«Методические
рекомендации по вопросам, связанным с
выдвижением и регистрацией кандидатов,
списков кандидатов на выборах в органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления»
Предварительные
замечания
Необходимость принятия
данных рекомендаций обусловлена
отклонением правоприменительной
практики не только от прямых требований
закона, но и от принципов российских
выборов, установленных Конституцией и
законами РФ. Регистрирующие
избирательные комиссии при принятии
решений о заверении списков кандидатов,
о регистрации списков и кандидатов
зачастую не выполняют свою
законодательно установленную
обязанность «обеспечивать и защищать
избирательные права граждан». В первую
очередь это проявляется при регистрации
кандидатов в случаях, когда
производится проверка подписей в
поддержку выдвижения кандидата:
статистика свидетельствует, что число
отказов в регистрации в этих случаях на
порядок больше, чем в тех случаях, когда
кандидаты регистрируются без сбора
подписей
В целом правоприменительная
практика свидетельствует о
предвзятости регистрирующих комиссий к
определенным партиям и кандидатам, что в
корне противоречит принципу свободных
выборов. При этом следует отметить
неправосудный характер многих судебных
решений, поддерживающих неправомерные
решения избирательных комиссий об
отказах в регистрации, отказах в
заверении списка кандидатов, исключении
кандидатов из списка. В некоторых
случаях суды поддерживают решения
избирательных комиссий даже тогда,
когда комиссии не выполняют требования
закона о предварительном оповещении
кандидатов о недостатках в сданных ими
документах. Подобные действия
избирательных комиссий и судов приводят
к недопущению до выборов части
достойных кандидатов, что в корне меняет
результат выборов, то есть фактически
дезавуирует конституционное
предназначение этого общественного
института.
Полагаем, что
рассматриваемые рекомендации могли бы
содействовать исправлению сложившейся
ситуации. Центральная избирательная
комиссия, как комиссия, имеющая
возможность контролировать
деятельность избирательных комиссий
субъектов Федерации, других
избирательных комиссий, уполномоченная
в соответствии со ст.75 Федерального
закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации" рассматривать жалобы на
действие нижестоящих комиссий,
принимать в соответствии со ст.21 того же
закона с пределах своей компетенции
нормативные акты, регулирующие
избирательные действия, могла
бы повлиять на действия регистрирующих
комиссий, принимая, в частности,
конструктивные методические
рекомендации в целях единообразного
применения закона.
Текст представленного
проекта рекомендаций, содержит
некоторые полезные сведения и указания,
однако в целом не может быть признан
удовлетворительным. Он плохо
структурирован и содержит
многочисленные повторения, в силу чего
избыточно объёмен. С другой стороны,
проект не содержит разъяснений по
вопросам, вызывающим наибольшие
разногласия при выдвижении и
регистрации, таким как вопросы,
связанные с отсутствием каких-то
сведений, документов, заверительных
подписей и пр. Полностью отсутствуют
рекомендации по проверке подписей в
поддержку выдвижения кандидата.
Недостаточно четко
оговорено сотрудничество
представителей избирательных
объединений, кандидатов с
регистрирующей комиссией при проверке
документов. Не описаны процедуры
формирования Рабочей группы,
проверяющей документы избирательных
объединений и кандидатов. В некоторых
случаях утверждения носят
противоречивый характер; имеется
некоторое количество избыточных
определений и опечаток.
Иначе говоря, в проекте
рекомендаций не сделана попытка
изменить практику, при которой
избирательные комиссии являются
инструментом по поиску недостатков в
документах некоторых кандидатов, а не по
обеспечению избирательных прав граждан.
Отметим также тот факт, что 23
апреля 2014 г. во втором чтении принят
проект федерального закона № 450100-6, и,
новый федеральный закон, по-видимому,
вступит в силу в течение ближайшего
месяца. Этот новый закон изменяет
перечень политических партий, чьи
кандидаты и списки кандидатов
регистрируются без сбора подписей, а
также изменяет количественные
требования к числу собираемых подписей
в поддержку выдвижения кандидатов. В
связи с этим, придется вносить
существенные изменения в текст
рекомендаций (с.с.26-27).
Если говорить о структуре
методических рекомендаций, было бы
разумно не повторять многократно
названия одних и тех же документов, а
составить таблицу, в которой
перечислены все необходимые для
выдвижения и регистрации документы,
отметив в ней случаи, когда те или иные
документы не требуются. Несомненно, в
рекомендациях будут полезны и формы
всех документов, которые представляются
в регистрирующую комиссию (некоторые из
этих форм приведены в проекте в качестве
приложений).
Ниже
представлены предложения по изменению
текста проекта. Здесь мы ограничиваемся
только существенными поправками, не
предлагая исправление опечаток,
исключение избыточного текста и прочие
мелкие поправки, хотя, несомненно, такие
поправки могли бы существенно улучшить
документ.
Место в
тексте проекта
Предложение
по изменению текста
Комментарий
Стр.8, абзац 4
4-й абзац поставить сразу за 1-м.
Этот абзац дополнить сроком
публикации указанных документов.
В 1-м и 4-м абзацах речь идет об
одних и тех же актах. Естественно было
бы не разрывать текст
Стр.8, абз. 2
Исключить слова «приему и»
Прием документов – сугубо
техническая работа. Его должен
производить уполномоченный член
комиссии, в крайнем случае –
уполномоченный сотрудник аппарата
комиссии. Он не проверяет содержание
документов, а лишь их наличие.
Стр.8 абз.4
После 4-го абзаца вставить
текст, регламентирующий формирование
и деятельность Рабочей группы:
«Рабочая группа формируется
из членов избирательной комиссии, а
также сотрудников аппарата
избирательной комиссии. Члены
избирательной комиссии, как с правом
решающего, так и совещательного
голоса включаются в Рабочую группу
при их желании в обязательном порядке.
Комиссия назначает председателя и
секретаря Рабочей группы из состава
членов комиссии.
После подачи документов на
выдвижение кандидата, списка
кандидатов в состав рабочей группы по
письменному требованию
соответствующего кандидата,
избирательного объединения
включается представитель данного
кандидата, избирательного
объединения (исключением является
случай, когда член комиссии с правом
совещательного голоса от данного
кандидата, избирательного
объединения уже включен в состав
Рабочей группы). Полномочия такого
представителя начинаются с момента
представления в избирательную
комиссию указанного требования.
Ответственность за хранение
документов, поданных на выдвижение и
регистрацию кандидата, списка
кандидатов несет председатель
Рабочей группы. Все указанные
документы рассматриваются только на
заседаниях Рабочей группы.
Заседания Рабочей группы
созываются председателем Рабочей
группы. Все члены Рабочей группы
оповещаются обо всех заседаниях.
Председатель Рабочей группы может
приглашать на заседания любых лиц.»
При проверке документов
следует обеспечить некоторый уровень
открытости и гласности. В проверке
должны участвовать представители
всех заинтересованных лиц, а не только
некоторых. Для кандидатов и
избирательных объединений важно
получать оперативную информацию о
претензиях к их документам.
Стр.8, абз.5
Изложить в редакции: «Комиссия
обязана проводить прием документов на
выдвижение и регистрацию в период,
установленный законом для подачи этих
документов в течение времени своего
рабочего дня, установленного решением
комиссии. Время рабочего дня комиссии
должно составлять не менее 8 часов
каждый рабочий день, а в случае, если
последний день подачи документов
приходится на выходной или
праздничный день – не менее 8 часов в
этот день. Решение комиссии о времени
работы публикуется в средствах
массовой информации и размещается при
входе в здание, где размещается
комиссия.
Комиссия своим решением
устанавливает график дежурств членов
комиссии с правом решающего голоса, с
учетом того, что прием документов
должны осуществлять не менее двух
членов комиссии. При приеме
документов члены комиссии должны быть
обеспечены необходимыми инструкциями,
бланками и печатью комиссии.
Комиссия обязана обеспечить
лицам, доставившим документы на
выдвижение и регистрацию, немедленный
доступ в помещение, где принимаются
эти документы».
Отговорки типа «Председателя
нет» или «Печать у председателя»
встречаются достаточно часто. Надо
установить время, когда комиссия
обязана принимать документы без
отговорок.
Регистрирующие комиссии
часто скрываются в зданиях
администраций, защищаемых от граждан
полицией.
Стр.9, абз. 4.
Прием документов на
выдвижение и регистрацию
осуществляют два члена комиссии с
правом решающего голоса в
соответствии с установленным
графиком дежурств. Принимающие
документы члены комиссии обязаны:
- проверить по перечню,
установленному законом, наличие
документов, необходимых для
выдвижение или регистрации кандидата,
списка кандидатов и отметить это
наличие в справке-подтверждении,
указав в ней также количество листов
каждого документа;
- в случае, если документы
подает кандидат в порядке
самовыдвижения, при отсутствии
необходимых копий изготовить
ксерокопии с оригиналов документов и
заверить ксерокопии своими подписями
и фамилиями;
- если в процессе приема
документов обнаружилось отсутствие
каких-либо необходимых документов,
принимающие члены комиссии обязаны
предупредить сдающего документы о том,
что данный факт является основанием
отказа в заверении списка, исключения
кандидата из списка или отказа в
регистрации. При этом сдающий может
либо отказаться от сдачи документов,
либо в срок до рассмотрения
документов Рабочей группой
предоставить недостающие документы;
- после приема документов
выдать кандидату или его
уполномоченному представителю,
уполномоченному представителю
избирательного объединения справку-подтверждение
о приеме документов, предварительно
заверив ее своими подписями,
фамилиями и печатью комиссии.В случае отсутствия необходимых
документов этот факт отмечается в
справке-подтверждении. Заверенная
копия справки-подтверждения, либо ее
второй экземпляр остается в комиссии;
- по требованию сдающего
документы лица после тщательной
проверки заверить своими подписями и
фамилиями, а также печатью комиссии
опись сдаваемых документов,
представленную этим лицом.
Функции принимающих
документы членов комиссии
заключаются в том, что они проверяют
наличие необходимых документов. Они
не вправе отказать в приеме
документов, если сдающий на этом
настаивает. Однако они должны
отметить в справке-подтверждении факт
отсутствия необходимых документов.
С целью усиления гарантий
кандидаты зачастую готовят свою опись
сдаваемых документов. Дело в том, что
бланки справок-подтверждений иногда
бывают неполными, да и заполняются не
всегда добросовестно. Принимающие
обязаны тщательно сверить сдаваемые
документы с описью, заверить опись и
выдать ее сдающему.
Стр.9, абз.5
Исключить
Непонятно, о чем речь? Какая
ответственность имеется в виду?Уголовная, административная,
дисциплинарная, конституционно-правовая?
Стр.9, абз.6
Можно оставить в качестве
примера бюрократического маразма.
Типичный пример мнимой
заботы об инвалидах. Сначала
говорится, что инвалид, если он не
может что-там заверить, может
воспользоваться помощью другого лица,а потом говорится, что он должен
перед этим нотариально удостоверить
полномочия этого другого лица.
Стр.10, абз.4
Исключить
Справка-подтверждение – это
подтверждение о приеме документов, а
не об их содержании. Поэтому она
должна выдаваться немедленно после
сдачи документов.
Стр.11, абз.2
Изложить в редакции: «Вопрос
о полноте комплекта документов,
поданных при выдвижении списка
кандидатов, рассматривается на
заседании Рабочей группы в течение
двух дней со дня подачи документов. На
это заседание Рабочей группы
приглашается уполномоченный
представитель избирательного
объединения. Рабочая группа
составляет заключение о рассмотрении
документов, поданных на выдвижение
списка кандидатов с перечислением
требований закона, не выполненных
избирательным объединением при
выдвижении списка или с указанием на
отсутствие таковых. Не позднее чем
через три дня после подачи документов
на выдвижение списка избирательная
комиссия на основе заключения Рабочей
группе принимает мотивированное
решение о заверении списка или об
отказе в его заверении.
Стр.11, абз.4
Дополнить абзац следующим
текстом: «Не могут служить
основаниями для отказа в заверении
списка отсутствие каких-либо
документов, предусмотренных статьей 33
Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации"для выдвижения отдельных
кандидатов. Наличие в рассматриваемых
документах описок, а также ошибок,
которые не ставят под сомнение
законность выдвижения кандидатов не
могут служить основанием для отказа в
заверении списка.»
Для наших комиссий надо
писать более четко что НЕ МОЖЕТ
служить основанием для отказа.
Стр.13, абз.2
Исключить
Этот абзац вводит в
заблуждение. Законом такая норма не
установлена, но некоторые комиссии ее
применяют. Лучше, конечно, сдавать
документы вместе, но если кандидат что-то
забыл, то ничто не запрещает ему
дополнить свои документы. Более того,
это правильно: комиссия должна
помогать кандидату и оповещать об
отсутствующих или неправильно
оформленных документах.
Тем более, что этот абзац
противоречит возможности дополнения
и замены документов, о которой
написано в проекте ниже.
Стр.13, абз.3
Изложить в следующей
редакции: «При выявлении неполноты
сведений о кандидатах или
несоблюдения требований закона к
оформлению документов Рабочая группа
немедленно, а соответствующая
избирательная комиссия не позднее чем
за три дня до дня заседания
избирательной комиссии, на котором
должен рассматриваться вопрос о
регистрации кандидата, списка
кандидатов, извещает об этом
кандидата, избирательное объединение.
Кандидат, избирательное объединение
не позднее, чем за один день до дня
рассмотрения вопроса о регистрации
кандидата, списка кандидатов вправе:»
Если Рабочая группа
обнаружила недостатки в документах
кандидата, то нет никаких причин
умалчивать о них, выжидая 3 дня до дня
регистрации. Если в деятельности
Рабочей группы участвуют
представители кандидата,
избирательного объединения, то
доведение сведений о недостатках
происходит автоматически.
Стр.14, абз.5 строка 7
Слова «на своем заседании
принимает решение об извещении
кандидата, избирательного
объединения о выявленных недостатках
представленных документов, которым
утверждается документ, извещающий»
заменить на слова «письменно извещает»
Предлагаемая проектом
процедура слишком громоздка и может
затянуть время оповещения кандидата.
Никто не запрещает такое извещение
выдать кандидату через должностных
лиц или аппарат комиссии, что ускорит
оповещение кандидата.
Стр.15, абз. 3
Исключить
См. предыдущую поправку
Стр.16, абз.1
После первого абзаца
добавить следующий абзац: «При
рассмотрении документов, поданных на
выдвижение и регистрацию кандидата,
списка кандидатов избирательная
комиссия должна содействовать
устранению недостатков и неясностей в
документах кандидата, основывать свои
решения исключительно установленными
фактами. Недостатки в документах
кандидата не могут считаться
отсутствием (непредставлением)
документов, за исключением
представления документов, признанных
судом подложными. Недопустим отказ в
регистрации кандидата на основании не
подтвержденных судом подозрений о
недостоверности сведений о кандидате».
Данную поправку предлагается
внести в проект, чтобы акцентировать
внимание комиссий на их обязанности
объективно относиться к кандидатам и
проявлять «презумпцию доверия»
относительно кандидатов.
Стр.17, абз.1, 2-я и 3-я строки
снизу
Добавить упоминание о
подпункте в) пункта 24 ст.38 и упоминание
о подпункте б) пункта 25 статьи 38.
Именно так и поступают
комиссии: заявляют об отсутствии
документа, используя его недостатки в
представленном документе.
Стр.17, абз.1
Дополнить абзац следующим
предложением: «Комиссия не вправе
принять решение об отказе регистрации
на основании подпунктов г), д), д1)
пункта 24 или подпунктов в) и г) пункта 25
статьи 38, если она не выполнила
требования пунктов 6 или 7 статьи 38
Федерального закона №67-ФЗ или
требования закона субъекта Федерации
о своевременном ознакомлении
кандидата, избирательного
объединения с результатами проверки
подписных листов.»
Составители проекта забыли о
главном способе отсева кандидатов-самовыдвиженцев:
по подписям.
Стр.18, абз.2
Дополнить абзац следующим
текстом: «Рекомендуемый минимальный
объем сведений об имуществе и доходах
кандидатах составляют следующие
сведения:
- о денежном доходе кандидата
за год, предшествующий году
назначения выборов; - о суммарной
площади помещений, находящихся в
собственности кандидата; - о суммарной
площади земельных участков,
находящихся в собственности у
кандидата;- об общем количестве
транспортных средств, находящихся в
собственности у кандидата;- о
суммарных денежных средствах
кандидата, находящихся на счетах в
банках; - о наличии у кандидата ценных
бумаг.
В случае если законом
предусмотрено предоставление в
избирательную комиссию сведений о
доходах и имуществе супруга кандидата,
рекомендуемый минимальный объем
сведений должен содержать суммарные
данные по имуществу супругов.»
Предлагаемая в проекте норма
основана на законе, но иногда приводит
к умышленному сокрытию информации от
избирателей: избиркомы слишком
усекают объем предоставляемых
сведений.
Стр.21, абзац 2
Изложить в следующей
редакции: «Передачу документов,
необходимых для выдвижения и
регистрации кандидата-самовыдвиженца,
а также кандидата, выдвинутого
партией по одномандатному (многомандатному)
округу может осуществлять кандидат,
его уполномоченный представитель по
финансовым вопросам или доверенное
лицо (за исключением передачи
заявления о согласии баллотироваться).
Передачу документов, необходимых для
выдвижения и регистрации списка
кандидатов осуществляет
уполномоченный представитель
избирательного объединения»
Непонятно, что такое «вправе
выступать».
Стр.23, абз.3
Сделать сноску со слов «прекратить
деятельность»: «В случае, если
кандидат не занимался такой
деятельностью, это указывается в
заявлении».
Сделать ссылку на Приложение
№4.
Неудачная формулировка
закона вводит многих кандидатов в
замешательство. Как можно прекратить
деятельность, которой не занимаешься?
Это замечание относится и к
Приложению №4. В комментариях к этому
приложению лучше бы описать, какая
деятельность несовместима со
статусом депутата.
Стр.23, абз.5
Слово «копии» заменить на
слово «ксерокопии». После слов «ксерокопию
паспорта» добавить слова «(второй и
третьей страниц, а также страницы с
указанием места жительства)».
Дополнить абзац следующим текстом: «При
представлении документов от
избирательного объединения
ксерокопии изготавливаются
избирательным объединением и
заверяются уполномоченным лицом
избирательного объединения. При
представлении документов кандидатом
ксерокопии заверяются членами
комиссии, принимающими документы и
могут быть предварительно
изготовлены самим кандидатом, либо -
по требованию кандидата -
избирательной комиссией.»
Слово «копия» не имеет
общепринятого юридического значения.
Некоторые комиссии требуют
копии всех страниц паспорта,
некоторые этого не требуют…После
чего кандидату могут оказать в
регистрации на основании того, что «не
представлен документ…»
Изготовление и заверение
ксерокопий для отдельного кандидата
– дело комиссии.
Стр.27, абз.3
Слова «на должность высшего
должностного лица субъекта
Российской Федерации» перенести
вперед и поставить после слов «При
выдвижении»
Крайне неудачная
формулировка первого предложения.
Можно подумать, что все кандидаты,
выдвинутые в порядке самовыдвижения
должны собирать подписи
муниципальных депутатов.
Стр.42, абз.5, последнее
предложение
Неудачная формулировка. ЦИК
не может давать указания законодателю.
Надо сформулировать как рекомендацию
организующей комиссии.
Стр.43, абз.2
2 раза заменить слово «соответствующей»
на слово «этой». Дополнить абзац
следующим текстом: «Документом о
выходе из партии может, в частности,
являться заявление, поданное в
соответствующий орган партии и
зарегистрированное им.»
Соответствующей чему?
Ну, и следует учесть обычный
прием с отказом в регистрации «неотпущенным»
членам партии (см., например, последний
случай в Волоколамске).
Стр.44, пункт 3.2, абз.1
В начале абзаца добавить
слова «В случае, если законом субъекта
Федерации предусмотрено выдвижение
кандидатов по одномандатным (многомандатным)
округам без представления списка в
организующую комиссию…». В связи с
этим, возможно, придется
подкорректировать пункт 3.1.10 и весь
остальной текст пункта 3.2.
Из пункта 3.2 в совокупности с
пунктами 3.1.10 и 3.2.13 можно сделать вывод,
что кандидат, выдвинутый партией по
мажоритарному округу, представляет в
окружную комиссию документы, которые
там уже есть. Здравомыслящие
кандидаты иногда этого не делали, за
что и были наказаны бдительными
комиссиями. Хорошо бы донести здравый
смысл и до комиссий.
Стр.49, абз.5 (п.3.4.2)
Дополнить абзац следующим
текстом: «Если такой кандидат
выдвинут в составе списка по единому
избирательному округу, то копия
приказа (распоряжения) передается
уполномоченным представителем
избирательного объединения в
организующую избирательную комиссию
не позднее, чем через пять дней со дня
регистрации списка.»
Непонятно, куда исчезло
аналогичное требование к кандидатам
из пропорционального списка.
Стр.49, абз.5 (п.3.4.2)
Очевидно, данный абзац надо
дополнить разъяснениями о том, что
значит «находиться на
государственной или муниципальной
службе».
Этот вопрос вызывает
многочисленные разногласия, особенно
в случае, когда используется прием
срочного назначения кандидата «временно
исполняющим обязанности».
Стр.
29, Раздел I
Дополнить раздел подразделом
«1.5. Проверка подписных листов в
поддержку выдвижения кандидата,
списка кандидатов». Данный подраздел
разделить на 2 части: «1.5.1. Проверка
листов поддержки выдвижения
кандидата на должность высшего
должностного лица субъекта Федерации»
и «1.5.2. Проверка подписных листов с
подписями избирателей в поддержку
регистрации кандидата, списка
кандидатов».
Отказы в регистрации,
особенно кандидатам самовыдвиженцам
чаще всего связаны с выбраковкой
подписей, которой комиссии в
некоторых случаях занимаются
настолько рьяно, что сразу становится
очевидной их пристрастность к
определенным политическим силам. ЦИК
РФ имеет возможность своими
рекомендациями несколько умерить пыл
регистрирующих избирательных
комиссий при проверке подписей.
Однако данный важный момент,
связанный с регистрацией кандидатов,
совершенно упущен в рассматриваемых
Методических рекомендациях. Партия
предлагает помощь ЦИК РФ по написанию
этого достаточно объемного раздела.