Межрегиональное объединение избирателей

Титульный лист

Последние новости
ТЕКУЩИЙ АРХИВ МОИ
Законы о выборахСсылки, которые мы читаем

Rambler's Top100

Местное самоуправление в Москве: хроника саботажа

24 октября 1993

Указом Президента РФ № 1738 утверждено "Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы". В этом положении Московская городская Дума и мэрия Москвы именуются органами государственной власти г. Москвы

26 октября 1993

Указ Президента РФ № 1760 предусмотрел проведение выборов в представительные органы местного самоуправления в период с декабря 1993 г. по июнь 1994 г. Согласно утвержденному этим указом "Положению об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы", органы государственной власти городов федерального значения не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

12 декабря 1993

Избрана Московская городская Дума. 

Всенародным голосованием принята Конституция РФ. Ст. 12 ее гласит: "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

21 марта 1994

Указ Президента РФ № 557 разрешил назначить выборы в представительные органы местного самоуправления на осень 1994 г.

28 июня 1995

Московская городская Дума приняла Устав города Москвы. Этим Уставом установлен двойной статус Московской городской Думы и мэрии – одновременно органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ. Районная Управа, состоящая из районного Собрания (представительного органа) и главы Управы, названа "органом власти района города Москвы".

28 августа 1995

Президент РФ подписал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон обязывал провести выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления не позднее чем через 6 месяцев со дня его вступления в силу, а законодательные органы государственной власти субъектов РФ – не позднее чем через 3 месяца со дня его вступления в силу принять законы, обеспечивающие права граждан на осуществление местного самоуправления.

22 апреля 1996

Президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором сроки увеличены: вместо 6 месяцев 16, а вместо 3 месяцев – 14.

11 сентября 1996

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О районной Управе в городе Москве". Согласно этому закону, "Управа осуществляет установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления". Закон предусматривал, что "глава Управы избирается районным Собранием по представлению Мэра".

17 марта 1997

Президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон предусматривал, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления, а на внутригородских территориях местное самоуправление должно осуществляться при сохранении единства городского хозяйства; при этом население городских поселений, входящих в состав Москвы и Санкт-Петербурга не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Закон требовал от органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга в трехмесячный срок привести свои законодательные и иные нормативные акты в соответствие с данным законом.

7 мая 1997

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О выборах советников районного Собрания в городе Москве"

14 декабря 1997

В Москве проведены первые выборы советников районных Собраний.

10 марта 1999

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 12, 13, 17 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 года № 28-91 "О районной Управе в городе Москве". Изменения касались статуса главы Управы. В частности, было записано, что глава Управы замещает "выборную муниципальную должность". Внесены непринципиальные изменения в порядок избирания и освобождения главы от должности.

19 декабря 1999

Проведены вторые выборы советников районных Собраний.

16 апреля 2000

Проведены дополнительные выборы советников – на мандаты, оставшиеся вакантными после основных выборов.

4 августа 2000

Президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дополнения, в частности, предусматривают регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

6 сентября 2000

Мосгорсуд оставил без удовлетворения заявление Жарко В.П., Павленко А.В. и Шмелева В.А. о признании противоречащими федеральному законодательству ряда положений Закона города Москвы "О районной Управе в городе Москве".

6 октября 2000

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Мосгорсуда от 6 сентября 2000 г.

26 декабря 2000

Мосгорсуд удовлетворил заявление Жарко В.П., Павленко А.В. и Шмелева В.А. о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению ряда положений Закона города Москвы "О районной Управе в городе Москве".

20 марта 2001

Правительство Москвы приняло "Концепцию дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве". Концепция предусматривала разработку, в частности, следующих законопроектов:
"О внесении изменений в Устав города Москвы" (I квартал 2001);
"О местном самоуправлении в городе Москве" (III квартал 2001);
"О бюджете района города Москвы" (III квартал 2001);
"О собственности внутригородского муниципального образования" (I квартал 2002).

30 марта 2001

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила в силе решение Мосгорсуда от 26 декабря 2000 г. В решении суда отмечается, что закрепленный в Уставе города Москвы двойной статус городских органов власти противоречит федеральному законодательству, что районы Москвы имеют все признаки муниципальных образований, а районные Управы являются органами местного самоуправления.

27 июня 2001

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О внесении изменений в статьи 1, 4, 5, 11, 12, 13 и 19 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 года № 28-91 "О районной Управе в городе Москве", учитывающий решения Мосгорсуда и Верховного Суда.

13 июля 2001

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы" (фактически – новую редакцию Устава), учитывающий решения Мосгорсуда и Верховного Суда.

28 августа 2001

Районное Собрание района Пресненский избрало главой районной Управы А.В. Краснова.

24 октября 2001

Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года № 28-91 "О районной Управе в городе Москве", предусматривавший избрание главы Управы большинством в 2/3 от числа советников.

8 февраля 2002

Мэр Москвы внес в Московскую городскую Думу проект Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

27 февраля 2002

Московская городская Дума приняла в первом чтении проект Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

18 марта 2002

Мэр Москвы внес в Московскую городскую Думу проект Закона города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве".

10 апреля 2002

Московская городская Дума приняла в первом чтении проект Закона города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве".

18 июля 2002

Мосгорсуд признал противоречащим федеральному законодательству и не действующим главу "Глава Управы" и ряд других статей Закона города Москвы "О районной Управе в городе Москве".

10 сентября 2002

Правительство Москвы обсудило проект постановления "О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований города Москвы", предусматривавшее радикальное перераспределение полномочий в пользу органов исполнительной власти города.

11 сентября 2002

Мэр Москвы внес в Московскую городскую Думу проект Закона города Москвы "О внесении изменений в статьи 13, 15, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68 Устава города Москвы".

24 сентября 2002

Правительство Москвы приняло постановление "О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления города Москвы". Постановление одобрило, в частности, проекты законов города Москвы "Об образовании внутригородских муниципальных образований города Москвы" и "О внесении изменений в статьи 13, 15, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68 Устава города Москвы".

9 октября 2002

Московская городская Дума приняла во втором чтении проект Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

16 октября 2002

Московская городская Дума приняла в первом чтении проект Закона города Москвы "О внесении изменений в статьи 13, 15, 16, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 45, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68 Устава города Москвы".

6 ноября 2002

Московская городская Дума приняла законы города Москвы "О внесении изменений в статьи 13, 15, 16, 18, 23, 24, 29, 35, 41, 45, 46, 48, 53, 54, 56, 58, 61, 68 Устава города Москвы" и "Об организации местного самоуправления в городе Москве".

4 декабря 2002

Московская городская Дума приняла во втором чтении проект Закона города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве".

18 декабря 2002

 Московская городская Дума приняла Закон города Москвы "О бюджете города Москвы на 2003 год", в котором норматив минимальной бюджетной обеспеченности для определения расходов бюджетов муниципальных образований города Москвы установлен в размере 50 руб. на одного жителя, в том числе 20 руб. на финансовое обеспечение предметов ведения муниципальных образований.

Комментарий

Период 1993–97 гг. интересен тем, что вопреки требованиям федерального законодательства проведение первых выборов депутатов представительных органов местного самоуправления оттягивалось в течение четырех лет.

В нынешнем периоде (2001–03 гг.) интереснее всего сравнить скорость прохождения разных законов. Например, из двух законопроектов, одобренных постановлением Правительства Москвы от 24.09.2002, один был официально внесен в городскую Думу на 13 дней раньше его официального одобрения и принят в течение 8 недель, а другой не внесен в Думу до сих пор. Интересна также судьба проекта Закона города Москвы "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве", которые до сих пор не принят, хотя с момента его внесения прошло уже 16 месяцев, а с момента принятия во втором чтении – более 7 месяцев.

А теперь выясняется, что именно отсутствие этих двух законов препятствует проведению в декабре 2003 г. очередных муниципальных выборов (см. статью "Позиция Мэрии по вопросу о переносе муниципальных выборов прояснилась").

Если это не саботаж, то что?

Аркадий Любарев
23 июля 2003 г.

Титульный лист | Что нового? | Текущий архив | Заседания МГИК | Законы о выборах | Ссылки | О нас | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Аналитические заметки | Методика контроля | Гостевая книга | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta-m@votas.ru
Material Copyright © 2001
Вячеслав Румянцев