального списка, которая «соответствует» одному из четырех объектов (п.9 ст.36; ссылки даны на Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"): · субъекту Российской Федерации (группы типа А) · группе субъектов Российской Федерации (группы типа Б) · части территории субъекта Российской Федерации (группы типа В) · группе частей территории субъекта Российской Федерации (группы типа Г) (это следует из коряво сформулированного п.15 ст.36) 3. Требования к разбиению федерального списка на региональные группы при формировании федерального списка I. Территория реггруппы должна состоять из одного домена, либо из группы доменов. В последнем случае домены должны быть связны, за исключением случая, когда реггруппа включает домен, не граничащий с другими доменами (п.17 ст.36). II. Реггрупп должно быть не менее 80 (п.19 ст.36). III. Каждый субъект Федерации должен либо целиком, либо хотя бы одной своей частью входить в какую-нибудь региональную группу. IV.Группы типа Б не должны не должны охватывать территории с числом избирателей более 3 млн. (п.10 ст.36) V. Реггруппы не должны пересекаться территориально (п.16 ст.36) VI.К одной из реггрупп партией приписываются все зарубежные избиратели (п.18 ст.36) VII. В общефедеральную часть списка может быть включено от 0 до 3 кандидатов, в реггруппы – не менее одного, но суммарное количество кандидатов в федеральном списке не должно превышать 600 человек (п.п. 20 и 22 ст.36). 4. Формулы для приближенного вычисления количества мандатов, получаемых региональной группойПусть n – доля голосов, набранных партией, допущенной к распределению мандатов (далее – «допущенная партия») G - суммарная доля набранных допущенными партиями голосов (не менее 60%) M0 – число кандидатов в общефедеральной части списка (от 0 до 3) Примечание. M0 с очень большой вероятностью меньше, чем число полученных партией мандатов. Это может быть не так, если к распределению мандатов допущены партии, которые набрали менее 0,7% голосов, что трудно себе представить. Тогда «допущенная» партия получит приблизительно n/G*450 мандатов и должна распределить между региональными группами M=n/G*450-М0 мандатов. Примечание. Приблизительность заключается в том, что приведенные формулы дают, скорее всего, нецелое число мандатов. Отклонение значений, полученных по формулам, от реально получаемого партией количества мандатов – не более одного мандата. Выразим приблизительное количество мандатов, полученных региональной группой, как функцию от процента набранных ей голосов, явки и «размера группы». Пусть pi – доля голосов, которая получила i-я региональная группа на территории, на которой она образована; Примечание: pi легко вычисляется по итогам голосования zi – доля избирателей, принявших участие в голосовании на территории, на которой образована i-я группа (эта доля практически равна показателю «явки»); Примечание: zi вычисляется по итогам голосования, аналогично pi. Vi – численность избирателей на территории, на которой образована i-я группа; N – общее число голосов, полученных партией. Тогда количество мандатов, полученных i-й региональной группой приблизительно равно: M* pi* zi* Vi/N Эта формула дает хорошее представление о важности влияния набранного процента pi , явки zi и «размера группы» Vi: все они одинаково линейно влияют на количество мандатов, полученных группой. В грубом приближении, когда pi*zi не зависит от i, количество мандатов, получаемых региональной группой, прямо пропорционально удельному весу региона в общей численности избирателей. 5. Для справки приведем приблизительный расчет количества мандатов по региональным группам для партий, набравших разный процент голосов. Рассмотрим случай, когда региональные группы просто соответствуют субъектам Федерации (этот вариант вполне вероятен для крупных партий; у Любарева он называется «региональный вариант»). Предположим, что по показателям «явки» и доле набранных партией голосов регионы приблизительно одинаковы, то есть pi*zi не зависит от i (Конечно, это – очень грубое приближение, но оно может быть использовано для первоначальной оценки). При вычислении количества мандатов мы исходили из довольно высоко процента (G~90%), который в совокупности набирают партии, допущенные к распределению мандатов. Такой процент следует из последних социологических опросов. Значения процентов, набранных партиями, для столбцов таблицы мы взяли также, основываясь на последних соцопросах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
This
document maintained by lahta-m@votas.ru |