win | koi8

АКЦИЯ “СМИ”

Титульный лист


ГОСТЕВАЯ КНИГА
Почтовый ящик

АКЦИЯ "СМИ"

Важнейший прием, которым пользуется московская исполнительная власть при "проталкивании" своих кандидатов в законодательные органы - агитация через окружные и районные средства массовой информации.

В Москве существует огромное количество студий кабельного телевидения и газет "районного" масштаба. Это очень сильное пропагандистское оружие, поскольку все эти СМИ распространяются БЕСПЛАТНО и доходят практически до каждого жителя района.

В периоды между избирательными кампаниями газеты издаются редко и не очень регулярно. Однако, как только наступают выборы, эти издания резко активизируются: в период избирательной кампании они выходят чаще и увеличивают тираж.

Подавляющее большинство таких СМИ либо являются официальными СМИ местной администрации, либо находятся с ней в очень тесном сотрудничестве. В московских Префектурах существуют специальные управления, занимающиеся контактами с этими СМИ; с точки зрения ведения предвыборной агитации, важно то, что Префектуры имеют оперативную связь со всеми этими СМИ.

Избирательная кампания 1997г. и довыборы в ГосДуму в 1998г. показали, что публикации и эфир подобного рода СМИ имеют явный крен в пользу одного из кандидатов. При этом практически очень трудно зафиксировать нарушение избирательного законодательства, поскольку используются следующие приемы, не противоречащие букве закона:

  • лучшая информированность одного из кандидатов о всех СМИ на территории округа и о порядке их работы;
  • агитация, ведущаяся не от имени кандидата, а от имени СМИ (интервью, журналистское мнение и т.д.) или третьего лица (письма читателей);
  • косвенная агитация: статьи с положительной оценкой деятельности организации, в которой работает кандидат; сообщения о событиях, в которых принимал участие кандидат.

В нынешней избирательной кампании эти приемы уже начали реализоваться. В результате подобного рода избирательных технологий складывается ситуация, когда один из кандидатов оказывается в преимущественном положении по отношению к другим, что является недопустимым по закону и, по сути, делает выборы нелегитимными. Борьба с этим явлением чрезвычайно сложна (на российском уровне она уже отразилась в полемике между председателем ЦИК Вешняковым и телекомпанией ОРТ). Поддержка московской исполнительной властью кандидатов в депутаты МосГорДумы в 1997г. (основным элементом которой были указанные приемы) привела к тому, что 27 из 35 поддерживаемых Лужковым кандидатов стали депутатами; в Москве был благополучно похоронен принцип разделения властей.

Описанные приемы будут применяться и на уровне районов, при выборах советников.

Что можно противопоставить этой "избирательной технологии"?

В первую очередь, следует иметь максимум информации об окружных и районных СМИ в Москве. Заметим, что важнейшая часть такой информация должна была бы быть опубликована Московской городской комиссией до 9-го октября (см. ст.37п.3ч.2 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра и советников районного Собрания в городе Москве"). То, что МГИК не сделала этого - грубое нарушение московского законодательства; совершенно очевидно, что это нарушение было сделано умышленно, чтобы предоставить преимущества "отеческим" кандидатам. Поскольку добиться от МГИК такой публикации, видимо, нереально (хотя попытки предпринимаются), можно попробовать получить информацию от Префектур и глав районных Управ. Ниже приведены тексты писем, направленных Префектам ЮАО и ЮЗАО, а также главам восьми районных Управ от имени председателя Чертановской окружной избирательной комиссии (решение о направлении таких писем было, не без сопротивления, принято на комиссии).

Префекту Южного административного округа г.Москвы

Беляеву А.В.

 

Уважаемый Александр Васильевич!

 

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" прошу вас в пятидневный срок предоставить окружной избирательной комиссии список средств массовой информации, осуществляющих свою деятельность (производящих вещание - для теле- и радиостудий, распространяющих свои издания - для печатных изданий) на территории Чертановского избирательного округа №204 (за исключением общефедеральных и общемосковских СМИ).

В избирательный округ №204 входят следующие районы ЮАО: Чертаново Южное, Чертаново Центральное, Чертаново Северное, Бирюлево Западное, Нагорный.

В списке прошу указать, какие из СМИ удовлетворяют требованиям ст.55 п.1 и п.4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": их учредителями (соучредителями) являются государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления или в период с сентября 1998г. по август 1999г. они финансировались не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет средств, выделенных органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Главе Управы "__________"

_________________

факс ____________

 

Уважаемый _____________________!

 

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" прошу вас в пятидневный срок предоставить окружной избирательной комиссии список средств массовой информации, учредителем (соучредителем) которых является ваша районная Управа или которые в период с сентября 1998г. по август 1999г. финансировались не менее чем на 15 процентов своего бюджета за счет средств, выделенных вашей районной Управой.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и со ст.13 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра и советников районного Собрания в городе Москве" органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны в пятидневный срок предоставлять информацию, запрашиваемую избирательной комиссией. Непредставление информации наказывается штрафом (Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, ст. 40.1), а неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации наказывается в соответствии с Уголовным Кодексом РФ (ст.140 УК РФ).

204-я окружная комиссия направила также следующие запросы в газеты, о которых известно, что они распространяются на территории 204-го избирательного округа:

В редакцию газеты "__________"

Главному редактору _______________

тел._____________

 

Уважаемый главный редактор!

 

В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" прошу вас в пятидневный срок предоставить следующую информацию о вашей газете:

1)Является ли какая либо государственная организация, предприятие или орган власти или местного самоуправления учредителем (соучредителем) газеты (организации)?

2)Источники финансирования (в процентном отношении) в период с сентября 1998г. по август 1999г.

3)Предполагаемые даты сдачи в печать следующих выпусков вашей газеты в период с 15 ноября 1999г. по 19 декабря 1999г.

Последний пункт этого письма понятен: предоставить всем кандидатам информацию о том, когда будут выходить очередные выпуски. Иначе об этом точно будет знать лишь один кандидат, а остальные будут от главного редактора слышать фразу о том, что "этот номер мы уже сформировали", или о том, "что больше выпусков не будет".

Что касается запроса об учредителях и о финансировании, то он связан со следующим: те СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или местного самоуправления, государственные организации и предприятия, либо которые финансировались не менее чем на 15% за счет средств, выделяемых из городского бюджета, городских внебюджетных фондов, внебюджетных фондов финансовых ресурсов административных округов и районов за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ КАНДИДАТАМ РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ. Это означает, что такие СМИ обязаны предоставить ту же печатную площади и то же эфирное время и за ту же плату всем остальным кандидатам, коли уж они предоставили их одному из кандидатов.

Итак, мы предлагаем членам избирательных комиссий, другим гражданам, заинтересованным в том, чтобы выборы проходили по закону, осуществить следующее:

  1. Получить максимальную информацию о местных СМИ.
  2. Внимательно следить за публикациями в местных СМИ.
  3. В ходе избирательной кампании фиксировать и обжаловать все отказы со стороны СМИ предоставить равные возможности кандидатам.

Московское Объединение избирателей будет благодарно всем, кто сообщит нам о нарушениях избирательного законодательства в этой части.

Возврат на титульный лист | Что нового? | Федеральные списки | Законы о выборах | Ссылки | Часто задаваемые вопросы | Устав МОИ | Учредители МОИ | Сведения о регистрации МОИ | Текущий архив | Почтовый ящик МОИ

This document maintained by lahta@.land.ea.ru.
Material Copyright © 1999 Лахта-М